Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
10:24, 12 января 2012

Максат Таж-Мурат: Нам нужен журнал, за которым встают в очередь

Одним из знаковых событий в культурной жизни молодой столицы стало появление журнала «Астана». Ровно десять лет назад непривычно яркое и креативное по форме, актуальное и познавательное по содержанию издание впервые попало в руки читателей. О том, «как все начиналось», какие перемены происходили за эти годы, мы сегодня беседуем с директором – главным редактором журнала Максатом Таж-Муратом.

– Максат Анесулы, каковы предпосылки создания журнала?

– Журнал «Астана» создавался в соответствии со стратегическим планом Главы государства по превращению новой столицы в символ развития всего Казахстана и по инициативе тогдашних вице-премьера Имангали Тасмагамбетова и акима Астаны Адильбека Джаксыбекова. Первый номер вышел в свет в декабре 2001 года, когда под крепчающими морозами и порывистыми ветрами Сарыарки вся Астана праздновала 10-летие Независимости. Древнее казахское поверье гласит: «Младенца, родившегося в холодную осень или зиму, отличают недюжинная сила и жизнестойкость». Видимо, поэтому нам не приходится жаловаться «на слабое здоровье»...

По начальному замыслу журнал должен был стать лицом нарождающейся столицы, иначе говоря, ее «визитной карточкой». Насколько мы сумели справиться с этой задачей, судить читателям. Здесь я обращаю внимание на тот факт, что на протяжении десяти лет журнал возглавляли два человека – известный литератор-журналист Жумагуль Саухат и ваш покорный слуга. Это обстоятельство, как фактор стабильности, оказало решающее влияние на становление и развитие журнала. За пройденный период две трети своих материалов журнал посвящал жизни и деятельности столицы, освещал дос тойно, в духе патриотизма и позитивного настроя, представляя соотечественникам и зарубежным гостям ее привлекательный облик. И как «позитивный глянец» занял свое место на рынке журналов.

– Любое издание, как известно, отражает запросы и вкусы главного редактора, формируется в русле его мировоззрения, мировосприятия. Как вы думаете, изменился ли журнал за последние три года вашего руководства? Если изменился, то в чем?

– В журнал я пришел из газеты. Так же, как и Жумагуль Берденовна. Большинство работников тоже пришли к нам, имея за плечами лишь газетную практику. Это обстоятельство заметно осложняет процесс работы. С грустью приходится осознавать, насколько сфера журнальной деятельности в Казахстане отстала от мировых стандартов. На отечественных факультетах журнализм как отдельная дисциплина не преподается, будущие работники специально не готовятся. У нас нет даже общенационального журнала. Все это говорит о том, что данный вид издания не включен в число приоритетных. Мне пришлось опираться лишь на свое редакторское чутье, начинать с нуля.

Для удобства чтения мы первым делом вывели журнал из прежнего хаотичного состояния – под одной обложкой от дельно разместили базовую казахскую часть и новое приложение «Астана-плюс» на русском. Кроме того, провели презентацию еще одного приложения – «Астана-ньюс», выпускаемого два раза в месяц. Это первый в Казахстане полноцветный журнал новостей, такой же, как известные в мировом медиа-пространстве Newsweek, Time, Chine news, «Огонек», «Итоги». Словом, журнал нового формата в период promotion мы начали выпуском сразу трех изданий под одним брендовым названием. Здесь я хочу ответить на вполне закономерный вопрос: почему сократился сегмент журнала на государственном языке? Хотя «Астана-плюс» и уже обратившийся в веб-портал «Астана-ньюс» издаются на русском языке, их контент по духу – национальный. На этот шаг и в начале пути, и в период реформы нас толкал целевой подбор аудитории – учитывались запросы средней прослойки общества, в том числе русскоязычных казахов. Не варясь в собственном соку, надо было представлять свои острые проблемы и созревшие выводы по-русски. Этим самым мы способствуем приобщению 3 миллионов русскоязычных казахов к их национальным истокам. Вот почему наиболее яркие материалы на казахском языке мы публикуем в переводе на русский язык.

– Сегодня лишь улучшение качественных параметров является гарантом востребованности информационной продукции, значит, надо в равной мере крепить все звенья цепи: содержание – качество – оформление – реклама...

