• 40441
  • 152
  • 47
Нравится блог?
Подписывайтесь!

КАЗАКСТАН: национальная идея и традиции


КАЗАКСТАН: национальная идея и традиции

Историками предлагается общее историческое название для казахов, русских и других национальностей Казахстана: КАЗАК. Это единое слово как на русском, на казахском, украинском, тюркских языках означает одно и тоже (вольный, свободный, независимый). Объединяющее название страны-нации: «КАЗАКСТАН» (Стан Свободных) позволит сплотить людей всех национальностей, проживающих в Казахстане.

У большинства простых казахов, знающих свой родной язык, еще жива национальная идея общегражданской общности каз`аков. Казахи, личностно открыты, потому что сильны духом Казачьего Союза «Алаш». Когда-то русские КАЗАК`И уже были частью тюркских КАЗ`АКОВ («монголо-татар»). Почему сегодня они не могут быть снова едины?

КАЗ`АКИ всех национальностей и вероисповеданий – объединяйтесь!

КАЗАК означает не только этнос - национальность, но и общегражданскую, территориальную общность - нацию! Необходимо вернуть в русскую и английскую транскрипцию названия нашей страны её исконное написание: КАЗАКСТАН-KAZAKSTAN.

К 20-летию своей независимости безусловным достижением республики является формирование такой общегражданской и полиэтничной общности как Народ Казахстана. Согласно Политике развития образования «Информационное Общество – 2030», национальная идея, лежащая в основании Народа Казахстана, является вторым важнейшим элементом в проекте национальной системы образования информационного общества.
Конкуренция наций в мире за контроль над территориями, ресурсами и людьми осуществляется посредством государств. Судя по ООН, нация это государство, т.е. гражданская и территориальная, а не этническая общность (национальность). Благодаря государству граждане страны получают, прежде всего, два общественных блага:  образование и безопасность личности, без которых её свобода немыслима. Сознательная, героическая смерть Газиза Байтасова при исполнении служебного долга в Таразском теракте напомнила всем казахстанцам об изначальной ценности государства, несмотря на всю присущую правительствам угрозу для свободы личности. Конкурентоспособность нации, как необходимое условие всеобщего уровня для конкурентоспособности наших предприятий, товаров и граждан в мире, начинается с национальной идеи. В мире нет вещей, и нации – не исключение из них, в основе которых не лежали бы идеи этих вещей как их назначения и сущности.     
Национальную идею часто смешивают с государственной идеологией, но национальная идея как историко-культурный феномен намного шире и является основой любого общества. Общество как общечеловеческая ценность общения существует всегда конкретно в виде какого-либо этноса или народа. Поэтому национальная идея объективно существует как интегрирующее начало общества. Следовательно, говорить о формировании национальной идеи несколько некорректно. Её можно только познавать, и приобщаться или не приобщаться к образу жизни, в котором она реализовывается. И поскольку национальная идея даёт ответ на вопрос «кто мы есть», в чём наш характер, то постольку она неразрывно связана с ответом на вопрос «куда мы идём», в чём наша миссия.
На практике любая социальная общность может и не осознавать свою национальную идею, отрицая связь своей культуры с историей и природой. Национальная идея может быть искажена, неразвита или вообще не реализована. В последнем случае мы будем иметь дело с исчезновением духа народа и превращением его в другой народ, несмотря на прежнее имя и генетические связи. К примеру, современные монголы (халха) это не древние монголы, а греки это совсем уже не древние греки. Этнос – это культурно-бытовая общность, а не антропологическая и, уж тем более, не кровно-родственная. Это касается даже малых народов, «народцев». В любых групповых стереотипах поведения скрыта национальная идея как нормативная ценность, инстинктивно воспринятая всеми как причина и цель сосуществования.
Национальная идея это историческая функция природного характера народа. Вот что скрывает от нас история, вот почему войны возможны. Целые народы не заставить воевать только за материальные интересы, о них можно всегда договориться. Но если при этом наличествует угроза их культурному образу жизни, то люди не противятся войне. Целые государства и народы исчезают в войнах по причинам иррационального поведения, которое описано в биологии относительно животных. Идеология государства как гражданской территориальной общности может и не учитывать объективную данность объединяемых им национальностей, но их этнические культуры всё равно будут существовать. Но в таком случае они будут реализовываться вне государства разрозненными элитами многонационального гражданского населения, которому не будет суждено стать единым Народом (нацией).
