• 46464
  • 662
  • 22
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Философский анализ добра и зла (Часть 3.)

3. Соотношение надличностных и надбытийной систем.

Пойдем в рассуждениях дальше и попробуем ответить на вопрос: противостоит ли надбытийственная система оценки «Бог» надличностным «Мораль» и «Закон».

В предыдущей главе мы увидели преимущество нетварной системы оценки над тварными. Поскольку источником оценки добра и зла в этой системе является Бог, и влияние греховного человека на нее невозможно, то система эта является непогрешимой и абсолютно истинной. Мы подошли также к тому, что «Закон» и «Мораль» открыты для зла, не смотря на надличный характер этих систем. И если зло присутствует в надличных системах, то можно говорить о том, что в системе оценки «Бог» надличные системы являются злом, которому следует противостоять.

Однако, есть и другая сторона: система «Бог» является непознаваемой. По крайней мере, непознаваемой в полноте. Никто из живущих на земле не может сказать, что есть зло для Бога, а что добро. Это может знать только сам Бог. Человек может знать об Истине только то, что Она Сама ему о Себе открывает. При этом Самооткрытие это происходит в мире тварном и через мир тварный. Новый Завет был дан через Бога, воплотившегося в Христе. Ислам возник из аятов и сур Корана. Мы не знаем полноты Божественного замысла и его систему оценки добра и зла. Мы можем знать лишь Закон Божий переданный в божественном акте откровения.

То есть, для человека система оценки «Бог» доступна только через другие системы оценки: «Закон» (Священные книги, толкования к ним), «Мораль» (Церковная община) и «Я» (Совесть, Откровение). При этом свобода выбора дает человеку право сообразовать свою жизнь, строить общество и государство в согласии с системой оценки «Бог», или нет.

Рисунок 4. Нетварная система оценки событий проявляет себя в мире тварном посредством других СОС.


В зависимости от той меры, в какой это происходит, можно говорить о том, насколько существующая система оценки добра и зла соответствует Божественной.  В зависимости от этой меры можно говорить, является ли злом существующие тварные системы оценки  или нет. По сути можно говорить о противостоянии в тварных системах оценки событий начала Божественного, т.е. добра, и начала эгоистического, т.е. зла.

Рисунок 5. Противостояние Божественного и Личного в тварных  системах оценки событий

Таким образом, надбытийственная система противостоит надличностным тогда и настолько, когда и насколько они поддерживают противостояние человеческой воли Божественной. Если же закон и мораль соответствуют Закону и Воле Бога, то в этом случае все три системы содействуют в ограничении греха. На этом главу можно было бы закончить, если бы не один важный момент.

Дело в том, что такая схема противостояния (рис. 5) может оказаться только в поле зрения человека верующего. Для человека, Бога не ищущего, процесс будет восприниматься лишь как борьба интересов различных групп. Религиозная община в этом случае также воспринимается как одна из социальных групп, или кланов. Следовательно, рост влияния Церкви будет восприниматься как усиление лобби духовенства. Внимание будет обращаться не на деятельность, а на материальный ресурс, который получает духовенство в результате деятельности.

Рисунок 6. Надличностные системы оценки как препятствие личностным стремлениям к ресурсу.

Кардинальные различия в двух системах восприятия Добра и Зла, их системная несхожесть и приводят к реальному конфликту между духовенством и светским обществом. Когда религия, руководствуясь своим пониманием добра и зла (рисунок 5), проповедует Бога, светское общество, рассматривая события со своей точки зрения (рисунок 6)  воспринимает эту проповедь как покушение на их личную свободу с целью завладеть неким ресурсом: недвижимостью, деньгами, властью и т.д.

 

Продолжение следует

     


subject
Nomina odiosa sunt
23 ноября 2011, 23:43
958

Загрузка...

Комментарии

Enkael
0
0
контекст бога интересен чисто для упражнений ума ))
Это не контекст, а скорее часть общей для человека бытийственной структуры оценки событий. Один из императивов и структурообразующих элементов бытия.
Интересное мнение выдвинули Негри и Хард в "Империи" по отношению к духовное VS светское или если смотреть дальше трансцендентное суверенное VS имманентное секулярное.
Если кратко то все что дается "с верху" или/и является таковым есть дискурс во властном диспозитиве необходимый для легитимации и удержания контроля власти над обществом.
Где то я с этими ребятами согласен..
Если вы под "властью" не имеете в виду конкретную группу людей, то, это нисколько не противоречит моим поискам. Если иначе, то вы просто отрицаете наличии в структуре этического восприятия человека той части, которую я называю надбытийной системой оценки. То, есть, то, что, по-вашему, дается "сверху", вы понимаете как то, что "впаривает" быдлу властная элита. Я же считаю, что каждый человек имеет своего "демона Сократа", который вещает напрямую от Бога. Вообще, я этих ребят не читал, но их терминология походит на М.Фуко. а у него дискурс власти не принадлежит никому и принадлежит всем одновременно. А, следовательно, природа его надбытийственна.

