Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
1
21:59, 14 февраля 2012

С чем едят номады ноосферу в Боровом. Апгрейд философии мышления!

Blog post imageНастала пора сказать о чтойности бытия, точнее, его светской ипостаси. Что это такое? Ну, если вы читали труды академика Вернадского и знакомы с понятием ноосферы, а также не чурались трудов Карла Юнга, Мартина Хайдеггера, Мераба Мамардашвили и Георгия Щедровицкого, а также таких великих детективов мышления как Джидду Кришнамурти, то, пожалуй, вы будете рады узнать про Древо Мышления, выросшее на почве Ой аланы (Ясной поляны или поляны Аблай хана) в Боровом.

Итак, ниже привожу фрагмент из своего труда «Гомо информатикус. Мировоззрение с открытым исходным кодом».

Глава 9. Ой жузi как инфотип миромышления

9.1. Креаспецифика Ой жузi как суть ноосферы

Мировосприятие этого самого креативного жуза (мировоззрение деперсоналистического типа — это, что в форме) есть вектор конвенционального порядка, сродства мироописаний, проще говоря, творческая линия разумности или информации. Мы назвали данный смысловой вектор термином Ой жузi. «Ой» на тюркском означает «Логос», «Мысль», «Озарение», «Ясность». Т.е. это некая плавающая, постоянно находящаяся в движении объединенная проекция мироосмысления и мироуточнения. Ой жузi (его символом в архитектурном комплексе Астаны является сооружение Байтерек) есть своего рода общесоциальный орган миромышления или ноосферы человечества.

Почему Древо Мышления я связываю с Байтереком (как мифологическим древом в тюркской мифологии, так и реальным архитектурным сооружением-символом в Астане), просто я мыслю Байтерек как Древо Мышления, имеющее метафорические и духовные корни в курорте Боровом (Шучинск), на поляне «Ой аланы». Про курорт «Боровое»: здесь нашел свой последний приют такая знаменитость как Владимир Вернадский, сформировавший современное понятие «ноосферы», которого с рядом других советских мыслителей мировой величины эвакуировали в 1941 году в Северный Казахстан, на курорт Боровое. Правда, его прах потом перевезли в Москву. но это уже другая история. Суть в том, что полноценную концепцию ноосферы он создал именно в Боровом, часто прохаживаясь в пеших прогулках по Ясной поляне.

Из отечественных алхимических сподвижников Ой жузi могу назвать замечательного казахстанского психолога, вице-президента общества психологов Казахстана времен 80-х прошедшего века — Марса Субханкулова. Сейчас 73-летний невероятно живой и подвижный мастер воздушно-светского мировоззрения проживает в Кокшетау и помимо прочего увлекается эзотерическим фотоискусством. Этот человечек еще в советские годы, организовывая республиканские олимпиады психологов-студентов, приводил их на место силы, поляну «Ой аланы» (или «Ясная поляна», сейчас ее официально нарекли поляной известного казахского исторического деятеля Абылай-хана) в курорте Боровом. На поляне наш герой всех заставлял, по его словам, прочувствовать живительную толику святого присутствия, усадив сотни две психически акцентированных юношей и девушек вкруговую, по-аксакальски на одно из древнейших мест духовной силы в Казахстане (издавна на этой поляне собирались степные племена и аксакалы здесь принимали судьбоносные для народа решения, а также те, кто хотел получить ответ Неба на свой самый главный и жгучий вопрос -- на этой поляне обретали Ответ, после проведенной здесь ночи). Я благодарен судьбе за достаточно тесное знакомство и общение с Марсом. О нем подробнее читайте в следующем посте.

9.2. Философский камень алхимиков

Словоформа «Ой» указывает на некоторый просвет, зазор, сквозь который льется Святой Дух озарения. Первичное мышление — это всегда некое ойкание, благоговение перед внезапно открывшейся Истиной. И этот процесс есть ничто иное, как обретение Философского камня алхимиков, являющегося информацией-коррелятом, мышлением в чистом виде, преображающем вещность мира в золото вечности. Озаряющая форма короткого казахского слова несет глубокую смысловую нагрузку.

