Бытует мнение, что в Интернете, в силу узости партийно-политического поля, засели оппозиционеры. Об этом свидетельствует и тот факт, что в Интернете «Нур Отан» набирает меньше голосов нежели в реал лайф (согласно опросу пользователя sympaticus за «Нур Отан» готовы проголосовать 41.35%, тогда как по опросам социологов не менее 70%, более того в том же виртуальном опросе второй по популярности ответ блогеров – «Не буду голосовать» - 35.86%, тогда как в реальном избирательном бюллетене ответ «Против всех» отсутствует).
Как показывает счетчик, на платформе зарегистрировано 2003 сообществ (!!!), хотя я насчитал всего 445. Учитывая, что зарегистрированных пользователей 50 тыс. (из данных журнала казахстанского Forbes), получается в среднем на 25 пользователей приходится одно сообщество. Однако если исходить из того, что сообществ всего 445, то на каждых 112 пользователей приходится по одному сообществу.
СТАТИСТИКА составлены на 17.00, 2 декабря 2011 года.
Рейтинг сообществ по количеству участников:
№ |
Название сообщества |
Рейтинг сайта |
Аудитория |
Активность |
1 |
Пользователи Yvision |
1 |
2602 |
4866.93 |
2 |
Фотография |
2 |
2152 |
3129.77 |
3 |
Киномания |
3 |
1977 |
1653.96 |
4 |
Интернет в Казахстане |
4 |
1848 |
1498.28 |
5 |
Юмор |
5 |
1706 |
1399.85 |
6 |
Music is my Life |
13 |
1698 |
649.73 |
7 |
мысли |
12 |
1687 |
658.95 |
8 |
О Казахстане |
6 |
1669 |
975.64 |
9 |
собственное творчество |
7 |
1372 |
863.87 |
10 |
Казнет |
9 |
1300 |
806.16 |
11 |
Алматы и алматинцы |
8 |
1265 |
838.42 |
12 |
Конкурсы |
27 |
1250 |
283.86 |
13 |
Дизайн |
10 |
1155 |
797.81 |
14 |
Остросоциальные размышления |
31 |
1070 |
271.73 |
15 |
Мы - Путешественники |
11 |
1066 |
745.58 |
16 |
Новости |
15 |
1019 |
576.64 |
17 |
Megaline |
29 |
1008 |
283.43 |
18 |
Отношения |
21 |
987 |
348.15 |
19 |
kiwi.kz |
20 |
919 |
381.71 |
20 |
События |
22 |
790 |
326.98 |
Острый глаз блогера наверно уже заметил, что в данном списке далеко не 2003 и даже не 445 сообществ, и это верно, в расчет была взята только первая двадцатка по количеству участников. И то, даже в этом ранжире очевидно, что по сравнению с первым местом рейтинга (сообщество «Пользователи Yvision») количество участников почти в 4 раз больше аудитории сообщества, которое занимает 20-е место (сообщество «События»). А по активности эта разница составляет более 10 раз.
Таким образом, обладая имеющейся информации (все с сайта yvision.kz) можно определить портрет рядового ёвижнца. И так это человек, конечно же активный пользователь yvision.kz, интересуется фотографиями, в меру киноман, есстесно любит Интернет, особенно казахстанский, не обделен чувством юмора, меломан, иногда любит помыслить (особенно в перерывах между ничегонеделаньем, юморством, слушаньем музыки, просмотра кино и блогингом), при этом этот человек ПАТРИОТ, обожает себя и свое творчество, ведом принципом «нахаляву уксус сладкий» (эти два последних фактора стали причиной его любви к разного рода конкурсам), читает новости (ну как же без этого! Надо быть в курсе всех событий и увеличивать свой багаж знаний – троллинг ведь никто не отменял!). Получается эдакий улыбчивый Гарри Поттер, собирающийся в Алматы, в футболке с надписью «Казахстан», с фотоаппаратом на перевес, в правой руке лэптоп с множеством фильмов, в ушах наушники, в левой руке – паспорт, из кармана торчит членский билет Н-ного НПО, заботящегося остросоциальными вопросами.
Но все это так сказать эпилог, основное мясо ниже, в частности ответ на вопрос о политичности виртуального пространства.