Игнорировать национальности с их этнической культурой также нельзя как игнорировать нации с их гражданской и общечеловеческой культурой. Если мы, казахи, будем закрыты к остальным казахстанцам, к России как ближайшему соседу и к миру в целом, и препятствовать тем самым глобальному накоплению информации, то глобализация просто сметёт нас как политическую нацию, и казахи как титульная национальность могут потерять своё национальное государство. Национальные государства даже в моноэтничных странах Европы имели изначально общегражданский, а не этнократический характер. Конечно, если мы будем внедрять общечеловеческие и демократические ценности без учёта особенностей титульной национальности, то общегражданские цели национального государства тоже будут обречены на провал, угрожая потерей этнической самобытности казахов. Потеря казахского языка и искусства – потеря не только для Казахстана, но и для всего человечества. Другого государства казахов в мире нет. Информация как мера организованности накапливается только благодаря различиям, а не однородности. А этносы как раз и существуют изначально на уровне разнообразного этнического происхождения (национальностей). Но этносы могут и должны существовать и на более высоком, интегрированном уровне всего Народа, т.е. гражданства (нации). Когда-нибудь под национальностью мир будет иметь в виду только гражданство.
В чём же и где же то своеобразие казахов как титульной национальности Казахстана, которое  сохранит и разовьёт единый Народ Казахстана в Казахскую Нацию? Все изученные на сегодня культурные стереотипы социального поведения казахов, несомненно, выводят нас на идею индивидуальной открытости, включающей толерантность, как на феномен сугубо казахской ментальности. В мире немало есть представителей и других национальностей, также открытых как казахи, но вряд ли они составят такую пропорцию в своём этносе, чтобы это считалось их этническим или национальным свойством. У нас женщины никогда не носили ни паранджи, ни хиджабов, и на коне обязаны были защищать очаг от врагов, в отсутствие мужа. Более того, они представляли собой степную власть, и при живом ещё муже имели отдельные печати. Народные сказки и игры полны откровенных сексуальных мотивов. А шедевры казахской музыки и песен всегда были раскатисты, раздольны, и не скрывали в себе азиатских переливчатых мотивов, так характерных для дальнего и ближнего Востока. В Казакстане не было институтов западного (классического) или восточного (патриархального) рабства и феодализма, которым присуще внеэкономическое принуждение.
Под идеей индивидуальной открытости необходимо иметь в виду, прежде всего, принцип открытой свободы. В своё время Карл Ясперс сетовал, что Запад слишком увлёкся закрытой свободой в культивации так называемой частной жизни (privacy), закрытой для открытого общения и обсуждения. На Западе близкие отношения буквально называют закрытыми (closed). Сегодня перед нами технологически разворачивается глобальное информационное сообщество. Однако информационные технологии культурно ещё не обеспечены новой моралью. Люди мира психологически не готовы к ним, и даже в правительствах они, по-прежнему, продолжают лгать и себе и другим, надеясь на ушедшую в прошлое закрытость и избегая личностного развития. Индустриальная культура повсеместно испытывает глубокий духовный кризис. Для перехода в информационное общество ни Запад, ни тем более Восток, не могут предоставить из своего арсенала ни одного этнического стереотипа поведения, в котором бы идея открытия личностью своей частной жизни непосредственно всему миру могла бы локализоваться, и потом глобально развиться.
Казахский же этнос имеет такой архетип в своей культуре, хоть и деформированный советским образом жизни. Какими бы ни были разными казахи в антропологическом и генетическом смысле, все их поступки обусловлены идеей индивидуальной открытости, т.е. личной свободой, открытой для общения и для общества. Феномен батырства, как нельзя лучше, демонстрирует характерную суть духа казахов. Батыр - это венец «казакования», казачьего образа жизни. Каждый казак, будучи джигитом в начале своей жизни, жаждал достичь этого этапа народного вознесения, быть одиноким Рыцарем Степей, поэтом-любовником и национальным героем, неподвластным даже ханам. Этот социальный институт казачества был выражен различными рыцарскими степенями, и включал в себя «странствующие» певчие виды: «Сал», «Серi» и т.п. Изначально самоназвание казахов «Казак» означало не национальность, а социальный статус людей «свободного состояния» («длинной воли»), и переводилось с древнего общетюркомонгольского языка как «свободный воин-добытчик», «кочующий сам по себе», «отдельно от рода и племени». Казачество как аульный, «байский» способ кочевания было высшей стадией развития номадизма, после пастушества и таборно-куренного кочевания, которые были нижестоящими стадиями развития кочевой культуры.
