В первой половине декабря 2011 года был организован блог-тур в Румынию в группу компанию Ромпетрол (Rompetrol). Перед поездкой нас собрал пресс-секретарь КазМунайГаз Тумабаев Галым и сказал, чтобы мы не писали, что Казахстан "впереди планеты всей...". "Пишите как есть и не надо придумывать, то что нет... - пишите правду".
Предистория
С момента начала нашего экономического роста, встал вопрос о приобретении зарубежных активов и новых альтернативных способов транспортировки нефти. Ни как нас не хотели пускать на другие рынки и не хотели нам продавать активы. Сколько мы участвовали в тендерах на приобретении активов в Европе - можно рассказывать долго. Кто мешал? Это Евросоюз, Россия, США и т.п. Тут больше была политика, чем экономика. И вот в 2007 году, мы наконец приобрели компанию в Румынии - компанию Rompetrol (сначала часть акций) и 2008 году она полностью перешла в управление КазМунайГаз.
И с этого момента начинаются информационные атаки наших любимых оппозиционных газет и политических деятелей. Кто-то хочет сенсации, другие хотят политической карьеры, а кто-то хочет просто устроить своего племянника в КазМунайГаз или повезет, то в Ромпетрол. Писали, о завышенной цене актива, о не окупаемости компании, о большом количестве казахстанцев в компании, о громадных долгах перед правительством Румынии и т.п.
О стоимость компании
Что мы купили за 1,75 млдр. долларов? Это:
Два нефтеперерабатывающего завода: Флагман Rompetrol - Petromidia и маленький завод со времен Второй мировой войны - Vega, расположенный в городе Плоешти.
Инженерно-строительная компания - Rominserv S.A
Производственные мощности по выпуску стальной арматуры, пластиковых труб
Логистическая компания - Rompetrol Logistics
Компания по разведке и добычи нефти
Компания по обслуживанию скважин на нефтяных месторождениях - Petros
Был недавно запущен морской терминал для сырой нефти в черноморском порту Мидия (Констанца) мощностью 14 млн. тонн в год с ростом до 25 млн.тонн
и еще куча сервисных компаний и представительств.
И самое главное - это сеть розничной торговли нефтепродуктами: около 50 нефтебаз и более 1000 пунктов продаж (АЗС) в 5 странах.
Это вторая в Румынии нефтяная компания, после Petrom (это гос.компания, типа КазМунайГаз у нас)
Дорого ли мы купили? Например, если мы решим построить НПЗ по мощности и качеству (производство Евро-5,6) по типу Petromidia, нам потребуется около 4-5 млрд. долларов и 4-5 лет стройки.
Таким образом, КазМунайГаз инвестировал в Ромпетрол (приобретение активов + инвестиций в производство) 4,3 млрд. долларов.
Пример: недавно Атырауский НПЗ подписал договор на строительство комплекса глубокой переработки нефти мощностью в 2,4 млн. тонн нефти на сумму в 1,7 млрд. долларов - это почти за такую сумму КазМунайГаз купил группу компаний Rompetrol.
Румыния
Это прежде всего не бедная страна. Это страна, которая очень активно развивается. Со слов местных жителей, это видно наглядно и даже не смотря на кризис. Ранее это был центр нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности в Европе. Но сейчас, когда все природные ресурсы практически закончились, идет активная индустриализация страны. Активно развивается автомобильная промышленность. 60% рабочих работают в данной промышленности. У них два крупных автозавода и куча разных предприятий по выпуску автокомпонентов.
По сравнению с Евросоюзом у них выгодные налоги, но по сравнению с нами - финиш. Оказывается все познается в сравнении. У нас НДС 12%, а у них 24%. КПН чуть ниже, чем у нас - 16% (у нас 20%). Очень удивил подоходный налог. У них отчисления от заработного фонда составляет - 42%. В нашем случае - 36% и то, 10% формально отдается работнику - перечисляется в пенсионный фонд.
ВВП на душу населения и средние зарплаты чуть ниже чем у нас. При этом надо учитывать, что у них высококвалифицированные рабочие силы по конкурентным ценам. Например: в Ромпетрол на заводах высококвалифицированные рабочие получают 400-600 долларов.
В связи, с тем что в Европе границы открыты, многие румыны работают за пределами страны. На одного работающего гражданина приходится 4-5 не работающих.
"Линейный корабль" Rompetrol
Завод нам достался очень хороший, который выпускает топливо Евро-5 и планирует выпускать Евро-6.
Максимальная мощность переработки сырой нефти 5 млн. тонн. Более подробную информацию про него можете прочитать тут у Якова Федорова
Текущая ситуация
Ромпетрол на текущий момент использует 100% казахстанской нефти, которую приобретает по рыночной цене.
С помощью инфраструктуры Ромпетрол и нашего присутствия в Румынии мы можем в дальнейшем продавать нефть и нефтепродукты, переработанные в Петромидии, на всю Европу. С приобретением компании мы прорубили "дверь" в Европу, а точнее обеспечили себе рынок. Ведь не секрет, что в ближайшее время в Казахстане будет увеличена добыча нефти на 50-60% и есть реальная угроза, что данную нефть мы не сможем продавать на мировые рынки. Тем более, есть соседи, которые не особо хотят, чтобы мы ее продавали без них.
Ромпетрол недавно переехал в новый офис. Они сидят очень компактно и без особых "пАнтов", присуще нам.
Встретили в офисе девушку-землячку, которая работает аналитиком по логистике. Имеет опыт работы в Казахстане по логистике 7 лет. Ранее она работала в Air Astana и в ТЭК. Зовут ее Лейла. Родом она из Уральска. Папа у нее журналист, а мама работает на ТВ звукорежиссером и живут они в Уральске. Закончила "Иняз" и МАБ. Лейла устроилась сюда по резюме. "У меня было время, когда я была очень разочарована и не могла устроиться и в дальнейшем не было возможности продвигаться по службе.... но все равно, когда ты чувствуешь в себе силу и желание (причем желание не только в карьерном росте, но в своем внутреннем росте) - тогда все получиться."
Аскар Жакенов (слева) - знаменитая личность в ИКТ Казахстана.
Мы подарили нашу шоколадку (инвестиции) девушке на улице, возле офиса Ромпетрол, за то, что поздравила казахстанцев с Новым годом.
Большое спасибо за внимание!