Можно подметить, что и динамично-неподвижное китайское «дао», «де» — достаточно близки по произношению и практически идентичны по внутреннему значению. Близко к функционалу Ой жузi (можно сказать, со статической стороны) примыкает также конфуцианство с его регламентами, ритуалами, почитанием старшинства, а в области «экономической» — такая древняя традиция как фен-шуй, обучающая канонам рациональной организации домашнего пространства.

Ой жузi — это жуз мышления в прямом смысле слова. Жуз покровительствует деятельности по одухотворению мира, собирает различные реальности в композицию осмысленного восприятия, производит поэтапную комплексную трансформацию неорганических и органических феноменов мира в духовные организмы. Так или иначе, но появление органических теорий об устройстве мира, концепты ноосферной, соборной мыслежизнедеятельности возникают при акцентации этого мироощущения. Ой жузi организует структуры мироздания по удивительным канонам золотого сечения.

9.3. Путеводная звезда для профессионала

Согласно Шри Ауробиндо, существует Супраментальный разум, где Глобальный разум занимает нижнюю полусферу. Но наш Ой жузi (кстати, словоформа «ой» — достаточно сферическая по звучанию и вертикально ориентированная по графеме написания — как в кириллице, так и в латинице) в этой метафизической модели небесной геометрии занимает скорее вертикальную i-полусферу, соответствуя своеобразному профайлу, профилю головного мозга человека.

Данный жуз, сверхлогическим (а может самым, наоборот, нормальным) образом не деля мозг на левое и правое полушария, благоволит сверхнормальной специфике всех имеющихся профессий и ремесел мира, вносит в мир сверхточное понимание сути мастерства специализации, будь это профессии воина, бухгалтера, врача, священника, гувернера или заботливой няни. В этом смысле каждая профессия есть путь мышления к сверхнормальному мышлению, а Ой жузi есть путеводная звезда для профессионала...

9.4. Операционная система человека

В земной эмпирике Ой жузi — это Форма форм, одновременно и Смысл смыслов, живой Узор узоров, универсальная Дхарма буддистов, сакральный Ритуал ритуалов конфуцианства, Этика этик мира. Если говорить научным языком, то это саморазветвляющийся Фрактал фракталов. Фрактал — научный термин, применяемый в науке и обозначающий повторяющуюся геометрическую модель. Это неправильная или состоящая из фрагментов геометрическая форма, которая может быть многократно поделена на части, каждая из которой является уменьшенной копией целой формы. Понятие образовано в конце XX века французским математиком Бенуа Мандельбротом от латинского Fract («часть»).

С другой стороны, описываемый жуз является универсальным Дао-регулятором мира, своего рода базовой операционной системой мироздания, на основе которой мировоззрения-программисты создают духовные коммуникационные площадки с разной степенью иерархичности. В этом контексте земные операционные системы Windows и Linux, как и глобальные системы как Сети Интернет, включая практику компьютеризации и автоматизации предприятий и государственных органов — это ограниченные, несовершенные, но весьма красноречивые отражения духа Ой жузi.

9.5. Духовная номадика объемного мышления

Известный и модный французский мудрец Жак Аттали ввел в свое время понятие интеллектуального номадизма. При всем уважении к одному из главных теоретиков французского номадизма, мы считаем, что такой заманчивый интеллектуальный номадизм, безусловно, стоит дополнить номадизмом духовным, т.е. сверхинтеллектуальным. Ведь удовольствие получаешь не только порой в излишне духозахватывающей погоне за знаниями или банальном расширении человеческих потребностей. Такой тренд имеет место в известных пределах провиденциальной целесообразности, так сказать, как нечто сопутствующее, прикладное к духовному вектору номадизма. Суть Ой жузi состоит, прежде всего, в пирамидальном номадизме-сквожении, уточняющем и углубляющем миросмыслы, утончающем дух человека, приводя его в итоге к реализации вертикального сверх-со-стояния путем не ограничений, а вдумчивой конвертации рыночных потребностей в духовные. Это сущностное различие между нашей и французской трактовками номадизма.

