- Что касается ребенка, мы должны развивать с ним такие отношения, чтобы он считал себя нашим товарищем.
- Товарищем своих родителей?
- Чтобы он сожалел, когда они расстраиваются, и радовался, когда они радуются. Иначе между ними будет постоянная конфронтация.
- Если родители ставят себя выше ребенка, то они влияют на него гораздо меньше? Как могут родители, с одной стороны, быть авторитетом для своего ребенка, а с другой стороны, его товарищем?
- Как ученик-товарищ. Я отношусь к нему как к равному, обучаю его и ожидаю от него того же, что он получает от меня: внимания, любви и уважения. Вы увидите, насколько в трехлетнем возрасте ребенок становится взрослым, начинает понимать, что сказать, что ответить и как себя держать. И не надо бояться, что мы строим из него какой-то искусственный образ. Все зависит от того, как мы будем себя вести. Кстати, здесь очень важно разделение в отношении к девочкам или к мальчикам.
- С какого возраста?
- С трех лет наверняка, может быть, раньше. Мальчиков должны воспитывать мужчины, а девочек - женщины. Дети начинают чувствовать, что у мужчин и женщин разное отношение к жизни, разное поведение, разные рассказы - все совершенно иное.
- Проявляется отличие между мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами?
- Истории, которые будет рассказывать ребенку мать и отец или воспитатель, будут звучать совершенно по-другому. Проблема нашего поколения в том, что, к сожалению, и детском саду, и в школе мальчиков, до их становления мужчинами, воспитывают женщины.
- То есть это вредит мальчикам, а девочки и так окружены женщинами. А какой ущерб это наносит ребенку?
- Мальчик с 3 лет уже не должен получать от матери, он должен получать от отца, уподобиться взрослому мужчине. Он уже стремится к этому, он не может играть в те же игры, он различает игры с точки зрения полов. Он иначе относится к миру. С этого возраста и далее мы должны разделить их. Смешанные детские сады и школы калечат детей.
- Здесь начинается личный пример...
- Да, личный пример воспитателя для мальчиков и воспитательницы для девочек. Ведь воспитание должно проходить в процессе обсуждений, сидя в кругу, а не в виде нравоучений.
- Каким, по-Вашему, должно быть количество детей в группе от трех до шести лет?
- Никогда не больше десяти.
- Включая инструкторов?
- Включая инструкторов, они являются частью общего круга. Они должны показывать пример на один уровень выше детей, и не более, чтобы у детей была возможность подражать им.
- Исходя из того, что Вы говорите, наши детские сады, если не считать того, что они смешанные, построены не так уж плохо? Там все сидят в кругу, разговаривают между собой, играют, но нет обучения, которое, как Вы говорите, обязательно в этом возрасте.
- Обучение должно быть обязательно. Должна быть программа, соответствующая возрасту, включающая в себя обучение речи (риторике), музыке, танцу, пению, рисованию, чтению и письму, арифметике, миру (ботаника, зоология). Должно быть ежедневное продвижение по всем дисциплинам. Естественно, в общем, на уровне трех-шестилетних детей. Дифференцировано для мальчиков и для девочек.
- Если ли связь между проявлением насилия в детском возрасте и смешанным воспитанием?
- Насилие должно пресекаться с самого раннего возраста, ему не должно быть места! Мы должны1 обучать детей состоять в обществе, ведь от трех до шести лет - это уже общество. Они должны проверять и судить себя, они должны уметь собираться, обсуждать свои поступки и принимать решения, как это принято между воспитанными взрослыми людьми. Они должны уметь отвечать за свои поступки. Это как бы игра, а как будто и нет...
- Это уже возможно в возрасте от трех до шести лет?
.......