Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
-7
01:36, 26 января 2012

Анализ: Перспективы развития рынка розничной торговли нефтепродуктов.

Два раза в год в Казахстане начинается эпопея с повышением цен на нефтепродукты. Два раза в год начинаются мероприятия по освещению состояния рынка розничной торговли нефтепродуктов: проходят пресс-конференции, с высокой трибуны выступают владельцы АЗС, по телевизору выступают министры и Премьер-Министр, появляется куча статей в СМИ. Естественно начинают расти цены на такси, продукты, билеты и т.п. Причем цены на топливо еще не поднялись, а цены на товары и услуги уже выросли.

Blog post image

Получается так, что вся наша экономика очень сильно зависит от розничной торговли нефтепродуктами. Сейчас государство всеми силами пытается удержать цены на топливо. Усиливают законодательную базу, объявляют мораторий на вывоз и на цены, заставляют нефтедобывающим компаниям продавать нефть на НПЗ ниже мировых цен.

А как живут наши владельцы АЗС и нефтебаз? Есть ли у них перспективы развития их бизнеса? Что им делать? И как выживать при условиях контроля и регулирования государства?

На текущий момент в Казахстане насчитывается примерно 4 300 АЗС, в начале 21 века насчитывалось более 5000 АЗС. Но в 2005-2006  количество начало падать, это связано было с запретом использования контейнерных и передвижных заправок  в населенных пунктах и укрупнение сетей АЗС под основными брендами (Гелиос, КазМунайГаз, Sinooil). Последние два года идет небольшой рост количества заправок. Основной тренд данного рынка в Казахстане, можно подчеркнуть – это укрупнение сетей заправок, строительство современных АЗС под определенным брендом, продажа одиночной АЗС или небольшой сети крупному игроку на рынке и их дальнейшее ребрендирование.

Крупные сети в РК: (все что нашел в открытом доступе)

  1. КазМунайГаз – около 280 АЗС и 37 нефтебаз
  2. Гелиос – 250 АЗС и 14 нефтебаз
  3. НарОйл – 76 АЗС (данные старые и не уточненые)
  4. Бахыт-Мунай – около 80 АЗС
  5. Sinooil – более 90 АЗС  3 или 4 нефтебазы (одна под вопросом)
  6. RK-Oil 53 АЗС и 2 нефтебазы
  7. Иволга – Холдинг – около 60 АЗС и 10 нефтебаз
  8. Газпром нефть – 26 АЗС, планируется еще строительство 6

  9. Royal Petrol – 36 АЗС

  10. Аурика – около 40 АЗС

Примечание: данные по количеству могут не совпадать, из-за того, что данный бизнес закрытый и многие компании даже не имеют своих сайтов, а если даже имею, то не указывают количество активов.

Не смотря на большое количество сетей АЗС, основная часть – это частники или ТОО, которые имеют 1 или 2 АЗС. Их доля составляет около 60% от общего количества АЗС.

По количеству заправок лидирует Южно-Казахстанская, Алматинская, Восточно-Казахстанская области. Алматы находиться в середине. Меньше всего АЗС в Астане и на западе РК.

В Казахстане насчитывается около 300 нефтебаз с общим объемом более 1 млн. куб.м.

Не смотря на кризис, объем продаж в розницу и мелким оптом (талоны и карточки) нефтепродуктов каждый год растет на 2-4%. Больше всего продают бензин (в денежном эквиваленте) – 78%, дизель – 19% и около 1% продают газ (пропан, бутан). Общий объем продаж (по официальным данным) составляет более 300 млрд. тенге (что-то особо не вериться – от автора)

Первое место по продаже бензина занимает Алматы, второе место (объем продаж в 2 раза ниже чем у лидера) – Южно-Казахстанская область. На последнем месте – Мангистауская область.

По продаже дизеля: первое место занимает – Карагандинская область, далее идет Алматы и Павлодар. На последнем месте – Мангистауская область.

Исходя из количества АЗС и объемов продаж, одна заправка должна иметь годовой оборот около 70 млн. тенге или 6 млн. тенге в месяц. Ну даже если допустим, что 80% АЗС только работают (3440), то выходит доход в год – 87 млн., а в месяц – 7,3 млн. тенге. Что-то с официальными данными не вяжется.