Никто не призывает вернуться к ушедшему в прошлое тюркскому казачеству, вместе с которым закончилось господство кочевой культуры над оседлой. Но мы обязаны знать «кто мы и откуда», иначе наше прошлое будет нацело и бессознательно определять наше будущее. Одной из причин русификации казахов явилась их неспособность осознать необходимость своевременной, до «казахстанской трагедии», культурной модернизации номадизма на стадии казачества. Из казачества необходимо сохранить только индивидуальную (личностную) открытость к общению, конкуренции и любым изменениям. Японская буржуазная революция отменила феодальный институт самураев, но их дух по-прежнему составляет основу японской нации даже в менеджменте.          
Истинная суть казахского характера не в социально-политической свободе, а в психологической свободе, история которой только начинает разворачиваться по миру. Эта психологическая свобода стремится реализоваться через открытие своей личности обществу. И в горе, и в радости казахи почитают за грех скрывать свои чувства, и хотят приобщить к ним весь мир. Отсюда проистекают очень многие, весьма странные обычаи публичного сопереживания, в которых мы можем раскрыть духовную основу для образования личности информационного общества и информационной культуры на этническом уровне. Казахстан сейчас переполнен духовным томлением в процессе своего глобального позиционирования и самоосознания. Геополитически мир перестал быть одно- или дву- полярным, и сейчас именно здесь формируется новый регион со своей совершенно новой идеологией открытой, позитивной свободы.
У Народа Казахстана нет иного пути, как признать за исходную точку развития тот факт, что мы давно уже как национальное государство интегрировались в русскоязычное пространство межнациональной коммуникации. Казахстан осваивает уже англоязычное глобальное пространство. А казахскому языку необходимо культурное возрождение через пропаганду народного художественного искусства, после чего его научно-техническая и административно-правовая модернизация через коллективное творчество масс не заставит себя долго ждать. Придумывание и административное насаждение казахского языка государством только препятствуют этому глубокому процессу его выживания и развития. Чтобы сохранить элиту и культуру титульной национальности, у нас нет иной цивилизованной цели кроме как стать политической, общегражданской нацией (неважно как её называть казахской или казахстанской). Если мы будем стремиться сделать «Казакстан только для казахов», то мы будем следовать не просвещённой, а мракобесной идее и уподобимся диким, архаическим народам. В этом случае мы пойдём против национальной идеи как исторически сложившегося характера и миссии единого Народа Казахстана. Тогда вряд ли мы добьёмся отождествления понятий «казахстанец» и «казах», по примеру европейских стран. А без этого запрещение термина «Казахстанская Нация» в любом формате является серьёзнейшей политической и исторической ошибкой, которая «смерти подобна».
Вселяет надежду то, что в большинстве простых казахов, знающих свой родной язык, ещё жива национальная идея общегражданской общности. В казахском языке зашифрован миф о том, что казахи есть сыны Союза «Алаш». В кратком изложении этого мифа Ч. Валихановым, три «сотни» (отсюда три «жуза») разнородных каз`аков-разбойников, осознав греховность человека и необходимость подчинения единому управлению, решили создать государство типа «общественного договора». Для возглавления своего Союза кaз`аки пригласили со стороны в ханы-атаманы «пегого, пёстрого» («ала»), якобы «прокажённого», старца-отщепенца по имени Алаша, благодаря мудрости которого этот Казачий Союз состоялся на века, прирастая отовсюду беглецами, ищущими свободы и веселья. К сожалению, после Чингисхана уже никому не удавалось объединить каз`аков в единую орду (народ-войско). И на сегодня даже простыми казахами очень трудно управлять, так как каждый из них «сам себе ищет господства». Но все казахи по природной сметливости понимают значение как русского языка, так и «шала-казахов» для созидания общегражданской нации под эгидой титульной национальности. Многие «шала-казахи» любят Казахстан, могут много сделать для него и гордятся тем, что они казахи. Осталось только, чтобы и все остальные национальности Казахстана захотели гордиться этим «не из-под палки». Тогда Народ Казахстана смело можно будет называть в просторечье не казахстанской, а казахской нацией. А пока надо вернуть в русскую и английскую транскрипцию нашей страны её исконное написание: Казакстан-Kazakstan. Русские казак`и были неотъемлемой частью исконных тюркских каз`аков. Мы, каз`аки личностно открыты, потому что сильны духом Алаша, и наша национальность должна стать нацией, чтобы быть информационным обществом. Когда-то русские казак`и уже были частью тюркских каз`аков («монголо-татар»). Почему сегодня они не могут быть снова едины. Каз`аки всех национальностей и вероисповеданий – объединяйтесь!