Проиллюстрируем вышесказанное для большего понимания, а также и для совершенствования непонимания как дополнительной стороны понимания. Так вот, недостаток (а может и высшее достоинство) номадизма по-французски проявляется в созерцании преимущественно как бы покатых горизонтов, а не как бы выпрямленных вертикалей метаистории информационного общества. Говорим как бы, потому что это все же достаточно условное замечание, призванное оттенить акцент французских мыслителей и поставить их направление на «определенную плавающую бифуркационную полочку» в нашем сознании. Это просто великолепно, что постмодернисты родины Жанны Д’Арк ввели в философский обиход чрезвычайно насыщенные и полезные для расширения понимания природы сознания и космоса метафоры ризомы, как своеобразного клубня, варьирующего понятийные нити «верха» и «низа», «отцовства» и «сыновства», глубины и поверхности… Однако через некоторое время, после головокружительного погружения в стиль мышления, например, Делёза или Гваттари, остро начинаешь ощущать, что в пронзительных и жарких интуициях французских номадистов как бы отсутствует день, солнце, все время присутствует некая мистическая ночь, сумерки, где нет ничего определенного, все обретается ощупью, вдруг… Но стоит ли забывать о том, что в мире помимо мистической ночи есть еще и не менее мистический день, помимо сумерек есть еще и ясный солнечный полдень, который тоже имеет право на жизнь. Т.е. существование ризомы как метафоры, какой бы грандиозной и космологичной она не была, не отменяет, а скорее дополняет существование традиционных метафизических метафор.

В свою очередь, как мы думаем, метафора Ой жузi поэтому есть своего рода символ такой сверхинтеллектуальной, объемной традиции, такого сверхэлитного равенства, которое можно описать как общую объемную пирамиду мышления для живого и духовно зрелого взаимодействия мифических описаний мира, взаимодействия абсолютно онтологически равных, но феноменально (а может и сверхфеноменально!) бесконечно разных уникальных мировоззрений. Всякий мировоззренческий пласт пирамиды равен другому пласту, если принять во внимание непересекающуюся геометрию их устроения при взгляде как сверху, так и в профиль. Это тот случай, когда любая формально выделенная духовная часть не только имеет возможность оказаться равной, но и действительно равна духовному целому. Хорошей иллюстрацией этого как бы парадоксального, но вместе с тем совершенно естественного постулата служит пример из дискретной математики, когда бесконечность общего числового ряда натуральных чисел оказывается равной вдвое меньшей частной бесконечности четных натуральных чисел. Иными словами бесконечность N (1, 2, 3 и т.д.) равна бесконечности X (2, 4, 6 и т.д.). Такое вот эволюционное мировоззренческое равенство и братство «духовных бесконечностей».

И еще. Само слово «номад» все же неслучайно происходит от древнегреческого слова «nomos», означающего «закон», «порядок». Ведь те же идеалы духовной (мужской) тверди мира, математически точной ноты, правильных поступков, праведной жизни, «алетейи-истины» транслировались, если верить преданиям, через целую плеяду эллинских мудрецов[1] в правовую колыбель человечества — древнегреческую и древнеримскую цивилизации, которые и приучили современного человека (не всех, разумеется J) тщательно и педантично изучать законы природы, выявлять кочующие вечные ценности сквозь призму исторических времен.

Поэтому и утверждаем, что более-менее оформившаяся религия обладает своеобразной и только ей присущей номоспецификой, особой смысловой подвижностью. Понятие номадизма в своей лексической сути означает ничто иное как конвергенцию, интеграцию смыслов. В этом термине пересекаются, взаимообогащаются два древних значения «номоса» как «кочевничества, путешествия» и древнегреческого «закона, порядка». Благодаря посредничеству Ой жузi человек погружается в рабочую атмосферу исполнения святых желаний Рух жузi, ловит на себе проницательные взгляды Ана жузi, слушает музыку Коке жузi, вкушает аристократию Аруах жузi, осязает неудержимую тягу к Бала жузі и, наконец, объединяет в себе, интегрирует эманации мужественного Ие жузi и женственной Ай жузi.

9.6. Быть программистом или юзером мышления?