Давайте проверим. Согласно ТЭБ – общее потребление в РК бензина было около 4,5 млн. тонн и 5,7 млн. тонн дизеля. Исходя из рыночных цен на топливо получается приблизительно: 500 млрд. доход от реализации бензина и 450 млрд. тенге – дизель, плюс продажа газ. Общий объем должен составлять 1 трлн. тенге. Это больше похоже на правду. При  таком раскладе одна АЗС (при 3440 – 80% работающих АЗС) должна иметь оборот в  290 млн. в год или 24 млн. в месяц.

Зачем это я делаю? Ведь владельцы заправок говорят, что они имеют накрутку на оптовую цену на топлива 2-5 тенге – это 3-4%. Таким образом, доходность АЗС при официальных цифрах составит – около 300 тыс. тенге в месяц. А при моих расчетах – около 1 млн. тенге. А еще надо посчитать расходы на зарплату, охрану, транспортировку, рекламу, уборку и амортизацию. Да особо ту не заработаешь. Чтобы иметь прибыль и иметь какие-то планы развития, нужна обширная сеть АЗС и собственные нефтебазы и логистика. Даже если государство прекратит держать цены на ГСМ и их отпустит в «свободное плавание», то ценами будет управлять рынок, а это не более 15% накрутки на оптовую цену. При этом доход тоже будет не велик – около 3,5-4 млн. Это тоже не такая высокая доходность.

Что сейчас делают владельцы АЗС (и что они ранее делали), чтобы выжить?

  1. «Бодяжить, бодяжить и бодяжить» - Есть куча разных вариантов смешивания и обманов: 92 продавать как 95, 80 как 92, использовать химию поднимающую октан и т.п.
  2. Снижать зарплаты сотрудникам. Естественно сотрудники начинают «бодяжить»
  3. Снижать расходы на техническое обслуживание оборудование. Это приводит к потере топлива или хуже – к пожарам
  4. Недолив. Настройка оборудования, особенно если оно старое.
  5. Выход на мелкооптовый и оптовый рынок. Обеспечение стабильными объемами.
  6. Выгодная продажа  АЗС.

Какой дать совет владельцам АЗС?

Я немного изучил мировой опыт развития розничной торговли нефтепродуктами. Особенно меня впечатлил опыт развития заправок Rompetrol. Могу этим поделиться.

Blog post image

Ситуация на рынке Румынии тоже сложная. У них сейчас около 3000 АЗС по стране. Большая часть принадлежит крупным сетям, такие как Rompetrol, Petrom, Lukoil.

На каждую АЗС приходиться около 1 700 автомобилей (об.кол-во авто – 5,2 млн. – 18,6 авто на 100 человек). В нашей ситуации: 930 авто на одну АЗС (при 4 млн. авто – 25 авто на 100 человек).  При этом цены на топливо в Румынии очень дорогие с учетом того, что у них низкие зарплаты по сравнению с нами и маржинально накрутка на топливо составляет на всех практически АЗС не более 2%.  Цены тоже на всех АЗС практически одинаковые. Очень сильный конкурентный рынок. Владельцам приходиться тратить большие средства на рекламу и продвижение своих брендов. Если посмотреть на тенденцию – нас это скоро ожидает.

Что делают владельцы АЗС в Румынии:

  1. Создают новые бренды АЗС. Цель этого: сегментирование целевой аудитории. Например: есть сеть заправок Rompetrol. Для привлечения более богатых автомобилистов была создана сеть Litro. Blog post image
  2. Она очень сильно отличается дизайном, качественным обслуживанием, дополнительным сервисом и стоит в удобных для автомобилистах местах. Blog post image Это их туалет - по нему можно увидеть культуру и качество заведения