– Да, отмеченные вами четыре требования применимы к журналу в большей мере, чем к другим средствам массовой информации. Конечно, журнал «Астана» не может быть всеми любим, как доллар. Представлять обществу разнообразную информацию – таково требование времени. Качественно отпечатанные на хорошей бумаге, прекрасно иллюстрированные, содержательные журналы становятся неотъемлемой частью нашего преобразившегося быта. Поэтому журнал новой эпохи и внеш ним видом, и внутренним содержанием должен сразу привлечь внимание, образно говоря, «пленить издалека». Особое внимание при этом уделяется оформительскому искусству, в том числе форме подачи содержания (контент) путем «рассказывания», «чтения» средствами художественно-графического изображения.

– Говоря о степени популярности, можно ли утверждать, что она определяется в основном объемом тиража издания?

– Вообще-то, нельзя утверждать, что тираж – основной показатель значимости издания. На Западе есть и такие журналы, у которых тиражи небольшие, но влиятельные. Они, когда подступают сроки, не раскручивают шумных кампаний, как мы, незаметно и мягко нажимая на скрытые пружины своего читателя, мягко подводят его к решению подписаться. В прошлом году мы тоже попробовали использовать некоторые приемы всемирного медиа-опыта. Благодаря снижению подписной цены на журнал, сумели преодолеть рубеж по количеству постоянных читателей, достигнутый прежде. Сегодня число подписчиков у нас составляет 30% от общего числа потребителей. Неплохой показатель, если учесть, что сейчас периодические издания в мире в среднем теряют 2% своего тиража в год. Оставшаяся часть нашего тиража путем адресного вручения расходится в городах Астане и Алматы, на презентационной основе распространяется в поезде «Тұлпар» сообщением Астана – Алматы и терминалы международного аэропорта Астаны. В условиях рынка это, конечно, расточительство, но на это мы пошли по необходимости – шире знакомить общественность с изданием, переведенным на новый формат, полнее удовлетворить интересы и ожидания рекламодателей.

– Вы сослались на опыт западных СМИ, но, как известно, там к подобного рода изданию в первую очередь относятся как к коммерческому продукту. На что рассчитываете вы?

– Хотя «Астана» является государственным журналом, в соответствии с требованиями рынка часть денег мы должны зарабатывать сами. Однако наша рекламная политика строится на принципе: «Коммерциализацию издания необходимо проводить без ущерба его содержанию и качеству». Практика показывает, что однобокое стремление получить больше прибыли губит позитивные начинания руководства издания, ограничивает возможность разворота новой идеи, свежей мысли. Перебор помпезных материалов, безмерная хвала, статьи, за которыми нетрудно разглядеть денежные интересы, могут охладить настроение читателя до полного отказа от журнала. Время, когда надо было активно крепить бренд нашего журнала, в точности совпало с финансовым кризисом. В эти годы во всем мире расходы на рекламную продукцию упали на 10%. Тем не менее, как показал мировой медиа-опыт, методы и приемы удержания клиентов в период кризиса тоже подверглись изменениям.

Наш учредитель – акимат города Астаны – в последние годы увеличил журналу выделяемые из бюджета средства почти в два раза, улучшилась материально-техническая база редакции. Одной из самых жгучих проб­лем журналистов всегда было отсутствие жилья. С приходом акима Имангали Тасмагамбетова четыре наших сотрудника получили квартиры. Все эти шаги государства, конечно, укрепляют авторитет журнала, обеспечивают экономическую независимость издания. Тем не менее, любой крупный журнальный проект требует вложения значительных финансовых средств.

Существующий ограниченный штат журнала не дает возможности организовать службу маркетинга. Из-за этого мы сегодня не можем получить ответы на вопросы, сколько процентов наших читателей хранят номер журнала до одного года, сколько человек в среднем читают каждый номер, за какой срок основной тираж номера расходится, то есть распродается полностью, и другие…

Когда средства выделяются из бюджета, то, вероятно, никто не хочет ломать голову над такими «мелочами». Поэтому новый проект журнала, над которым мы работаем, будет поддерживаться не только государством, но и за счет средств частника, который разобьется в лепешку, чтобы вернуть вложенные деньги, будет кровно заинтересован в получении прибыли.

– Каким вы видите будущее журнала?

– Скажу напрямик: журнал «Астана» должен стать общенациональным изданием неоконсервативного направления, без ложного пафоса, концептуальным, национальным по содержанию, западным по концепт-дизайну. Если его кличем будет девиз, выдвинутый некогда журналом Paris Match: «Серьезное слово, шокирующее фото», то его надо воплотить в жизнь. Выпускать журнал такого масштаба – задача неимоверно трудная, но, кажется, другого пути у нас просто нет.

– Спасибо за беседу

Беседу вела Зарина Асанова

http://www.kazpravda.kz/c/1325038402

0
960
1