3. Соотношение надличностных и надбытийной систем.
Пойдем в рассуждениях дальше и попробуем ответить на вопрос: противостоит ли надбытийственная система оценки «Бог» надличностным «Мораль» и «Закон».
В предыдущей главе мы увидели преимущество нетварной системы оценки над тварными. Поскольку источником оценки добра и зла в этой системе является Бог, и влияние греховного человека на нее невозможно, то система эта является непогрешимой и абсолютно истинной. Мы подошли также к тому, что «Закон» и «Мораль» открыты для зла, не смотря на надличный характер этих систем. И если зло присутствует в надличных системах, то можно говорить о том, что в системе оценки «Бог» надличные системы являются злом, которому следует противостоять.
Однако, есть и другая сторона: система «Бог» является непознаваемой. По крайней мере, непознаваемой в полноте. Никто из живущих на земле не может сказать, что есть зло для Бога, а что добро. Это может знать только сам Бог. Человек может знать об Истине только то, что Она Сама ему о Себе открывает. При этом Самооткрытие это происходит в мире тварном и через мир тварный. Новый Завет был дан через Бога, воплотившегося в Христе. Ислам возник из аятов и сур Корана. Мы не знаем полноты Божественного замысла и его систему оценки добра и зла. Мы можем знать лишь Закон Божий переданный в божественном акте откровения.
То есть, для человека система оценки «Бог» доступна только через другие системы оценки: «Закон» (Священные книги, толкования к ним), «Мораль» (Церковная община) и «Я» (Совесть, Откровение). При этом свобода выбора дает человеку право сообразовать свою жизнь, строить общество и государство в согласии с системой оценки «Бог», или нет.
Рисунок 4. Нетварная система оценки событий проявляет себя в мире тварном посредством других СОС.
В зависимости от той меры, в какой это происходит, можно говорить о том, насколько существующая система оценки добра и зла соответствует Божественной. В зависимости от этой меры можно говорить, является ли злом существующие тварные системы оценки или нет. По сути можно говорить о противостоянии в тварных системах оценки событий начала Божественного, т.е. добра, и начала эгоистического, т.е. зла.
Рисунок 5. Противостояние Божественного и Личного в тварных системах оценки событий
Таким образом, надбытийственная система противостоит надличностным тогда и настолько, когда и насколько они поддерживают противостояние человеческой воли Божественной. Если же закон и мораль соответствуют Закону и Воле Бога, то в этом случае все три системы содействуют в ограничении греха. На этом главу можно было бы закончить, если бы не один важный момент.
Дело в том, что такая схема противостояния (рис. 5) может оказаться только в поле зрения человека верующего. Для человека, Бога не ищущего, процесс будет восприниматься лишь как борьба интересов различных групп. Религиозная община в этом случае также воспринимается как одна из социальных групп, или кланов. Следовательно, рост влияния Церкви будет восприниматься как усиление лобби духовенства. Внимание будет обращаться не на деятельность, а на материальный ресурс, который получает духовенство в результате деятельности.
Рисунок 6. Надличностные системы оценки как препятствие личностным стремлениям к ресурсу.
Кардинальные различия в двух системах восприятия Добра и Зла, их системная несхожесть и приводят к реальному конфликту между духовенством и светским обществом. Когда религия, руководствуясь своим пониманием добра и зла (рисунок 5), проповедует Бога, светское общество, рассматривая события со своей точки зрения (рисунок 6) воспринимает эту проповедь как покушение на их личную свободу с целью завладеть неким ресурсом: недвижимостью, деньгами, властью и т.д.
Продолжение следует