Авторами  идеи выступают члены Исполнительной Дирекции
Научно-Образовательного Фонда «Аспандау»:
Канат Нуров – кандидат исторических наук (Ph.D.)
Тимур Сакенов – политолог (M.A.)
Радик Темиргалиев – историк, публицист
Еркин Иргалиев - политтехнолог

Тимур Сакенов iacademy
Magister Artium in Political Sciences (M.A.) University Frankfurt am Main
30 декабря 2011, 15:24
5569

Загрузка...

Комментарии

называть себя авторами идеи - не скромно, мягко говоря. О нормальном названии этноса, нации и страны говорят давно. Азаттык уже писал. Я говорю всегда, что я казак и живу в Казакстане. А если следовать логике перевода на русский язык, то нужно называть казахов хазахами,а страну - Хазахстаном. По английски - Khazakh, Khazakhstan. Лучше и правильнее - казак, Казакстан. Казаки ведь в России - это не этнос, а сословие или каста, что-то между. Но точно не этнос. Путаницы не будет в головах мыслящих людей.
Давайте, ребята,пишите, эту идею поддерживаю, только не присваивайте ее. Или уже запатентовали в минюсте? =)
Все верно, мы не авторы - это объективно существующая идея, о которой мы говорим. Откорректируем
идея витает в воздухе :)
Enkael
0
0
фантасмагория...
почему нельзя жить в Казахстане и быть казахом, русским или немцем?
с какого великого замешательства люди станут вдруг называть себя казаками?
есть казаки на Дону, на Урале и др, но далеко не все русские отождествляют себя с ними. а что уж говорить, например, о корейцах?
томление духа - вещь, конечно, требующая разрешения, но необязательно.
меня тоже это возмущает! это получается, что любой орыс, шуршут, сарт или жид будут именоваться қазақами !??? неее, так не пойдет...потом еще свою родословную вести будут :)) пусть лучше остаются безродными орысами и т.д.
restec
0
0
И на том спасибо
t-sh
0
0
Казакстан.. Казачий Стан... что-то мне это напоминает, году эдак в 1943... ноября эдак 10. :)

А вообще, я гляжу, нынче у Казахстана с Киргизией прям соревнование какое-то проходит.. кто более идиотскую идею подаст. Киргизы пока лидируют со всосанными ДНК. Поднажмите.
ОК. опровергнуть слабо? или тебя только на пустой треп хватает?
этимологию слов (казак, стан ) знаешь?
пс.хочешь почитать русских фантазеров? могу ссылки дать, почитаешь убедишься, что до вас нам далеко ;)
restec
0
0
Чего опровергать-то, читайте ниже Argyn84 отписался.
А про линки, давайте конечно, интересно все же. Ну если не слабо.
вот с этим согласен:
===
Необходимо вернуть в русскую и английскую транскрипцию названия нашей страны её исконное написание: КАЗАКСТАН-KAZAKSTAN.
===
давно уже пора, я про это уже писал.
Вы смеётсь над Кыргызами "Зима не будет", мои друзья со стульев падали в ФРГ.
А они о простых вещах говорили "О глобальном потеплении", о "Наводнениях в Европе",
Их язык был прост, всем понятен. Посмеявшись мы задумаемся об этих проблемах.
Про КАЗАКСТАН вы задумаетесь, если прочтёте историческое исследование: www.aspandau.kz
restec
0
0
Он был просто, но не понятен. А главная мысль была не о стихийных бедствиях. Не нужно вырывать из текста клоки и делать из бреда пророчество.
"Когда-то русские казак`и уже были частью тюркских каз`аков («монголо-татар»)"