О чем нам говорит Ой Жузi? О том, что через мышление можно познать Бога, о том, что это самый легкий способ богопознания для современного интеллектуала. Это та точка, в которой концентрируется духовная жизнь типичного интеллигента, который курит, читает книжки, носит очки, иногда матерится, носит с собой ноутбук, стремится заработать больше, чтобы можно было позволить себе купить новый ноутбук и новые книги. И не надо думать, что Бог умер. Он играет в нас. Играет мыслями, грязными носками, криками жены, недовольством детей, безобразием инертного невежества тысяч и тысяч минут и секунд, входящих и исходящих из потока нашей жизни. Концентрируясь на мышлении, мы обнаруживаем свою объемность, свое тело мышления с мускулами, венами и сухожилиями, костяком принципов и нервной системой озарений. Мозг нашего мышления испускает мириады импульсов микросатори, соотносящих опыт жизни с истиной.

Мы пронизаны сетями и пучками мышления тысяч своих современников, подключающихся и отключающихся от паутины терминологических братств. Находя в браузере мыслеформы какой-либо конкретный абстрактный термин, мы запускаем процесс глобального мышления со своей точечной стороны. И точка становится потоком с многообразными ответвлениями, сходящимися и расходящимися веерами энергетических сообществ мышления. Так мы мыслим. Так мыслю я. Кажется, Калинаускас писал или говорил на одном из форумов, что сегодня мир погряз в мании управления: все пытаются чем-то и как-то управлять, всем это дюже интересно, все озабочены управлением, менеджментом и т.д. и т.п. Он описывал признаки этой мании у Декарта, у того типа личности, который стремится быть царем природы и верит в формулу «cogito ergo sum». Все это верно. Но, если понимать под мышлением и идеей управления (как следствия обожествления феномена мышления) не фикцию, а аспект подлинной Истины, то дело может принять несколько иной оборот. Мышление становится в этой позиции сообщником Истины, другом её, а не психически ненормальным маньяком.

По большому счету, мышление — это основной, базовый формат нашего человеческого существа. Это наше уникальное отличие от других форм жизни. Я далек от мысли лишать всех остальных существ нашего земного плана способности мыслить. Нет, просто у них, как правило, это не основной лейтмотив, не такая нудная привычка, как у человека. Собака, например, тоже умеет мыслить и мыслит, но недолго, и в строго определенные, необходимые моменты жизни. А человек — совсем другое существо, которое мыслит, когда надо и не надо. Самое интересное, что модальность надобности и ненадобности обратима, и те мысли, которые человек мыслил по ненадобности, могут стать жизненно необходимыми в любой момент. И получается, что мышление и персонально продуманные мысли — это и есть кладовая, сокровище, главное богатство человеческого существа. Слова — это информационные чипы с множеством уровней использования. Умный человек записывает в них самое важное, нужное, эффективное из своего опыта мышления. В этой связи, конечно, важно мыслить в персональном ключе, а не вообще. Но тут возникает одна коллизия. В частности, некоторые весьма авторитетные западные и восточные мыслители подвергают сомнению способность мыслить общими категориями. Но лично я считаю, что это возможно. Как возможно, например, пользоваться технологиями на уровне пользователя или юзера, как сейчас говорят.

Выражаясь другими словами, в мышлении тоже можно быть юзером. И даже более того, нужно быть юзером как можно более продвинутым. Пожалуй, это тема для отдельного разговора. Фактически, это глобальный тренд в нашем обществе третьего тысячелетия. И, естественно, что таким великим конструкторам (программистам) мышления как Кант, Гегель, Аристотель, Платон, аль-Фараби, Будда, Декарт и целому ряду других, всегда будет казаться неадекватным поведения юзера мышления, то есть мышление обычное, не касающееся инструментом вопрошания загадок и тайн феномена мышления. Конечно, многие скажут, что невозможно мыслить в собственном смысле этого слова, одновременно не соприкасаясь с глубиной сокровенных истин. Но это их голос из глубины, из конструкторской глубины, с высших эшелонов мышления. Мыслить можно на разных уровнях и пользовательский «этаж» есть самый первый из серьезных этапов-этажей мышления. И по большому счету, человек начинает соприкасаться с тайной, загадкой бытия уже при освоении первого этажа мышления. Раньше шофер должен был знать очень многое из устройства двигателя. Сейчас водитель должен знать скорее правила дорожного движения, обладать навыками безопасного вождения автомобиля, чем быть знатоком тормозных колодок или сенсорной панели.

9.7. Деперсональность информации или золото для всех

Пришла пора констатировать и еще одну вещь, а именно что Ой жузi есть ничто иное как сверхинтеллектуальный аспект Чтойности Бытия. Из наиабстрактнейшего тела данного жуза строятся (конечно, информационным образом) вся материя всей реальности и всех существующих и возможных реальностей. Эк, категорично, не правда ли?

