Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
12:20, 19 января 2012

Причины зависимого поведения. Взгляд психолога.

Алкоголизм. Наркомания. Игро-мания и другие формы зависимости.
Многие из нас склонны думать, что зависимость от наркотиков или алкоголя может появиться от бесконтрольного их употребления. Нам кажется, что человек начал употреблять, втянулся, привык и не может остановиться от пагубной привычки. Возникает тяга, а потом и потребность в регулярном употреблении.


На самом деле все гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Зависимость имеет несколько уровней проявления.  Перед тем, как она проявится на физическом уровне, она должна пройти эмоциональный, ментальный уровень своего развития. К сожалению, очевидной для нас становится зависимость, которая проявляется на физическом уровне. Все остальные уровни остаются для большинства людей не осознаваемыми. Мы привыкли рассматривать эту проблему как социальную. Социум – это то, что нас окружает с самого рождения, в этом самом окружении и формируется зависимость (сначала ментальная, потом эмоциональная, а позже переходит в физическую).
Давайте разбираться по порядку.
Начнем с того, что альтернативой «зависимости» может быть только НЕЗАВИСИМОСТЬ, которая имеет такие синонимы как СВОБОДА и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Природой заложено, что любой здоровый организм, если он развивается нормально, стремится к полному созреванию и самостоятельному существованию независимо от его родителей. Это касается не только человека, но и всего живого мира.
У человека эта потребность проявляется наиболее активно в период полового созревания. Каждый подросток хочет высказывать свое мнение, иметь свой голос в семье, свободно выражать свою волю, проявлять собственную ментальность независимо от других. Если близкое окружение не позволяет ему удовлетворять эту потребность, подросток требует ментальной независимости вплоть до конфликта с близкими. Речь идет о ментальном уровне независимости. На этом уровне независимость подростка может пострадать из-за осуждения, непонимания, непризнания новых идей. Тогда на месте независимости формируется ментальная зависимость от мнения родителей, учителей, значимых фигур.
Далее человек развивает эмоциональную независимость, отстаивая свое право на собственные чувства, интересы, привязанности, предпочтения, на собственный выбор. Если на этом этапе подросток сталкивается с обесцениванием его интересов, целей и планов, не получает психологической поддержки и признания, он теряет эту свободу на выражение эмоций и становится (эмоционально) зависимым от мнения окружающих. Если ваш подросток сформировался как ментально (духовно) зависимый, так и эмоционально (психологически) зависимый, то можно предположить, что его встреча с физической зависимостью (от вещества) не за горами. Пройдет какое-то количество времени и физическая зависимость даст о себе знать. Она может  обретать различные формы (наркомания, алкоголизм, игро-мания, анарексия-булемия, трудоголизм, сексомания…)
Я не склонна запугивать читателя, я хочу показать, каково участие родителей в формировании зависимости у детей. Нам ведь кажется, что мы им все дали! Но забыли дать главное – независимость от НАС! Если подросток утратил интерес к окружающему миру, в этом есть вина его близкого окружения. Ему просто вовремя не дали свободы выбора. Потеря интереса к жизни ведет к потере собственной значимости, самоценности. Далее бесцельное  существование переходит в нелюбовь к себе и стремлению наказать себя за свою неспособность быть успешным. Так включается программа саморазрушения. Употребление наркотиков – это медленное движение к смерти. Организм так устроен, что если он не имеет цели для своего развития, он начинает движение в сторону деградации и самоуничтожения.
Родителям тяжело поверить в то, что их ребенок склонен к саморазрушению, они приводят доводы о том, что подросток просто случайно оказался в дурной компании, подвергся постороннему влиянию, уговорам, попробовал наркотики из интереса, за компанию, не по собственной воле…
Я согласна. Это часто случается, поскольку подросткам многое интересно попробовать, испытать на себе. Но в большинстве случаев, первый опыт употребления наркотиков бывает слишком неприятным для подростка. Ведь молодой здоровый организм активно отторгает незнакомые ему вещества. Поэтому, испытав не самые приятные ощущения от первого употребления, подросток чаще всего не захочет испытать это во второй раз. У него срабатывает инстинкт самосохранения. Если же подросток решается повторно подвергнуть себя такому варварскому эксперименту, можно уверенно утверждать, что такой подросток склонен к самоповреждению, саморазрушению, нанесению вреда собственному здоровью. Причиной этому может быть негативное отношение к подростку со стороны ближнего окружения. Вполне возможно, что в семье подросток не получает необходимой свободы.  Если родители не позволяют ему взрослеть и высказывать свое мнение, быть  независимым и самостоятельным, значит они сами способствуют тому, что подросток становится зависимым.
Я уверена в том, что нормально развивающийся подросток, не склонный к саморазрушению, никогда не станет употреблять наркотик из любопытства. Здоровая психика включит инстинкт самосохранения - страх смерти, о котором знают все дети с первого класса.
Но если вы заметили, что с вашим подростком что-то происходит, что он вызывает у вас опасения, связанные с употреблением наркотиков, первое, что следует сделать близким – обратиться за психологической помощью, чтобы разобраться в том, что происходит в семье, где подросток выбирает наркотики? Что толкает его к саморазрушению? Нужно всегда помнить о том, что помочь подростку смогут только близкие, способные изменить свое отношение к нему.

Марина Никитина. психолог.

 
Марина Никитина. (http://insight-psy.kz)
 
0
663
0