P.S. давеча интересную статью прочитал, которая пересекается с поднятой вами темой. Не согласен с автором в отношении статистики, но в целом заставляет задуматься. www.russ.ru
Да ребята часто ссылаются на Фуко, я не отрицаю надбытийственой составляющей, есть просто власть(синтез управленцев и капитала) которая "настаивает" на посредничестве между богом и свободным человеком.
Интересно у Хабермаса о постсекуляроном обществе:"...Западное общество должно признать наступление новой эпохи – эпохи постсекулярного общества. Что отличает данное общество от секулярного? Главное отличие в том, что постсекулярное общество «заботиться о продолжении существования религиозных сообществ в беспрестанно секуляризующемся окружении» . Плюралистический разум демократического общества остается открытым для обоих дискурсов: секулярного (либерально-демократического) и религиозного. Отныне религия допускается в общественную жизнь, и голоса верующих будут участвовать в полифонии коммуницирующих граждан."
С другой стороны это( постсекулярность) может быть очередной финт власти для сохранения статуса кво.
Сейчас в наступающей новой сложности не сложно оказаться в состоянии когнитивного диссонанса :))

Статья интересная действительно пересекается с "Империей", просто ребята более обстоятельно к вопросу скрытого конфликта
А из какой работы Хабермаса цитата, если не секрет? Я вообще считаю атеизм формой религии. последние европейские события, когда запрещают носить хиджабы, и даже нательные кресты, как в Великобритании, это все показывает агрессивную настроенность атеистического учения, неготовность принять другой образ жизни, в чем сами атеисты и обвиняют людей религиозных. Поэтому ваша цитата очень отзывается.

Вообще же цель моей работы - просто для себя разобраться в том, что такое добро и зло. Вне зависимости от религий и морали. Попытаться по крайней мере. То что наработал залил сюда, пока отложил продолжение, поскольку работа не дает закончить.
Это из доклада на встрече с кардиналом Йозефом Ратцингером ныне папой Бенедиктом XVI.
Я взял цитату отсюда www.rusnauka.com
Очень хорошо что находите время потому что у нас конечно не хватает дискурсивных пространств, все как то очень стремится к редукции...
Не могу никак толковых работ Хабермаса отыскать. Все, что читал, было в пересказах. Основные работы, я так понял, еще не переведены. Стараюсь. ) Бог даст, скоро выдам опус посерьезнее.)
Да он как то оказался в тени более известных коллег )
Мне нравиться его текст-выступление "Что отличает интеллектуала Первым почуять важное"

Замечательно! Очень интересно читать ваш блог.
Спасибо! Приятно слышать. Вообще приятно общаться с людьми общих интересов!
Взаимно!
кстати посмотрел в архивах, есть у меня две его книги в пдф формате " Будущее человеческой природа" и "Политические работы" ,я до них еще не добрался, могу выслать
Да, было бы здорово. radio.subject@mail.ru

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Обратная сторона Астаны. Девять худших и проблемных районов столицы Казахстана

Обратная сторона Астаны. Девять худших и проблемных районов столицы Казахстана

Несмотря на то, что Астана столица, и один из самых красивых и современных городов Казахстана, здесь все равно есть места, за которые стыдно и даже как-то неудобно перед гостями.
Washington
12 янв. 2017 / 12:25
  • 20656
  • 26
Расписание Универсиады в Алматы. Что стоит посетить?

Расписание Универсиады в Алматы. Что стоит посетить?

Путеводитель по соревнованиям Универсиады с рекомендациями, какие соревнования Универсиады никак нельзя пропустить. До встречи на Универсиаде!
olympic
11 янв. 2017 / 10:40
  • 18643
  • 7
Господин министр, что означает ваша фраза «Хорошо, не открывайте, мы найдем другой способ проверить»?

Господин министр, что означает ваша фраза «Хорошо, не открывайте, мы найдем другой способ проверить»?

Это что, совет? Рекомендация? Или это угроза? Чего нам ждать? Чего нам бояться? Мы – законопослушные граждане Республики Казахстан, мы ЗА ужесточение законодательства в части борьбы с терроризмом, но при этом...
AliyaSadyrbaeva
10 янв. 2017 / 21:02
  • 15953
  • 32
Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Официальные спикеры КНБ РК рассказали о ходе расследования, раскрыв общественности схему, которую использовало руководство ЕНПФ для воровства 5 миллиардов тенге пенсионных накоплений.
openqazaqstan
13 янв. 2017 / 11:30
  • 13895
  • 12
«Ещё раз на те же грабли». Премьер Сагинтаев о временной регистрации

«Ещё раз на те же грабли». Премьер Сагинтаев о временной регистрации

Казахстанцы по-прежнему с нескрываемым возмущением и сарказмом комментируют нововведения в миграционное законодательство. Проблема, как это ни парадоксально, в том, что мы, казахстанцы – народ законопослушный.
openqazaqstan
12 янв. 2017 / 10:07
  • 11107
  • 26
Так и думал, что 2017-й начнется отвратительно. Каково вообще таким как я, квартирантам?

Так и думал, что 2017-й начнется отвратительно. Каково вообще таким как я, квартирантам?

В городе у меня нет совершенно никого, поэтому ни прописки, ни регистрации у меня нет, а живу я в съемной, как и многие. К сожалению, далеко не каждый человек готов прописать, хоть и временно, своего квартиранта.
MrVladimirLV
10 янв. 2017 / 15:21
  • 6898
  • 85
Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Если я останусь в Казахстане, то идти мне здесь некуда, пахать за копейки на госслужбе? Прожить всю жизнь в однокомнатной вместе с котом и мамой?
savira6
13 янв. 2017 / 9:44
  • 4735
  • 28
Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Прошло около 2 лет. За эти годы в моей жизни многое изменилось. И мне стало интересно, какие же изменения произошли в жизни тех, у кого я когда-то брал интервью...
DastanIskakov
14 янв. 2017 / 11:43
  • 4231
  • 4
Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Наверняка, все знают крылатую фразу Ленина "Кто не работает - тот не ест" В то время за безработицу осуждали, а кормили народ за счет предприятия - славные были времена, пусть я и застала их лишь...
DoZa
13 янв. 2017 / 9:54
  • 3804
  • 43