Путем данного анализа попробуем опровергнуть или подтвердить установившиеся мифы о том, что Казнет политизирован, более того оппозиционирован.
Ниже анализ основных сообществ блог-платформы yvision.kz признанного лучшей площадкой общения блогеров. Так, в общем рейтинге zero.kz сайт занимает высокое 9-ое место! Хотя, как показывают данные на whois.1in.kz сайт в категории «Блоги» занимает 24 место, тогда как в общем рейтинге сайт на 1362 месте (оба места в рейтинге указаны за период 3 месяца).
Итак, для начала необходимо сделать разбивку сообществ по рубрикам. В итоге получаем следующее:
Название рубрики |
Количество сообществ |
Суммарная аудитория |
Автомобили |
4 |
624 |
Вечеринки, тусовки |
8 |
924 |
География |
9 |
184 |
Досуг, отдых, хобби |
21 |
1026 |
Дизайн |
12 |
2367 |
Природа |
1 |
15 |
Знакомства |
4 |
176 |
Игры, развлечения |
16 |
468 |
Кино, ТВ |
18 |
2911 |
Красота, здоровье |
8 |
318 |
Культура и искусство |
29 |
1060 |
Музыка |
48 |
2994 |
Наука и техника |
11 |
462 |
Образование и учеба |
22 |
860 |
Общество и политика |
19 |
711 |
Объявления |
5 |
78 |
Психология и отношения |
7 |
1140 |
Работа и карьера |
9 |
689 |
Разное |
21 |
433 |
Реклама |
6 |
256 |
Советы и консультации |
11 |
852 |
Спорт |
28 |
1418 |
Стиль, мода, звезды |
8 |
788 |
Только для взрослых |
4 |
175 |
Фото и видео |
12 |
2451 |
Юмор |
16 |
2081 |
Бизнес и финансы |
5 |
142 |
Информационные технологии и Интернет |
59 |
4210 |
Семья, дом, дети |
7 |
135 |
Туризм и путешествия |
4 |
67 |
СМИ и новости |
13 |
920 |
Итого: 31 |
445 |
30935 |
Итого видим, что в целом 445 сообществ, в которых состоят 30 935 пользователей. В среднем на каждую рубрику приходится чуть больше 14 сообществ, среднестатистически в каждом сообществе состоит около 70 пользователей, а в каждой рубрике – почти 1000 пользователей.
Как видно из диаграммы, наибольшее количество сообществ в рубрике “Информационные технологии и Интернет”, наименьшее – в “Природе”. Тогда как в рубрике “Общество и политика” 19 сообществ, что практически соответствует среднестатистическому количеству сообществ на одну рубрику. Также в данной рубрике состоит 711 пользователей, что также практически соответствует среднестатистическим данным. Однако данная рубрика намного уступает лидеру как по количеству сообществ, так и по количеству пользователей в этих сообществах, то есть рубрике “Информационные технологии и Интернет”, где соответственно 59 сообществ и 4210 пользователей. И если судить по этим данным, то ИТ сфера интереснее сферы “Общество и политика” от 3 до 6 раз (соотношение количества сообществ и количества пользователей соответственно).
В тройке лидеров по количеству сообществ в каждой из рубрик, кроме вышеназванного «Информационные технологии и Интернет», также рубрика «Музыка» (48 сообществ) и «Культура и искусства» (29 сообществ).
В разрезе количества пользователей по рубрикам в лидерах все те же «Информационные технологи и Интернет» (4210 членов), затем следует «Музыка» (2994) и «Кино, ТВ» (2911).
В целом же, если присмотреться, то можно заметить, что на самой популярной блог-платформе Казахстана соотношение объединенной группы сообществ под общим названием «Развлечения» (вечеринки, тусовки, кино и др.) и рубрики «Политика и СМИ» составляет 195 к 32 сообществам, и 15 256 участников к 1 631 соответственно. То есть на одного «интересующегося политикой и СМИ» приходится 9,3 «развлеченца», и на одно сообщество «Политика и СМИ» приходится 6 сообществ из группы рубрик «Развлечения».
Таким образом, очевидно, что блогеров больше интересует сфера развлечения нежели политики, отсюда и вывод, что оппозиционеры не устроили засилие в виртуальных сетях, значит сидят где-то в другом месте) если конечно они есть.