Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
06:49, 03 ноября 2011

Принцип «ежа» или жертвы казахстанского образования.

Говорят, что уровень развития общества определяет его образованность. Причем всегда, когда я слышал эту фразу, я думаю о высшем образовании, которое в нашей стране является обязательным условием твоей успешной жизни…хотя нет….обязательным условием твоей жизни вообще.

Посчастливилось попасть на круглый стол, посвященный государственной образовательной накопительной системе, это та в рамках, которой откладываешь деньги на образование своего ребенка, государство при этом дополнительно делает надбавку в виде 5%, а потом с чистой душой снимаешь их и пускаешься во все тяжкие мирового образовательного пространства.

Почему говорю посчастливилось, а потому что то, что было там сказано, обнажило другую проблему. В действительности сами участники стола абсолютно скептически отнеслись к заявленной теме, выслушав два не очень живых доклада, перешли к дискуссиям, а тут-то все и началось. Не буду цитировать сказанное, было бы что цитировать, а просто расскажу о направлении потока той «высокообразованной» мысли, которая била там просто гейзером.

Заблуждение 1. Почему-то если у всех будет доступ к высшему образованию, то это автоматически означает, что наша система образования будет плодить нерадивых специалистов. Это мне напоминает то, как многие жители не только крупных городов Казахстана, но и России размышляют над большим количеством машин. Если у каждого жителя города будет по машине, то пробки будут не протолкнуться, и мы погрязнем в них на века, и всю жизнь будем их заложниками. Мышление напоминает мышление раба системы, который жертвит по поводу того, что такова правда и от меня ничего не зависит. Так и в образовании, пока хор необразованных жертв будет исполнять траурный марш о том, что государство должно дать что-то экстраординарное в образовании, мы будем исполнить траурный марш своему будущему. Это позиция ежа, которого, как известно пока не пнешь – не полетит. А ведь все зависит от тебя, Ломоносов вон сам пешком пошел за гранитом науки.

Заблуждение 2. Оно является продолжение первого. Наше образование потеряет элитарность, если у всех будет доступ к нему. Я понимаю, что все кто сидел в зале столкнулись с тем, что только посредством денег они смогли поступить в университет, но вот только не надо врать. Уж чтобы поступить в МГУ хотя бы на платное, нужно так попотеть. Например, конкурс на грант в Казахстанский филиал МГУ на экономический факультет в том году был порядка 20 человек на место, и Садовничий пошел на встречу, сделав одну платную группу, в которой платят около 10 тысяч$, и учатся не глупые посредственности, а призеры республиканских и международных олимпиад по математике, которым просто чуть-чуть не хватило. И самое интересное, что от этого МГУ не становится менее элитарным местом, наоборот, эти ребята начинают учиться такими бешеными темпами, чтобы их перевели на грант. Вывод прост, вся система образования не может быть элитарной. Даже в Америке, которую часто вспоминали, помимо Принстона и прочих, есть такие захолустья, которые не могут называться университетами в принципе. Элитарность ВУЗа зависит в первую очередь от того какие студенты там учатся. То есть мы опять возвращаемся к принципу «ежа».

Пожалуй этого хватит для того чтобы, сделать неутешительный вывод. Сама по себе государственная образовательная накопительная система отличный инструмент для тех, кто хочет пойти именно в тот ВУЗ, в который желает и учиться на той специальности, на которой хочет, а не идти на егеря в Аграрный, только потому, что там есть гранты.

А ужасным является то, что молодежь в место того чтобы понимать, что все в их руках, пытается перекладывать это на государство, на ВУЗы и еще на много кого. Как говорится моя хата с краю – никого не знаю.

5