место в рейтинге
  • 691978
  • 4909
  • 541
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Смена парадигм в политическом PR Казахстана

Последнюю неделю в рамках своей новой должности руководителя аналитической службы в Интернет ассоциации Казахстана занимался только этим отчетом (с 1 января я больше не являюсь региональным обозревателем Яндекса в Казахстане). Думаю, этим небольшим исследованием я закрою тему прошедших выборов в нашей стране в своем блоге. За прошедшее время написал достаточно много:

1. Опрос №1. Если выборы в Мажилис состоятся завтра, за какую партию вы проголосуете? Но он оказался не репрезентативным в виду набежавших накрутчиков от партий.

2. Опрос №2. Задавался тот же вопрос, но в списке не было партии Нур Отан. Чтобы посмотреть, кто займет 2-е и 3-е места

3. Небольшой отчет с первого заседания Мажилиса пятого созыва. И почему выразили доверие Масимову

4. Побывал на митинге оппозиции. Рассказал об основных требованиях

5. Ну и посчитал сколько денег потратили партии на предвыборную агитацию

Напоследок решил оставить самое интересное, а именно то, как проходила предвыборная борьба партий в казнете. Я не исключаю, что многое было упущено. Но все же полагаю, что основное удалось заметить.

Предвыборная агитация, проводимая политическими партиями-участниками выборов, имела несколько особенностей:

  • короткий период (менее месяца) проведения агитационной кампании;
  • зимние погодные условия, осложнившие проведение массовых акций;
  • предновогодние и новогодние праздники, отвлекшие внимание избирателей от предвыборной гонки;
  • фактор внеочередности выборов, уменьшивший возможности политических партий по формированию комплексных и эффективных подходов (стратегий проведения) к избирательным компаниям;
  • фактор использования партиями казахстанского сегмента сети интернет (далее – Казнет) в качестве площадки для агитации.

В избирательную кампанию была вовлечена значительная часть пользователей Казнета, участвовавших в анализе предвыборных платформ партий, онлайн-опросах и обсуждениях всего того, что было связано с выборами. Можно с уверенностью говорить о том, что теперь информационное поле предвыборной борьбы или политического пиара формируется не только за счет традиционных СМИ, но и за счет так называемых новых медиа (социальные сети, блог-платформы, форумы и т.п.).

Трансформации в проведении избирательной кампании связаны с тем, что количество интернет-пользователей в Казахстане скачкообразно выросло за последние три-четыре года – с того момента, когда были снижены цены на подключение к сети интернет и увеличились скорости доступа. Сегодня относительное количество пользователей интернета в Казахстане уже переваливает за 40% от всего населения страны, а в отдельных социальных группах – таких, например, как жители крупных городов в возрасте 18–35 лет, достигает 70%. Для политической сферы это означает, что интернет-аудитория больше не является обособленным сообществом продвинутых пользователей интернета. Напротив, это многотысячная, массовая среда, социологически в целом совпадающая с оффлайновым большинством, следовательно, парламентские выборы в Мажилис в 2012-м оказались первыми в стране выборами, где кампания в новых медиа имела почти такое же значение, как и кампания в традиционных СМИ.

Новые медиа были замечены всеми политическими силами, участвующими в избирательном процессе, однако использовались ими они в разной степени. Основными причинами выхода партий в сеть являлись:

  • организация диалога с потенциальными избирателями;
  • объединение и мобилизация сторонников;
  • низкий финансовый «барьер входа» по сравнению с рекламой в традиционных СМИ;
  • мгновенное распространение информации через социальные сети;
  • быстрая реакция на появление негативных информационных материалов.

Таким образом, рассматривая информационное поле перед выборами, в первую очередь, необходимо проанализировать деятельность политических партий в Казнете в целом и социальных сетях в частности.

 

КАЗНЕТ

Народно-демократическая партия «Нур Отан» (далее – Нур Отан) и Коммунистическая народная партия Казахстана (далее – КНПК) провели весьма агрессивные агитационные кампании, используя разветвленную структуру молодежных организаций с целью повлиять на общественное мнение в Казнете. При этом, большое внимание уделялось таким инструментам сетевых возможностей, как комментирование, распространение статей и ссылок, участие в обсуждениях и т.д. Виртуальная борьба сторонников партий велась почти в каждой статье онлайн-СМИ, публикациях в Facebook и сообщениях в Twitter.

