Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
00:14, 02 декабря 2011

Бахыт Сыздыкова: Я была хорошей девочкой

Имя экс-мажилисвумен Бахыт СЫЗДЫКОВОЙ известно сегодня практически каждому казахстанцу, рассекающему по просторам kazneta. Сыздыкова ненавидит мух и ложь, а в политику попала совершенно неожиданно для себя. Активная твиттерянка, не побоюсь этого слова, эпатажная женщина и увы уже бывший депутат, искренне радеющий за будущее Казахстана – рассказала о себе в интервью незадолго до роспуска мажилиса.

Blog post image

Мы встретились с Бахыт Ахметовной во время ланча в астанинском отеле «Риксос».

- Тут тихо и можно спокойно побеседовать, - пояснила моя визави. – Мы заказали пиццу. Составите нам с моей помощницей Олесей компанию?

К тому моменту, когда мы закончили беседу пицца, как впрочем, и чай, остыли. За разговором два часа, отведенные на обеденный перерыв, пролетели незаметно.

- Бахыт, как вас угораздило попасть в политику?

- Я думаю, что это было предопределенно судьбой. В детстве, когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я отвечала – адвокатом. У меня была мечта защищать людей, помогать им. Я всегда была правдолюбкой. Вечно кого-то защищала – в садике, в школе, в университете. Будучи студенткой, я не боялась придти к ректору и сказать, что были нарушены права того или иного студента. И что самое интересное, ко мне прислушивались. С самого детства я была очень активной – занималась в различных кружках, играла в театральных постановках. Наша семья жила по улице Ленина, напротив того места, где сейчас расположен отель «Интерконтиненталь». Наши дома называли обкомовскими, потому что там жили все партийные. Мой дед был партийным. Мне казалось, что люди, которые состояли в партии – были кристально честными, справедливыми и дисциплинированными. Мой дед каждый день составлял план дел на следующий день. Даже когда ушел на пенсию, он сохранил эту привычку. Он учил меня быть честной, и поэтому я до сих пор не научилась врать. Я была хорошей девочкой. В семье у нас все были партийными, кроме моих родителей. И все были коммунистами. Поэтому я мечтала. Что когда мне исполнится 18 лет, я обязательно вступлю в партию. Но, к сожалению, не случилось. Мои первые выборы произошли, когда я училась в третьем классе. Всех принимали в пионеры на день рождения Ленина – 22 апреля. Но пять человек из нашего класса было решено принять в начале года. Учительница попросила одноклассников выдвинуть кандидатуры. За меня проголосовало большинство.  В 14 лет меня прияли в ВЛКСМ. Когда я заполняла формуляр на вступление в ряды комсомольцев, там была графа «Цель вступления». Я написала: очень хочется помогать нашему государству в перестройке и реформе школьного образования. Мое поколение – поколение перемен. Мы были первыми, кто заканчивал 11 классов, а в университете были первыми, кто учился пять лет, вместо четырех. Мне всегда было интересно смотреть новости, я лучше всех в школе готовила политинформацию. Очень любила смотреть передачу «Сегодня в мире». Как правило, там показывали сплошной негатив: как плохо живут люди в США и в других странах, как они голодают, как над ними издеваются. И я про себя думала: спасибо огромное за то, что живу в Советском союзе, что я девочка-пионер, что мы живем в нормальных условиях. У нас не было шикарных машин или квартир, но была теплая атмосфера. У нас был дружный двор. Лет с 5—6 мы начали ставить концерты. Рисовали пригласительные билеты, афиши. Это была первая рекламная компания в моей жизни. Мы пели, танцевали, ставили сценки кадров из различных советских фильмов. Я считаю, что эта была некая неформальная детская организация. В конце-концов, к нам присоединились ребята со всех соседних дворов и даже с других улиц. Мы даже как-то поставили фильм «Приключения Буратино». Я в этой постановке сыграла две роли – лису Алису и черепаху Тортилу… Многие идут в политику, чтобы сделать себе карьеру или заработать денег, а я пошла, потому что мне это нравится.

- Бахыт, неудобно прерывать ваши воспоминания детства, но, тем не менее, как такая творческая натура, оказалась в политике?