Но согласитесь, наша техника, культура, исторические факты, наши тела и души, наша цивилизация — это информация нашего сознания существующим мирам. Человек в этом мире не является собственником вещей как духовного, так и материального порядка. Он владеет, строго говоря, информацией об этих вещах, со всеми вытекающими отсюда следствиями. Человек — это информационное существо с головы до пят! Не более и не менее.

Каждая вещь, орудие и существо этого мира несет свою уникальную информацию в мир  в той форме, которая является для него (нее, них) актуальной на данный момент. Даже если рассмотреть экономические реалии, весьма актуальные на заре XXI века для поглощающего большинства человеческих умов, то можно ясно увидеть, что сутью экономики является производство и распространение информации.

В средствах и формах производства любой экономической деятельности, начиная от первых первобытных инструментов и продолжая современными орудиями массового производства — присутствуют информационные элементы как ядро и суть всего процесса. Покупая на рынке товары и услуги, мы покупаем, прежде всего, экономическую информацию того или иного производителя товара и услуг. Форма товара или услуги есть непосредственная информация, которая транслируется производителем ее в мир сущий. И если раньше в эпоху средневековья экономическая информация была, так сказать, «штучным продуктом», то в современном человечестве стали преобладать массовые способы тиражирования (копии) одного и того же экономического продукта.

Почему так происходит? А потому что экономические факты есть неоспоримое выражение духовных процессов становления и эволюции сознания человечества, которое призвано понять свою информационную суть. Те же деньги  есть конвенциональная (договорная) информация о некоторой экономической ценности, которая воплощена в определенной бумажной банкноте или акции (векселе). То же золото (или бриллиант) становится ценным в силу распространения наравне с эстетической — экономической информации. Поэтому впору заявить, что информация есть самое истинное и самое настоящее богатство Всего и Вся в этом и во всех остальных мирах, причем, богатство всегда и везде доступное для использования каждым. Каждый из нас сказочно богат, человеки! Ведь информация всегда с нами и никогда не исчерпывается, а наоборот все время приумножается, если правильно с ней работать. Смысл экономики (согласно классическим аристотелевским интенциям) состоит просто-напросто в создании информации во всех смыслах этого слова. Но не всякий может создать полноценную информацию, а лишь объемно мыслящий. Создайте информацию, и она мгновенно распространится на духовном уровне, а на остальных уровнях (хотя существуют ли вообще эти уровни? J) она получит распространение согласно метафизическим конвенциональным договоренностям.

***

Мир Ой жузi — это Мир Информации как Мышления в первую очередь. Мышление незримо, неслышимо, неосязаемо... В то же время в эпоху глобализации каждый истинный лидер международного масштаба у нас на глазах обретает не только здравый научный смысл, но и тайно для широкой публики проходит опыт глубочайших религиозных, и даже интеррелигиозных откровений, т.е. для объемной информации. Это говорит о том, что для политиков новой генерации актуально не просто декларирование приоритета общечеловеческих, читай информационных ценностей, а категорическое (как вкусно пахнет Кантом, не правда ли?) следование этим принципам в реальной политической жизни.

В свою очередь, философам как основным агентам социального мышления современности пора находить действительно универсальные абстракции. Мышление есть процесс дальнейшего развития и создания информации, которая не имеет ни начала, ни конца, и принадлежит всем, но никому в отдельности!

В организме человека Ой жузi соответствует преимущественно головной системе высшей нервной деятельности, нейронам, синапсам нейронов, точнее, сети нервных клеток, связанных между собой и действующих по ассоциативным цепочкам в процессе активизации.


[1] Питтак Лесбосский (VII—VI вв. до н. э.), Фалес Милетский (624—546 гг. до н. э.), Биант из Приены (VII—VI вв. до н. э.), Солон (между 630 и 550 гг. до н. э.) и др.

 

-----------------------------------------------------------

Все эти мысли вытекают из моего мировоззрения, которое описано здесь.

Также смотрите мой сайт: www.beibit.sakhanov.kz
Бейбит Саханов на сервере Стихи.ру

 
1
657
1