  3. Создание и раскрутка новых брендов топлива. Создаются новые качественные нефтепродукты с помощью специальных присадок. (в Ромпетроле - Efix и Flto) Blog post image Это у нас слово присадка несет в себе негативный оттенок. Топливные присадки в мире – это необходимость, т.к. более очищенное топливо портит двигатель (например, дизель без серы уничтожает турбину моментально).
  4. Многие сети строят и открывают собственные заправочные пункты в автопарках – обеспечивая постоянных клиентов. В нашем случае владельцы продают талоны и раздают карточки. В Ромпетрол таких пунктов заправок более 380.
  5. Развитие и раскрутка карточных систем для корпоративных клиентов. Эта система очень удобна для владельцев крупных автопарков. (в Ромпетроле - Fill&GO)                           Blog post image При этом эта система международная. Данными карточками можно оплачивать за рубежом.
  6. Ребрендирование частных АЗС. Не обязательно выкупать заправку, достаточно подписать долгосрочный контракт с владельцем АЗС, затем предоставить ему все стандарты, отремонтировать АЗС под свой бренд, поставлять топливо и в дальнейшем контролировать владельца и продажи.
  7. Развитие непрофильных услуг. Создание специализированных брендов под магазины, кафе, моек и т.п. В Ромпетрол есть бренд «hei». Blog post image Есть определенный стандарт магазина и закусочной. Во всех АЗС стандарт единый. Ты точно знаешь, что ты можешь купить определенные батарейки во всех АЗС или покушать куриный суп, и он будет везде одинаковым. Именно развитие непрофильных услуг на АЗС позволяет окупать бизнес во всем мире. Blog post image Ведь наши владельцы всегда рассматривают магазин, как дополнительный сервис для привлечения клиентов. А на самом деле это есть актив, который позволит зарабатывать больше. Например, в Румынии пропорция дохода от продаж топлива и непрофильных услуг составляет 70% на 30% (70% - это продажи топлива), а в Германии 20% на 80% - 20% продают топливо, а все остальное непрофильные услуги. Таким образом, получается, что на АЗС основным доходом является магазин, кафе и мойка. Blog post image Это мойка, пылесос, накачка шин и заправка жидкости для омывателя.  А что у нас: если рассматривать АЗС у которой есть все услуги – получается пропорция дохода 95%/5%. (95% оборотных средств от продажи топлива). Не густо!
  8. Продажа товаров под своим брендом. Масла, жидкости, салфетки и т.п. В принципе на наших крупный сетей мы это видим и это радует. Blog post imageBlog post image

ВЫВОДЫ:

  1. Рынок еще полностью не сформировался. Есть возможность появление новых крупных игроков.  Ожидается повышение конкуренции.
  2. Государство будет контролировать данный рынок, а точнее цены.
  3. С выходом на полную мощность всех модернизированных НПЗ – ожидается повышение цен на топливо (стандарт Евро), но при этом цены будут на всех АЗС практически одинаковыми
  4. Владельцам необходимо развивать непрофильные услуги на АЗС. И получать основную прибыль с нее. Тогда не придется плакать на пресс-конференциях. Если цены отпустят при высоких отпускных ценах на Евро-4,5, то маржа не вырастит или просто не будут те объемы, при которых они окупят свои расходы – владельцы авто у нас не такие богатые, как в Европе.
  5. Необходимо развивать заправочные пункты в автопарках
  6. Монополизация рынка с помощью укрупнение сетей, путем выкупа АЗС у владельцев или ребрендирование (по опыту Европы)
  7. Ввести жесткий контроль за качеством топлива. При этом проверка должна быть не только государственной, а еще и не зависимой. Если подтвердиться не качественное топливо у 2-3 лабораторий, которые производят анализ одновременно, то штрафуется владелец АЗС. Только штраф не в 1 МРП, а так, чтобы он работал на данный штраф целый год.
  8. Владельцам сетей АЗС необходимо иметь в обязательном порядке собственную лабораторию – это должно быть при получении сертификатов.
  9. Необходимо развивать АЗС на всех транзитных трассах, в том числе непрофильных услуг на них.
  10. Развитие международных топливных карт.

Могу поделиться немного своим анализом. Он немного староват, но для ознакомления пойдет. Это гистограмма, которая определяет в каких регионаз РК необходимо развивать бизнес АЗС. Она определена по следующим параметрам: конкурентная среда в регионах и развитие регионов (дороги, автомобили, ВРП, население, покупная способность населения и т.п.)

Blog post image

Самый развивающий регион - это Алматы, Астана и ЮКО. Самая низкая конкуренция: Алматинская, ЮКО, ВКО, Астана и СКО. Получается, что самые предпочтительные регионы для развития АЗС - это ЮКО, Астана, Алматинская, ВКО и СКО. Желательные: Алматы, Акмолинская, Костанайская. Не желательные регионы: Павлодарская, Актюбинская и Атырауская.

Дополнительно: один румын сказал, что с переходом Румынии на Евро-5 в Бухаресте стало легче дышать и уже нет дыма и копоти. И люди стали меньше ездить на собственных автомобилях – дорого стало ездить.))) Поэтому обращение к государству: прежде чем переходить на стандарт Евро, сделайте нормальный общественный транспорт.

-7
2582
2