- Уже в школе я выступала в КВН. В университете мы создали команду «Северный ветер», которая переросла в сборную Астаны, а затем и в национальную сборную. Но мне хотелось помогать людям, а потому после университета мы создали молодежное движение «За будущее Казахстана». Меня ребята выбрали председателем движения по Астане и Акмолинской области. Я тогда была очень популярна. Без ложной скромности – я не могла спокойно пройти по городу, чтобы меня кто-нибудь не узнал. У меня автографы начали брать с первого курса учебы в университете. Поэтому у меня нет звездной болезни. Кстати, моя первая работа – посудомойщица. Я пошла на эту работу в 14 лет, потому что мне хотелось купить красивое пальто. И я заработала на него. Тогда я поняла, как тяжело зарабатывать деньги. В 1999 году была образования партия «Отан». И когда я узнала, что в этой партии президент я сразу же решила в нее вступить, потому что для меня президент всегда был авторитетом, и потому что мне хотелось помочь президенту поднимать страну. Мы создали молодежное объединение «Жас Отан» в октябре 1999 года, а в марте 2000 должны были состояться выборы. Ребята уговорили меня принять участие в них. Я не верила в успех, несмотря на то, что наша семья – династия депутатов. Я не верила, что можно без блата стать депутатом. Затем была моя первая предвыборная компания. Мы развешивали плакаты с моей фотографией и подписью «Бахыт Сызыдкова. Голосуй сердцем!». Мы проводили различные пиар-акции и многие люди, участвовавшие в них, нашли себя в этом и с тех пор идут по этому пути. Помню, я тогда попросила ребят рассказывать все, что обо мне говорят люди. Одна девочка тогда мне рассказала, что кто-то там сказал: вот, мол, такую рожу отъела, теперь можно и в депутаты. Там все с такими рожами. Я чего только не наслушалась! Но мне всегда была свойственна мудрость. В результате, я честно, безо всякого блата, без административного ресурса, в 25 лет победила на выборах. Причем с большим отрывом! Поэтому я не верю в сплетни, что у нас депутатом может стать только человек со связями. Я два раза побеждала на выборах, не имея никакой «крыши».

- В начале разговора вы рассказали, что в детстве вы были убеждены: в партии работают кристально честные люди. Но то было в КПСС. А когда в вступили в «Нур Отан», сохранилась ли ваша убежденность?

- Сравнивать КПСС и «Нур Отан» нельзя. Единственное в чем их можно сравнить – это партии, поддерживаемые большинством населения. КПСС – партия одной идеологии, а в «Нур Отане» мы имеем право на свою точку зрения, на свое мнение.

- А что насчет честности?

- Теперь, когда о КПСС стало известно многое, я понимаю, что те люди, которые были в партии в самом низу – они были кристально честными. А верхушка была прогнившей. Это была партия двойных стандартов. В «Нур Отане» двойных стандартов я не вижу. Это партия, которая реально хочет помочь населению.

- А как же уголовные дела, возбуждаемые правоохранительными органами против членов партии и коррупционные скандалы?

- К сожалению, мы все люди. Некоторые идут в партию, чтобы сделать себе карьеру, из-за выгоды, а не из-за убеждений. Но по отдельным личностям нельзя судить обо всей партии.

- Имя Бахыт Сыздыковой стало греметь на всю страну, после того как вы завели твиттер-аккаунт. У вас сейчас 2138 фолловеров, но при этом вы сами подписаны только на 101 твит-аккаунт. Вам не интересно читать других?

- Честно? Я читаю иногда твиты других, но зачастую мне не хватает времени. Я твиттер открыла только потому, что обещала журналистам это сделать на 3 апреля. Но я думала, что открою твит-аккаунт, освещу выборы, а затем закрою. Но втянулась. Потому что люди пишут, обращаются с просьбами и не реагировать — я не имею права. Некоторые думают, что я вообще не работаю, а сижу целыми днями в твиттере. Но это не так. Я пишу в твиттер только тогда, когда выдается свободная минутка или же в тех случаях, когда я не могу промолчать, потому что мне кажется, что людям это интересно. Я думаю, что у парламента должно быть свое средство массовой информации, чтобы люди знали, как происходит работа в парламенте. А сейчас им по новостям показывают только верхушку айсберга, когда депутаты принимают закон. Но ведь этому предшествуют бурные дебаты, полемика, обсуждения. Но я в твиттере пишу не как депутат, а как человек, который на данный момент работает депутатом. Поэтому я пишу и о личном. Вот недавно в вашей газете напечатали мой твит про кофе в постель (см. «Золотые слова», «Время» от 13.10.2011 г. – Р. Б.). Так мне столько народу потом звонило, возмущались, что депутату такое непозволительно. Но твит-аккаунт – это не официальная страница депутата!

- На мой взгляд, для вас твиттер как палка о двух концах: с одной стороны отличная возможность для людей общаться с вами напрямую, с другой вы нарываетесь на непонимание со стороны своих коллег. Вы даже написали, что вас подвергают гонению за твиттер. Позвольте узнать, кто это был и за что он на вас ополчился?

