Недавно всей семьей переболели ОРВИ. Половина оставшегося бюджета «до следующей зарплаты» пришлось потратить на лечение. 80% затрат пришлось на лекарства и медицинскую технику (купили ингалятор). Это с учетом использования медицинской страховки на вызов врачей и приобретение части лекарств.
Болеть дорого. Очень дорого!
Помнится раньше, домашняя аптечка состояла из следующих лекарств (4-6 упаковочек): от кашля, аспирин, ну и цитрамон. А сейчас – полный шкаф лекарств, да еще одна полочка на двери холодильника забита мазями, капсулами, свечками. Болеть стали больше, а лекарств потреблять стали еще больше.
Я попытался «подсмотреть» в карман наших доблестных фармацевтов. Сколько они зарабатывают? Какие темпы роста у них? И будет ли еще расти данный бизнес в Казахстане? Ну и конечно, насколько это прозрачный рынок? Где открывать аптеку?
Мировая фармацевтика
По некоторым данным, фармацевтическая промышленность находится на 3-4-м месте по рентабельности. Самое главное, что состояние здоровья всегда является первостепенной заботой как каждого человека в отдельности, так и общества в целом, и на этом играет данная индустрия. Общий объем мирового фармацевтического рынка составила примерно 900 млрд. долларов. И каждый год он растет на 5-7%. Много ли это? Давайте сравним. Один из самых в мире перспективных и инновационных рынков является IT-отрасль. По данным IDC в 2011 году ожидается объем этой отрасли в размере 1,6 трлн. долларов. Рынок информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая телекоммуникационные услуги - 3 трлн. долларов. Получается, что фармацевтика не отстает.
Казахстанская доля в мировом объеме фармацевтического рынка составляет примерно 0,15%.На нашем рынке есть множество компаний, которые исследуют казахстанский фармацевтический рынок. В принципе они свою задачу выполняют хорошо. На сегодняшний день нет данных за 2011 год. Похоже идет сбор информации и обработка данных. Но я постараюсь немного экстраполировать данные, для получения приблизительных результатов. В 2010 году фармацевтический рынок РК (по ценам конечного потребления) составлял 1 290,2 млн. долларов или около 190 млрд. тенге (в России $21 млрд.)
В целом с начала 21 века был постоянный рост продаж, единственно было падение продаж в 2009 году на 5,4%.
Но в 2010 ситуация выровнялась и в 2011 ожидается рост. По расчетам аналитической компании Vi-ORTIS Group Consulting до 2014 года ожидается рост на 7-11%, при этом в 2011 году ожидали рост на 7%. Таким образом, в 2011 году общий объем составил 1380,5 млн. долларов или более 200 млрд. тенге. Цифра очень внушительная, не смотря на пессимистический прогноз аналитиков на 2011 год.Чем обусловлен рост рынка:
1. Увеличение продаж
2. Увеличение бюджета государственных закупок лекарств
3. Увеличение стоимости лекарств
С 2007 года начинается падение объемов ввоза продуктов в натуральном выражении (упаковок лекарств), с ростом объемов в денежном выражении.
Это объясняется просто: мы стали покупать дорогое лекарство.
Естественно практически все лекарства мы завозим из-за рубежа. В 2010 году импорт составил 976,6 млн. долларов при 5 млн. долларов нашего экспорта – в 195 раз меньше импорта.
Естественно цифры импорта растут. И думаю, что в 2011-2012 рост продолжиться. Обратите внимание на общий рынок в ценах конечного потребления в 2010 году – 1 290,2 и импорт в 976,6 млн. долларов. Получается на маржу оптовиков, аптек, таможню, транспортные расходы и самое главное на местных производителей лекарств, приходиться 313,6 млн. долларов – 24,3% . Что-то не совсем вериться в данные цифры. Или цифры по импорту завышают или снижен объем продаж.
В основном лекарства продаются через аптеки – 70% и 30% - это государственные закупки. Через сеть аптек в 2010 году было продано лекарственных средств на сумму 940,7 млн. долларов, а по государственным закупкам – почти $350 млн.
Сколько мы потребляем?
Один казахстанец приобретает в год лекарств на сумму в 83 доллара (В России около $113) или 12,2 тыс. тенге или около 18 упаковок.
Больше всего покупают лекарства в Алматы, Астане и в ВКО. Меньше покупают в Кызылординской и в Алматинской областях. Судя по мировым показателям потребления на душу населения лекарств, в Казахстане будет продолжаться расти данный показатель и запас роста еще большой.
Аптеки
Раньше можно было перечислить все аптеки в Алматы. Но 15 лет назад они начали расти как грибы. В любом доме и супермаркете начали открываться аптеки и это несмотря на сложности получении лицензии и наличия у компании провизора (продавец в аптеке). По официальным данным, в Казахстане насчитывается 6 163 аптек и аптечных киосков.
Больше всего аптек в Алматы и в ВКО. Наименьшее количество в Астане и Кызылординской области. Исходя из объема продаж в 2010 году и количества аптек, можно вычислить средний доход на одну аптеку – 22,4 млн. тенге в год или 1,9 млн. тенге в месяц.
Где больше всего успешный аптечный бизнес?
Он зависит от количества населения, потребления на душу населения и конкурентной среды. Я попытался выделить успешные регионы для данного бизнеса с помощью гистограммы.
Исходя их вышеуказанных гистограмм, получается, что из всех регионов, более выгодные условия для развития аптечного бизнеса приходится на Астану – это высокий объем потребления лекарств на одного человека и наибольшее количество населения на одну аптеку. Далее идет ЗКО и Актюбинская область. В принципе в «золотой угол» можно было включить Мангыстау, но там за 2 года идет снижение объема потребления В Алматы при высоком объеме потреблении идет высокая конкуренция. Поэтому здесь не благоприятные условия для развития.
Можно использовать еще другой способ расчета. Здесь берется годовой объем продаж на одну аптеку в регионе, исходя из объема потребления и количества аптек в регионе. И дополнительно включена характеристика: тенденция роста объема потребления на одного жителя региона за 2009-2010 года.
При таком раскладе получается:
В золотой прямоугольник попали: Актюбинская, ЗКО, Алматы и Астана. Здесь наблюдается рост потребления и большие объемы продаж.
Так что можете делать выводы.
Единственное что я могу порекомендовать. Есть три основных правила розничных продаж:
1 правило – место расположения точки продаж
2 правило – место расположения точки продажи
3 правило – место расположения точки продаж.
Успех данного бизнеса зависит, где вы установите аптеку. Будет это супермаркет, центр города и спальный квартал. Все это надо изучать и анализировать. Необходимо рассчитывать по каждому населенному пункту, по каждому району и кварталу, а также учитывать количество жилых и административных зданий, сколько проживает людей и работают в данных зданиях, проходимость дороги, автостоянки, проходимость торговых точек, количество конкурентов и т.п.
Надеюсь вам поможет данный анализ. Большое спасибо за внимание!