Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:26, 06 февраля 2012

Степной рыцарь как предтеча информационного общества

Исходя из научно обоснованных исторических фактов, казахское кочевое общество нельзя с какой-либо уверенностью назвать восточным

 

Скорее всего, казахское кочевое общество представляло собой особый вариант евразийского общества. Но особый не в том смысле, что он имеет, как и любой, свою специфику, а в том, что он вообще уникален и ставит перед нами вопрос: какую историческую функцию, единственную в своём роде и отличную от западных и восточных обществ, он несёт во всемирной истории?

 

Мы не можем сегодня привести положительного решения этого вопроса, но бросается в глаза любопытная особенность казахского кочевого общества: если начало индустриальной стадии развития западного общества связано, по мнению М. Вебера, с протестантской этикой, а Дикий Запад как классический образец «договорного» возникновения индустриального общества в какой-то мере с пуританским аскетизмом, то, так сказать, «информационно-индустриальная» структура казахского кочевого общества не знает ни религиозных постулатов, ни, что особенно важно и неоспоримо, какого-либо аскетизма. Здесь, по существу, мы не найдём ни «жизнеотрицающих» начал, ни религиозного рвения. Зато в значительной мере обнаружим целую систему радостного мироощущения, полноты восприятия и переживания окружающего мира.

Даже в своих обидах и разочарованиях казах кочевого общества как бы нащупывает свою человеческую экзистенцию и неосознанно наслаждается ею, открыто проявляя в глазах общества свои переживания. Эта любопытная особенность казахского кочевого общества, состоящая в органичном соединении индивидуальной свободы Запада и духовной соборности Востока, несомненно, проявляется в историческом пространстве как модель зарождающегося информационного общества, которое сделает людей не только свободными, но и открытыми, т.е. действительно счастливыми, и в этом смысле как бы повторит для человечества его традиционную пору «потерянного рая».
Только в этом смысле структуру казахского кочевого общества XIII–XVIII вв. можно в определённой мере, условно назвать традиционной.
«Жизнь – ради земных радостей, гибель ради схватки» – таков девиз кочевого казаха, степного рыцаря, который не жалеет о том, что славно пожил…

 
0
173
0