- Я не хотела бы это комментировать.

- Хорошо. В другом твите вы написали, что подняли некий важный вопрос, а кто-то из депутатов вас одернул: Бахыт, ну зачем такие серьезные вопросы сейчас поднимать, обед же на носу!

- У меня есть плохая черта: я оцениваю людей по самой высшей планке. Я вот смотрю на нашего президента. Он и в этом классный и в этом, и в этом! Мне кажется, что каждый человек должен стремиться к чему-то высокому. У меня, например, бывает, что приходится много пахать, забыв обо всем. И только когда начинает урчать живот, вспоминаю, что пора бы перекусить. Но в принципе я выдерживаю наши пленарки. Меня просто возмутило, такое поведение. Ведь это была важная проблема. Вопрос обеспечения жильем нашего населения, на мой взгляд, это архиважная проблема. У нас 140 тысяч человек стоят в очереди на получение жилья. Квартир же сдается всего 2 тысячи в год. Для того, чтобы всех обеспечить, необходимо 70 лет. И это при условии, что другие люди не будут вставать в очередь. Но это не реально. А значит, многие люди просто не доживут до того момента, когда им вручат ключи от квартиры. В прошлом году финансирование жилищного строительства составляло 19 млрд. тенге, а в этом году – всего 10 млрд. я предложила увеличить финансирование на 30 млрд. тенге. Для бюджета республики – это не такая уж и огромная сумма. Но меня не поддержали. Многие министры говорили: Бахыт Ахметовна, лучше эти деньги направить на здравоохранение, что лучше построить больницу, чем несколько квартир.  Думаю, что  бюджетные деньги можно было бы более эффективно и по назначению использовать. Я, например, сама хозяйка и умею рационально тратить деньги.

- Ну, одно дело, когда вы тратите свои деньги и совсем другое – когда бюджетные.

- Я считаю, что чиновники должны более рачительно относиться к бюджетным деньгам.

- А как же собственный карман? Куда деть коррупцию?

- Коррупция – это наш бич. Я знаю, что есть такие вещи, как откаты, взятки. Мне самой три раза пытались дать взятку. Олеся не даст соврать, я сразу же ее приглашала, чтобы у меня был свидетель, и говорила этому человеку: прямо сейчас вы берете своими руками этот конверт, убираете его своими руками в портфель и уходите отсюда. В моей карте мира не существует такого понятия, как коррупция! Я как-то разговаривала с одним из весьма известных и влиятельных политиков, не буду его называть. Он мне сказал: Бахыт, политика – это грязное дело. Я с удивлением посмотрела на него, не ожидала услышать такое от такого человека! А он мне: «ты понимаешь, ты такая чистая, такая светлая, молодая, ты еще просто не обросла коррупционными связями». Пока еще! (Смеется) Шутка. «И поэтому тебе этого не понть. А на самом деле политика – это грязное дело»!Возвращаясь к вашему вопросу, мне было очень обидно, что проблему жилья, которую я подняла, даже не включили в повестку. А потом еще депутат воскликнул это. Меня это очень сильно возмутило. Я считаю, что пока ты молодой, полон сил, ты должен работать не только для своей семьи или для себя, но и для блага отечества!

- Возвращаясь к твиттеру. Вы же понимаете, что это мощное оружие влияния на сознание масс. И ваш твит с цитатой депутата, что на носу обед, дает основание полагать, что кроме Бахыт Сыздыковой никто больше работать не хочет. Что для других депутатов чревоугодие важнее чаяний народа…

- Ну может быть он шутил… Хотя нет, не похоже на шутку.

- Кстати, еще один ваш твит про испанскую петрушку. Эта новость облетела все СМИ: Бахыт Сыздыкова поделилась рецептом салата на пленарном заседании. Это про вашу жалобу министру сельского хозяйства, что в салате все импортное, кроме подсолнечного масла.

- Я задала пять важных вопросов министру сельского хозяйства, в том числе и о судьбе урожая нынешнего года. Но никто об этом не написал. Только про петрушку с укропом. Поэтому у всех складывается мнение, что у депутата Сыздыковой на уме только платья, косметика, лак для ногтей, прически, макияжи и еще какие-то непонятные вещи. Один мой друг политик сказал мне, что за спиной меня называют гламурным депутатом.

- После этого заседания Момытбеков заявил: если одна депутат ест – это не означает, что все депутаты едят. Что он имел в виду?