За весь агитационный период каждый участник выборов в Мажилис привлек определенное внимание аудитории в казахстанском сегменте сети Интернет. Общее количество упоминания партий в Казнете приводится на рисунке 1.

Рисунок 1 - Общее количество упоминаний партий в Казнете за весь агитационный период

При этом упоминания в относительных значениях выглядят так, как показано на рисунке 2.

Рисунок 2 - Относительные значения упоминаний партий по казахстанскому сегменту сети интернет за весь агитационный период

Не удивительным является тот факт, что партия Нур Отан за весь предвыборный период набрала больше всех упоминаний – 40%. Данный показатель достигнут за счет активной предвыборной кампании, популярности партии среди населения, привлеченного административного ресурса и большого количества лояльных онлайн-СМИ. Результатом проведенной широкой оффлайн и онлайн агитации, хорошей организации работы региональных филиалов, распространения агитационных материалов, присутствия всех региональных филиалов в социальных сетях и креативности лидера КНПК стало второе место по количеству упоминаний (19%). «Партия патриотов Казахстана» (далее – ППК) смогла достичь цитируемости в 13%, по всей видимости, за счет бренда своего лидера сенатора Гани Касымова. Упоминаемость в 12% Общенациональной социал-демократической партии (далее – ОСДП) была достигнута на основе оппозиционной риторики к существующей власти.

Оставшиеся 3 политические силы не уделили достаточного внимания формированию информационного поля в интернете, а показатель  упоминаемости об этих партиях является результатом только общих информационных сообщений об участниках выборов. Это подтверждается анализом распределения упоминаемости партий в онлайн-СМИ. Как видно из рисунка 3, распределение примерно одинаковое (КНПК-16%, Ак Жол-13%, ОСДП-13%, ППК-10%, Ауыл-9%, Адилет-9%) за исключением безусловного лидерства Нур Отана (30%).

Рисунок 3 - Относительные значения упоминаний партий по в онлайн СМИ за весь агитационный период

Заслуживает особого внимания диаграмма цитируемости партий в блогах на рисунке 4, где Нур Отан и КНПК имеют доминирующее положение – в совокупности более 80%(!) по сравнению с другими. Если популярность Нур Отана обеспечивалась широким обсуждением как партии власти, то КНПК для аудитории блогеров была интересна с точки зрения ее предвыборной агитации. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть публикаций в блогах создавалась самими сторонниками Нур Отана и КНПК.

Рисунок 4 - Распределение упоминаемости партий в блогах

 

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Социальные сети оказывают существенное влияние на политические процессы, так например, если Facebook или ВКонтакте использовался раньше исключительно для персонального общения и развлечений, то в настоящее время через соцсети можно анализировать социальные настроения в обществе.

Следует отметить, что по данным brandspotter.kz в первой пятерке наиболее популярных у казахстанцев социальных сетей отсутствуют отечественные интернет-ресурсы (рисунок 5). Абсолютное большинство упоминаний тематики выборов в Мажилис отмечалось в Facebook, Twitter, Блоги@Mail.Ru и ВКонтакте. Лидерство социальной сети Facebook закономерно из-за наличия широкого инструментария для публикаций, а так же удобства в организации и участии дискуссиях.

Рисунок 5. Распределение общего числа упоминаний по платформам

Особого внимания заслуживает количество высказываний о партиях, размещенных в социальных медиа третьими лицами. По данным brandspotter.kz общее количество таких упоминаний в сумме во всех дискуссиях за агитационный период составило 3114, из них 1069 в Facebook и 2045 в остальных платформах. При этом надо подчеркнуть, что подсчитывались только те комментарии, в которых непосредственно упоминаются названия партий, поэтому около трети комментариев не учитывалась, хотя они относились к предвыборной тематике. В результате итоговая цифра может достигать 3500-3750 записей (реплик).

