Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чём.
Эдвард Григ
Вчера мне впервые удалось попасть на концерт классической музыки. Это был концерт норвежского композитора Эдварда Грига в столичном Дворце творчества "Шабыт". Прозвучали пьеса "Пер Гюнт" и концерт для фортепиано с оркестром.
Из зала я вышел немного обновленным человеком. Эмоции, которые и в эту минуту меня наполняют, не удается обуздать, а потому описать свои впечатления в удобоваримой форме не получится. Избегая дилетантских ошибок и излишнего драматизма, заключим эмоции в строгие костюмы офисного работника, а впечатления позаимствуем у человека, умеющего лаконично и обстоятельно все рассказать. Дополнительно расспросим о культуре походов на концерты классической музыки: как, с кем и куда нужно идти, чтобы послушать в живую лучшие музыкальные произведения мира.
Итак, публикую мини-интервью с большим любителем и ценителем классической музыки по совместительству моим старым другом Бауржаном Умирзаковым.
::: ВО ВЛАСТИ МУЗЫКИ ИЛИ НЕ МЕШАЙТЕ МНЕ СЛУШАТЬ :::
sniprman: Бауржан, понравился ли тебе вчерашний концерт?
Бауржан: Да. Без раздумий и вариантов. Грига исполняют крайне редко в Астане. Асеке, концерты для фортепиано с оркестром-наилюбимейший из жанров, тут тебе и фортепиано, которое нравится всем, и оркестр, который противопоставляется ему (как вчера у ля минорного Грига) или сопровождает, как например во втором концерте Рахманинова. Еще мне нравится третий концерт Бетховена. Тут без комментариев, лучше просто послушать, особенно третью часть.
sniprman: Назови три лучших концерта в Астане, на которые тебе удалось попасть?
Бауржан: Лучшие те, на которых тебя не отвлекали посторонние разговоры и было мало детей). Шучу, а может и нет). А если кроме этих.. Недавно случилось оказаться на премьере 9й симфонии Бетховена. Знаешь, Асеке, чаще всего определяющим в удовольствии от концерта является профессионализм, виртуозность исполнения. А случается, что полностью во власти музыки. Послушаешь один и решишь вернуться, познакомиться с творчеством композитора, увлечь других. Думаю, что после 9й симфонии случилось именно так со многими). Не зря же Европейцы позаимствовали фрагмент для гимна. Летом прошлого года приезжал Гергиев, время позже Мацуев с джазовой программой - лучшие современные носители, имхо.
sniprman: Ликбез: есть ли какие-либо протокольные правила, особенности поведения во время посещения таких концертов?
Бауржан: Назову все подряд из явного и чуть менее явного.
Вроде бы все)
::: ДУШЕВНЫЙ КОНСОНАНС :::
sniprman: Бауржан, с каким настроем нужно идти на такие концерты.
Бауржан: Настрой на лирику и музыкальное благоденствие, отдых и философские размышления. В музыке есть понятие "консонанс" и "диссонанс". Первое подразумевает - созвучность звуков между собой,второй соответственно несозвучие, несочетаемость. Так вот главное ожидание и настрой - душевный консонанс.
sniprman: А если идти, то с кем?
Бауржан: Либо кому интересно, кому нравится, особенно увлекательно с тем, кто разбирается, тогда поле разговора будет шире), ну и конечно, с представителем противоположного пола, потому что восприятие классической музыки у нас разное)
::: О РЕКЛАМЕ :::
sniprman: Как ты узнал о концерте и есть ли какая-то инофрмация - брошюра там или еще что?
Бауржан: У меня есть телефон концертного отдела Школы искусств, звоню и узнаю. Думаю, что проблема с непопулярностью подобных концертов связана не с отсутствием интереса, а вот как раз из-за слабой рекламы и информ насыщения.
sniprman: а брошюры не было?
Бауржан: Не-а. Иногда на сайтах выкладывают что-то.
sniprman: сайт у школы искусств упал)))
Бауржан: Ну вот) или вывесят что-нибудь раз-другой и забывают потом обновлять
::: ДАВАЙТЕ ЖИТЬ КУЛЬТУРНО :::
sniprman: спасибо, Бауржан, за интервью. сегодня закончить. первым читатаелем будешь ты
Бауржан: )), лан, я поработаю пока.
Вот так в течение менее получаса расспросить о культурной жизни столицы в одном ее маленьком воплощении. Бауржан вновь вернулся за свою работу. Мне же остается в довесок к опубликованной выше цитате привести еще одну.
Я не могу сказать, что я не боюсь ни Жизни, ни Смерти. Но больше всего я боюсь того дня, когда я пойму, что я постарел, что молодежь плывет своим курсом, значения и смысла которого я не понимаю. Другими словами, я боюсь потерять способность чувствовать и видеть духовные ориентиры, которые меняются в то время, как мы стареем. Поэтому сейчас больше, чем когда либо, мной владеет инстинктивное желание воспринимать и осознавать все новые течения в нашей духовной жизни».
ПС. Давайте жить культурно.