Не зря прокатная судьба картины на родине складывается столь скверно. Фильм прокатывается по красным штатам не просто плохо, а очень плохо. Кевин в своем стремлении вернуть инвесторам их кровные, пожертвованные на производства, сам колесит по Америке устраивая спец. показы фильма, что как бэ намекает – нет в Голливуде места свободному художнику - возмутителю спокойствия, смутьяну, ибо смутьян тот препятствует распространению общемирового господства кича, и натянутых улыбок. И так будет всегда.
"Красный штат" Кевина Смита - это кич, в высшей мере, поданный именно как способ подстрекательства, возбуждения и побуждения. Режиссер, ясно осознает, что он снял, а снял он прямо таки водородную бомбу, которая при всем желании или отсутствии такового, угодила по всем сразу, включая него самого. И ирония особая тут в том, что Кевин Смит вроде как и рад такому финалу, ведь это отличный способ лишний раз потешится на публику глядючи . Но народ словно обошел картину стороной, и оно понятно. Кому же хочется глядеть в зеркало? Вот и делаем мы вид, что ничего не происходит, подобно тому как ФРБ в фильме закрывает глаза на беззаконье свое же.
Фильм начинается до боли весело, и в чем то даже глуповато, но стоит лишь слегка обождать как центральные персонажи фильма, трое малолетних балванов, вокруг которых как будто и должен вертеться сюжет оказываются не более чем приманка для режиссера, своеобразным начальным отсчом для раскрытия темы чуть более важной чем неудачный уик-энд приятелей. А тем для показа там более чем достаточно. Тут вам и навязанная религиозность – как квинтэссенция кича во всей совей красе, очаровании и обонянии на фоне педерастии и гомосексуализма, в полицейских чинах тем паче. И ФБР – доблестно чтящие права американского гражданина на столько, что даже детишек убивают лишь бы смыть дерьмо со своего берета. В этом отношении финальная сцена в офисе, во время разбирательства, это просто мини шедевр, перед которым и обнажить голову не лень. Цинизм, которым пронизаны агенты ведущие расследование достигает там своего апогея, и поднимает фильм до такого уровня недосягаемости, оставляя далеко позади с полсотни именитых около политических бесхребетных, и просахаренных целлюлозой, картин. Любимая всеми тема терроризма, и программа борьбы с ней, которая на деле не более чем произвол, где о правах простого человека помнят только туалетные мухи, еще один камень в огород политики штатов . И конечно же Боженька, и его адская труба, которая как бэ говорит : «вам всем труба» - подводит черту в череде ернических припадков режиссера.
И замечу, было уже такое в кино не раз. И Америку Смит не открывает. Но настолько свободного голоса в защиту человеческого существа, и бунта против системы, и фальшивого стереотипного представления традиционного американского СЧАСТЬЯ не было довольно таки давно, и енто наш долг оценить. Было как то, однажды, до подобного эксперимента опустилась весьма почитаемая американская студия, и сделала это с небывалым Голливудским блеском и размахом блокбастера, но вот кассу на таком кинишке не собрала. Довольно не значительный был тот фильм - «Бойцовский клуб». Пожалуй, то был последний оплот простого человека, но было то настолько давно, что уже не правда ни разу. А вот «красный штат» самая, что ни на есть правда, и хоть живу я не в славном штате МасачуЧетс, и жертвой ФБР не являюсь, равно как в секте сайентологии не значусь, однако чувствую произвол политиканов и тупорылых человечков вбивающих в головы людей свои лозунги, образы, слова, архетипы извергая основы бытия человеческого. Смит же в это время снимает отдушину и кислорода в ней едва ли не меньше чем в шедевре Финчера, а волнении провоцирующих кич возможно даже больше и черт возьми с таким кином я согласен, и готов его смотреть сколько угодно не смотря на то, что оно черно, зловонно и не совершенно. Но замете, оно куда честнее чем те, пронизанные невинностью и светом фантазийного идеала кино - недоразумения, что подсовывают нам на блюдечке с голубой каемочкой.
P.S. Актеры сыгравшие в фильме (Джон Гудман, Меллиса Лео, Майкл Паркс) - бесподобны
оценка 7,5/10