На рисунке 6 отражается общая картина деятельности партий в социальных сетях. Количество подписчиков в каждой из соцсетей показывает, насколько та или иная партия смогла заинтересовать пользователей.

Рисунок 6 - Подписчики в социальных сетях

 

Сравнительно небольшое количество подписчиков Нур Отана в социальных сетях компенсируется за счет молодежного крыла партии. Жасотановцы на всем протяжении предвыборного периода провели активную работу по комментированию статей, а также управлению лояльных групп в Facebook. Стратегия коммунистов заключалась в работе со своими сторонниками в социальной сети «Мой мир» и в Twitter. При этом филиалы КНПК в регионах были достаточно самостоятельны в сервисе микроблогов и имели сеть аккаунтов. На фоне двух упомянутых партий, деятельность Ауыла, Адилета, ППК и Ак Жола была не такой заметной. На это указывает диаграмма распределения упоминаемости на рисунке 7. Почти в половине случаев упоминается КНПК, а четверть записей приводится с упоминанием Нур Отана. При этом пользователи социальных сетей писали про ОСДП только в 10% случаев.

Рисунок 7 - Упоминаемость партий в социальных сетях.

 

В отличие от обсуждений выборов и политических партий в онлайн-СМИ и блогах, обсуждения в социальных сетях проходили достаточно спокойно, а круг обсуждающих лиц был ограничен. По-настоящему широкий интерес к выборам пользователи социальных сетей проявили во время проведения дебатов на телевидении и непосредственно в день выборов. Так, хештег #sailau2012 в русскоязычном сегменте твиттера держался в лидерах 15-16 января.

Диаграмма распределения интереса пользователей соцсетей к партиям представлена на рисунке 8 и демонстрирует повышенный интерес к партии власти.

 

Рисунок 8 - Распределение интереса к партиям в высказываниях, связанных с выборами

 

Не вызывает удивления тот факт, что правящая партия на выборах выступает в качестве основного оппонента для других партий и, как результат, на нее обрушивается основное количество критики в интернете, но даже при этом количество положительных высказываний (от общего числа эмоционально окрашенных высказываний), обнаруженных для «Нур Отан» составило более 80%.

Рисунок 9 - Распределение тональности упоминаний партий в социальных сетях

Распределение тональности упоминаний партий приводится на рисунке 9, причем, достаточно сложно выделить долю положительных высказываний созданных сторонниками партии Нур Отана и ее многочисленными молодежными организациями, и долю искренних позитивных упоминаний обычных пользователей Казнета.

Количество высказываний с выраженной тональностью по остальным партиям очень мало, поэтому судить о репрезентативности соотношений «позитив-негатив» весьма сложно.

Предпосылки, способствовавшие активности пользователей на информационном пространстве Казнета:

  • появление политических фигур и государственных чиновников высшего звена в социальных сетях (Г. Касымов, М. Нарикбаев, Б. Абилов и др.);
  • инициатива МИД РК по привлечению российских блогеров к освещению процесса выборов вызвала большую вовлеченность казахстанских интернет-пользователей и российских СМИ;
  • ЦИК Казахстана впервые предоставил возможность всем гражданам проверить списки избирателей в Интернете;

В целом, прошедший электоральный период показал, смену ориентиров в казахстанском политическом пиаре, изменив акценты с традиционных СМИ на интернет пространство:

  • политические партии начали осознавать важность сетевой аудитории в формировании имиджа и, как следствие, были предприняты попытки наладить работу с интернет аудиторией;
  • предвыборная борьба вызвала большую активность интернет-пользователей;
  • политические предпочтения и настроения оффлайна перешли в онлайн;
  • партия Нур Отан имеет доминирующее положение на информационном пространстве Казахстана.

В тоже время можно отметить упущенные возможности использования информационного поля:

  • ни одна политическая сила не поставила свою работу на системный уровень, а основным инструментом, которым они пользовались, для формирования общественного мнения в Казнете стало массовое «заполнение эфира» комментаторами и агентами влияния от той или иной партии;
  • большинство пользователей обсуждали персоналии и лидеров партий (М. Шаханов, С. Мамбеталин, В. Косарев, Ж. Туякбай и др.), а не их предвыборные программы;
  • использование популистких негативных инфо-поводов в избирательной кампании не позволило оппозиционным политическим силам в полной мере объединить весь сетевой протестный электорат.