- Я вообще очень уважаю Момытбекова. Он – классный! Я его хорошо знаю. Мы с ним давно знакомы. Мух терпеть не могу (это она о пицце, на которую села муха – Р. Б.). И этим твитом я сказала, что поддерживаю Момытбекова. Вы посмотрите у нас базар завален импортной продукцией. У меня не то, чтобы есть возможность покупать дорогое. Просто импортная сельхозпродукция намного дешевле отечественной. Мы вчера заехали в магазин. Там продавалась казахстанская петрушка и израильская. Так вот наша была намного дороже. Разве это нормально?

- Когда Мухтар ШАХАНОВ и еще 138 подписантов направили письмо президенту с требованием исключить из Конституции норму, определяющую статус русского языка, как зыка наравне с официальным, вы в твиттере активно писали посты в поддержку русского языка. Почему?

- Я считаю, что отказываться от русского языка ни в коем случае нельзя. Я недавно была в Грузии. Там мне люди более старшего поколения сказали: это было ошибкой, что мы в свое время отказались от русского языка. У молодого поколения уже нет той богатой культуры, которая была раньше. Они обеднели в плане культуры. Или давайте вспомним советское время. В той же Грузии люди знали и грузинский и русский языки, в Узбекистане – узбекский и русский… такая картна наблюдалась практически везде, кроме Казахстана. В Казахстане было стыдно говорить на казахском. У нас не было детсадов, школ с казахским языком обучения. Где тогда были эти подписанты? Ладно — я! Я тогда маленькая была еще. Но ведь большинство из них в то время были уже взрослыми и известными. Почему они тогда не смогли, пользуясь своей популярностью прийти к председателю горкома партии и сказать: Айналайн, давай откроем школу с казахским языком обучения. Почему в школе, где я училась, не было уроков казахского языка? И ведь никто не возмущался. Почему? Я никого не хочу обвинять, но это было так. А сейчас мы прикрываемся псевдопатриотизмом.  Нам прививали любовь к русскому языку с детства. Помните: я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин. Почему те люди, которые сейчас рьяно кричат с трибун в поддержку казахского языка, почему их дети его не знают?  Для меня незнание языка – трагедия. Я пытаюсь выучить казахский язык. У меня куча репетиторов, учебников и т.д. Я обожаю казахские песни, притчи, рассказы. Когда я их слушаю,  понимаю, что это настоящий кладезь мудрости. Казахские выражения такие емкие, такие меткие, такие образные. В нем есть такие глубокие сравнения, каких нет ни в одном другом языке. Мы должны поднимать уровень казахского языка, но мы должны это делать эволюционно. Революция никогда до добра не доводила. Даже если мы завтра запретим всем разговаривать на русском языке, этого же не будет. К примеру, я — не полиглот. Мне очень сложно изучать языки. И таких людей как я – много. Бывают, конечно, такие, как наш премьер Карим МАСИМОВ, который знает 8 языков. Это же круто! Это же здорово! Я перед ним шляпу готова снять. У меня же таких способностей нет. Но это не означает, что я меньше сделаю полезного для Казахстана и для народа! Нужно просто успокоиться и позволить всему произойти эволюционно! И наш президент, лидер нации много раз говорил, что нельзя забывать русский язык. Тем более сейчас, когда мы вступили в Таможенный союз, а в будущем вполне вероятно создадим единое экономическое сообщество – евразийский союз. Мы же не будем в евразийском сообществе общаться на английском языке! Это же глупо. Поэтому не нужно принижать значение русского языка, наоборот его надо поддерживать. Ну и потом у нас мало что делается для развития казахского языка. Вы были на портале по изучению казахского языка? Мне он не приглянулся. А ведь какие огромные деньги в него были вложены. Но почему-то мало кто его использует для изучения казахского языка. Почему компания Google включила казахский язык в свой переводчик, почему в Mail Agent можно писать казахским шрифтом, а у нас до сих пор в сотках нет казахского шрифта? Или другой пример, который меня очень коробит: у меня у депутата мажилиса на клавиатуре рабочего компьютера приклеены скотчем казахские буковки распечатанные на листе бумаги. О каком уважении к языку может идти речь, когда 9 специфических букв казахского языка на депутатских компьютерах отсутствуют?! И это неуважение проявляется во всем. Прихожу я в гости. Сидят одни казахи. И на каком языке они общаются? Правильно – на русском. Знаешь казахский язык? Возьми на поруки десять человек, обучай их, общайся с ними на казахском языке. Кричать может каждый! А надо что-то делать!

Газета "Время"

1