"говно не может быть невкусным - миллионы мух не могут ошибаться!!!" (с)
Затянутые без жалости, длинные гроссмейстерские планы, цель и смысл которых в создании атмосферы, и собственного воздушного пространства, вот отличительная черта Андрея Звягинцева, несколько роднившая его творчество с фильмами другого прославленного славянина - Андрея Тарковского. Другой объединяющий фактор обоих режиссеров - иносказательность языка, изложение в форме притчи, развитие действия происходящего вне времени и пространства. Тем отличалось «Возвращение» - лауреат Венецианского фестиваля - пожалуй, лучшая работа режиссера. То же характерно и «Изгнанию» - наиболее насыщенная метафорами и аллегориями картина режиссера. «Елена» же, в противовес предыдущим работам, поставлена относительно скромно, даже по меркам «Возвращения», отчего оказывается не менее притягательна.Минимализм и лаконичность, то чем фильм буквально пронизан. И тут я имею ввиду не только скромность постановки, игры актеров, интерьеров, локаций, музыки, оператора. Михаил Кричман – подтверждая свой талант, создает удивительно сильную мизансцену минимальными средствами языка кино. Музыка Филипа Гласса, чью интонацию я люблю особенной любовью меломана, только добавляет ощущение немногословности, от чего происходящее на экране становится только ясней и понятней. Актеры, персонажи и их поведение так же лишь подчеркивают штрихи проблемы вечной, о которой режиссер предпочитает излагать не громко, но почти шепотом, в пол голоса, ибо о проблемах бытийных полагается рассуждать только так.
(Далее СПОЙЛЕР)
Звягинцев буквально делит человечества на две категории, элита и плебеи . Причем делает это весьма громко, красноречиво, и в то же время достаточно изящно, незаметно, почти деликатно. Это фильм-протест, против мещанства и обывательщины, через, возможно, несколько утрированных персонажей в лице сынишки главной героини, и его семейки, где деградация выраженная в лежании на диване и иждивенчестве как факторе характеризующим быдло пролетарий, где на отказ от финансового содержания в ответ слышится лишь живописное : «Жмот, бля», где пивко рекомендуется на завтрак, обед и ужин, под рассуждения "Малахова +" по телевизору и, самое главное – где детишки появляются чаще, чем меняются носки.
Однако для протеста Звягинцеву не достает конфликта между сторонами. Будь режиссер столь же уверен в монархии и интеллигенции (которую в его фильме отличает разве что только претензия на интеллект) получилось бы кино в духе «Утомленных солнцем». Но фильм идет в ином русло. Супруг Елены, так же как и дочь его, персонажи вполне естественно и живо сыгранные, есть люди почти что из мира Фридриха Ницше, где лучшая помощь есть не жалость, но жестокость. Где разум идет за удовольствиями, где есть последствия и причинно - следственная связь (понимание фразы "украл, выпил - в тюрьму"), и грубо говоря, где разум вообще имеется. Горе от ума, как говорится. Таковое общество обречено на вымирание, ибо не стремится оно к продолжению рода, выискивая и не находя в этом смысла, как и для всего остального. В то время как чернь плодит себе подобных.
Елена же, как персонаж , предстает пред нами квинтэссенцией низшего слоя. Она любит своего сына почти слепой любовью матери Терезы, окутанная инфантильной простой, лишенной и нотки гордости и чести, не осознавая, что потакая своему сыну-неудачнику только вредит тому. Она ставит свечку супругу, желая ему здоровья, но мгновенье спустя вся ее набожность и любовь снисходит на нет и мысли убегают далеко - далеко прочь, туда где живет только ЭГОИЗМ, где любовь к детям так же не более чем проявление эгоцентризма, т.е. любовь себя в своих детях, любовь упоенная неиссякаемым желанием продолжать свой род, только вот, не понятно ЗАЧЕМ????
« Ты считаешь, что ты другой, потому что у тебя больше денег » - говорит Елена своему супругу и не слышит ответа, ибо тот ее не понимает и видимо никогда не поймет, потому как говорят они на разных языках. И по всей видимости вот интеллектуальное зерно этого почти анти-человеческого фильма странным образом объединяющая человечество желанием убить режиссера после просмотра. О вечном конфликте, который будет до тех пор, пока снимаются подобные фильмы.