Можно с уверенностью говорить о сложившимся огромном влиянии интернета в политической борьбе, поэтому для политических партий главным условием доминирования в сетевом информационном пространстве станет непрерывная работа с интернет-аудиторией, причем, не только в электоральный период.

 

Оставайтесь на связи в твиттере :-)

 
1 февраля 2012, 15:28
4341

Loading...

Комментарии

Предвыборная агитация имела несколько особенностей - они уже не первый раз проходят в 1 месяц и под праздники/отпуска/непогоду. Тут главной особенностью было, имхо, влияние фактора Жанаозеня.
В контент-анализе недостает Руханията - хоть его и сняли с гонки, кампанию они не прекращали, да и были поактивнее КНПК, их включение в обзор сильно изменило бы расклад.
Еще вот интересно по методологии: Как измеряется "интерес" (как отличается от упоминаемости), и как меряется тональность - по постам или комментариям к постам?
Кажется, ЦИК еще на президентских выборах предоставил возможность найти себя в списках. И Касымов с Косаревым и Нарикбаевым еще тогда вылезли со своими убогими аккаунтами.
С выводами не поспоришь, молодцы ваще ребята, умеете, могете =)
Спасибо Адиль за дельный комментарий:

Фактор Жанаозеня сознательно не расписывал. Расклад по нему давал в предыдущем посте yvision.kz
По Руханияту можно вообще отдельный разговор вести. Чем они были замечены в Казнете и вообще людьми? Предвыборной платформой партии или выражением "Закрой е@$#ло!" Мамбеталина?

Интерес (рисунок 8) брался с отчета brandspotter.kz Доступен здесь в PDF brandspotter.kz
По ЦИКу, наверное, упущение.
интеерсный сервис брэндспоттер, да.
как ни крути, руханият - это феномен прошедшей избирательной кампании, как его критика, так и его троллинг. без него диаграммы выглядят сиротливо =)
Тут главное не спутать троллинг и недальновидность. Где специально, а где бессознательно :-)
Мониторинг велся по участвовавшим в выборах партиям.
Прочитал отчет - уж очень тенденциозный язык, некоторые вещи притянуты за уши, что невольно вызывает опасения о придуманности числовых показателей.
Сервис российский, и отчет писали россияне. Упустили специфику.