Когда это русские казаки были частью тюркских, что за детский лепет?
"Это единое слово как на русском, на казахском, украинском, тюркских языках означает одно и тоже (вольный, свободный, независимый)"

Ничего подобного это слово в современных русском, украинском и казахском языках не означает. Читайте словари, уважаемые. Первичная этимология давно потеряла смысл для многих, а большинству и известна-то никогда не была.

"Изначально самоназвание казахов «Казак» означало не национальность, а социальный статус людей «свободного состояния» («длинной воли»), и переводилось с древнего общетюркомонгольского языка как «свободный воин-добытчик», «кочующий сам по себе», «отдельно от рода и племени»"

Что авторы подразумевают, говоря о "древнем общетюркомонгольском языке"? Есть тюрки, есть монголы. Язык одних относится к тюркской ветви, других к монгольской. Эти языки разные по происхождению, даже их родство на уровне языковой семьи оспаривается. На территории Золотой орды разговаривали на разных языках, но в степи доминировал тюрки. И если авторы говорят про тюрки, то и говорили бы об этом, а не о "древних общетюркомонгольских".

Идея объединения всех казахстанцев, независимо от национальности высказывается давно. Но ваша идеологическая подоснова не выдерживает критики.

"КАЗАК означает не только этнос - национальность, но и общегражданскую, территориальную общность - нацию!"

Само слово "казак" воспринимается русскими вполне однозначно. Так же как и казахами, кстати. Любой казах, даже не сильно говорящий по-казахски, понимает как звучит название его народа в оригинале и сможет отличить увулярную казахскую "Қ" от заимствованной русской "К". То есть, вы предлагаете сменить одно неправильное название на другое, не менее неправильное.

И чем вам слово "казахстанец" не нравится? Это слово, прекрасно объединяющее и казахов и русских и немцев. При этом у всех сохраняется их национальная идентичность.
Во-первых, Казахстан, Казакстан и любой другой СТАН это изначальная ошибка при именовании Нашего государства. Следовало назвать Казак Ел! или Казахская (Казакская) Республика. Во-вторых, этимология слова КАЗАК, что у славян, что у тюрков - суть вольный (человек, народ и т.д.). Следовательно не будет ошибкой для самих Казахов и переехавших/переселенных на Нашу землю представителей других наций и народностей именовать себя Казахами/Казаками, добавляя свое происхождение (напр. Казах/Казак русского, украинского, корейского происхождения). В третьих, для прекращения всяческих инсинуаций и спекуляций на эту тему, нужно признать Казахов/Казаков иного происхождения Четвертым Жузом, обусловив это признание поголовным изучением языка, основ культуры и знанием других нематериальных ценностей Коренного Народа. Такой обряд вхождения в Народ/Нацию можно было бы совершить на всеобщем Курултае Казахов/Казаков. Вспомним, даже российские комментаторы спортивных мероприятий называют КАЗАХАМИ наших спортсменов ЛЮБОЙ национальности.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 25724
  • 18
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 8007
  • 98
Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Прошло около 2 лет. За эти годы в моей жизни многое изменилось. И мне стало интересно, какие же изменения произошли в жизни тех, у кого я когда-то брал интервью...
DastanIskakov
14 янв. 2017 / 11:43
  • 5318
  • 7
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 4832
  • 22
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3681
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 3551
  • 47
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
  • 3590
  • 98
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 3106
  • 34
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
вчера / 12:36