Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
6
02:39, 10 декабря 2011

С ним - хоть в разведку или проблема развития речи!

Молчаливый ребенок логопед алматы
«Ночь.  Улица.  Фонарь.  Аптека…»
Что это? Набор случайных слов?  Шифрованная записка? Или талантливое, лаконичное и емкое описание ночной улицы Александром Блоком?  Думаю, что если так говорит ваш ребенок, то его смело можно брать с собой в разведку – все равно никто толком  ничего не разберет! А вот до высот Блока ему еще далеко.  Часто мамы пытаются оправдать своего малыша, утверждая, что он просто стесняется, а так -  все знает!  Не спорю!  Знает- то  знает, вот только сказать не может.  Многие родители ждут чудес (то есть:  ждут, когда он вырастет и все само собой образуется, ведь они же как-то научились объясняться фразами?).  Или  -  скажу по секрету:  примерно в возрасте 20-40 лет подросшие «детки» начинают осознавать, что им трудно более-менее грамотно сформулировать свою мысль, потому, что нужно «вписаться»  в общество и каждый день общаться с коллективом, друзьями, занимать хорошие должности, где необходимо уметь вести переговоры на разных уровнях, произвести достойное впечатление на противоположный пол и т. д….

У них появляется комплекс неполноценности, они боятся лишний раз проронить слово, а потом решают, что уже надо бы походить к логопеду и овладеть-таки в совершенстве умением «красиво говорить». А уже поздно! Все плохое уже сформировалось и закрепилось. Логопед ведь не волшебная палочка! Да и переделывать всегда хуже, чем делать с нуля.

«И что же нам делать в таком случае?» - спросите вы, и я попробую дать совет. Прежде всего, покажите ребенку какую-нибудь сюжетную картинку, доступную для его понимания и попросите сказать, что там нарисовано? Если ответ состоит из однословных и однотипных высказываний или из перечисления изображенных предметов, то мои рекомендации вам могут пригодиться.

Давайте, представим нашу речь в виде красивого города, в котором каждое здание построено из кирпичиков (слов). Не надо быть строителем, чтобы понять, что если есть  эти самые кирпичики – то есть и город, а  нет – так  нет! В первую очередь, позаботьтесь о словарном запасе ребенка. Словарный запас может быть как активным (те слова, которыми пользуется малыш), так и пассивным (слова, значение которых ребенок понимает, но в своей речи не использует). Надо стремиться к тому, чтобы разрыв между активным и пассивным словарем был минимальным. Для этого хорошо многократно повторять каждое новое слово, обыгрывая его в разных позициях и просить  ребенка рассказать об услышанном, используя это слово. Иногда, чтобы слово перешло из пассивного словаря в активный, необходимо его услышать около 70 раз! Да! Да! А как вы хотели? Москва тоже не сразу строилась!.. Теперь я вижу, что вы на один шаг стали ближе к решению проблемы и уже не хотите, чтобы ваше сокровище играло молча в одиночестве, дабы не потревожить  вас. А о чем с ним говорить во время игры? Знайте – это для ребенка игра, так как только играя, растет и развивается  малыш, ведь игра для него – основной вид деятельности. А для вас – мозговая буря (в хорошем смысле). Можно отрабатывать такие понятия ,как далеко-близко, высоко-низко, справа-слева, вместо «большой-маленький» - высокий-низкий, широкий-узкий, толстый-тонкий и пр. Словарный запас нужно формировать не только из существительных, глаголов и прилагательных, но также необходимо, чтобы ребенок умел объединять группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, животные, мебель, одежда, транспорт и т.п.

Вот видите, сколько всего можно и нужно рассказать малышу! И чем раньше вы начнете это делать, тем меньше проблем будет у него в 20-40 лет.

На самом деле, говорить о развитии речи можно бесконечно, так как нет предела совершенству, но об этом как-нибудь в другой раз. Поделитесь своим успешным и не очень  опытом в воспитании подрастающего поколения. Уверена, что это  многим  из нас будет интересно и полезно!

С радостью отвечу на все, волнующие вас, вопросы. Пишите.

6