у них, видимо, в ТЗ было написано, что Нур-Отан надо красиво подать. обрати внимание на явно biased употребление эпитетов здесь - "«Нур Отан», *аккуратно* используя собственный ресурс в интернете плюс опираясь на официальные источники в СМИ, *достойно* знакомит избирателя со своей программой." Еще их сориентировали, что Карин пишет шутки (про Нур Отан, видимо, позитивчик жжот), хотя среди казахстанских пользователей соцсетей единицы назовут место работы Ерлана.
Ну ты посмотри совместно с какой компанией россияне здесь бизнес делают. Эти партнеры, видимо, им и дали установку как лучше написать
Бага, можно было не говорить за "партнеров" и про то, какие установки она давала.
Мог бы ведь и напрямую спросить и опубликовать ответ с пометкой "по словам партнеров..." ;)
Адиль, я могу ответить как всё было. В том числе ТЗ.
Про Карина и шутки:
мониторинг велся по названию партии и персонам, связанными с ними. По каждой партии был составлен бриф. Если надо могу выложить их по каждой партии. Карин был там указан.
По поводу шуток - твиты у него были действительно популярные, там какой-то твит был от него, 30 с чем-то ретвитом набравший.
У числовых показателей конечно есть доля погрешности, но она не самая сильная среди подобных инструментов, представленных на рынке.
Насчет эпитетов, согласен, местами предложения составлены не очень. Я старался максимально не вмешиваться в текст россиян, чтобы не было суждений типа "Ну ты посмотри совместно с какой компанией россияне здесь бизнес делают. Эти партнеры, видимо, им и дали установку как лучше написать".
Но я перед публикацией вычитывал текст, были явно не совсем учитывающие местную специфику моменты. И два раза просил исправить. Один раз были перепутаны названия партий, другой раз про Нур Отан было "тенденциозно".
Анализ проводила аналитик Вера Щербина (г.Москва). Могу дать телефон номера, можете задать ей напрямую вопросы.
Спасибо.
Сорри, впредь буду аккуратней :-)
Спасибо за понимание.
Ну и за то, что при использовании материалов указал ссылку. )
Я не следил специально, просто со стороны интересовался и смотрел все новости по партиям.
Мне кажется у патриотов тут реально завышенная цифра. я их на протяжении всей компании, не видел вообще. Ну Касымов по своей проф.деятельности че-нить скажет и то кажется один раз такое увидел и все.
Теперь по тональности. Нур - Отан как мне кажется критиковали не меньше чем хвалили.
А в целом жестко заморочились. работа прям дотошная. молодчики!
статья интересная. кроме одного НО. в стране где нет таковой политической культуры говорит о смене парадигм политического PR это слишком. Во первых нет самого политического PR, нет позиционирование партий, создания образа и ассоциации. нет идеологических ориентиров партий. Есть Нур Отан, есть системная оппозиция и протестный электорат, который все почему-то презирают и считаю оутсайдерами.
вернемся к PR, созданы ли благодаря интернету образы партий у пользователей интернета? вряд ли. аудитория интернета составляет те же школьники, студенты которые к сожалению мало интересуются политической жизнью. Поэтому нельзя сказать что интернет стал занимать доминирующее положение в политической кампании, если это так то это печально, потому что есть сельские жители для которых единственными источниками информации являются телевидение и газеты. а это важная часть электората. и не учитывать это нельзя. мы к сожалению еще пока не развитие страны как США и Европа, где реально борьба в Интернете может даст ощутимый результат, но даже там не отказываются от традиционных схем позиционирования. Нужно понять одну простую вещь интернет должен быть просто вспомогательной частью, но не основной, потому что важная часть любой политической кампании это контакт с людьми, а не с монитором компьютера.
Хороший обзор, Баглан. Может закрыть тему выборов не этим постом, а рассмотреть еще одну тему - статистика выборов в маслихаты. На фоне выборов в мажилис маслихаты отошли на второй план :) правда со сбором информации могут возникнуть проблемы. Очень интересен показатель соотношения доли депутатов от партий в мажилисе, доле местных депутатов от этих же партий и какова доля самовыдвиженцев, например. Или какова доля присутствия местных избранников в сети и как это отразилось на их рейтинге
Написала свой "отзыв" ДО прочтения комментариев. И возможно запрос мой не по адресу :) Бауыржан xlbo.yvision.kz может есть уже те показатели, что меня интересуют? Поделиться с общественностью можете? !
зачетно, не все понял и мне было в лом читать но все же)!
www.liveinternet.ru
Нужно учитывать и третью силу в государстве.
Сегодня буду болеть за футбольный клуб ЦСКА ! Вперёд, НАШИ ! ;)
слушать Slayback - She Sexy (Club Mix

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 17622
  • 54
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 7196
  • 52
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 4880
  • 0
Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Мои волшебные 9 месяцев протекали в новой среде и далеко от всех родственников и подружек. Никто из моих знакомых в США на тот момент не успел обзавестись малышом, поэтому мне не с кем было...
Zarema_
23 марта 2017 / 9:25
  • 4659
  • 16
Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Париж, Рим, Барселона, Лондон, Алматы, Венеция – выберите город, который на ваш взгляд кажется лишним в этом списке. Если бы не было слова "урод", было бы легче определиться?
corridere
21 марта 2017 / 14:59
  • 4782
  • 75
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 4051
  • 33
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 4355
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 3200
  • 14
Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Гонения на «Свидетелей Иеговы». Кому это выгодно?

Я не "Свидетель Иеговы". Мне приходилось защищать в судах и кришнаитов и коммунистов, хотя я и не разделяю их убеждений. Я защищаю свободу совести. Сегодня "Свидетели Иеговы", завтра,- каждый из вас.
nasreddin
25 марта 2017 / 17:18
  • 3038
  • 30