Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
10:09, 01 ноября 2011

волшебная музыка степи

Магическое действие музыки давно доказана и полагаю неоспоримо для всех. Музыка хранит звуковые отпечатки ваших чувств, переживаний и передает настолько четко и полно, что не нуждается в словах. Но вот говорить о музыке, которая несет исторический отпечаток важно. Очевидно, что каждая нация имеет музыкальное наследие, в котором сосредоточена и определена ее история и культура. Немые картины событий прошлых лет оживают, сухие факты и цифры начинают говорить и становятся понятными, когда они озвучены. Музыка становится проводником на пути понимания своей причастности к нации, к своей стране, в итоге к самоопределению. В моей жизни таким проводником стала музыка с альбома "Бұлбұл заман" команды Magic of Nomads.

Творчество "волшебников" из родных степей стало для меня откровением. Когда впервые я увидела сюжет про их работу в знаменитой студии, что на Abbey Road,где творили самые признанные музыканты мира, меня охватила радость и гордость, во-первых, за то, что наши музыканты работают в лучших студиях мира, во-вторых, что это музыка создана с использованием национальных инструментов. Мне очень захотелось увидеть команду воочию и услышать их творение. Благодаря джаз фестивалю, проходящему под эгидой Тагира Зарипова мне и моим друзьям удалось насладиться музыкой "волшебников" и влюбиться в нее.

Мне запомнились слова присутствовавшего тогда посла Турции на фестивале о том, что он с нетерпением дождался выпуска альбома команды и не упускал возможности слушать его в машине между постоянными встречами и поездками. 
Конечно, и мне захотелось стать обладателем альбома и еще раз ощутить магию казахских мотивов и вслушаться в каждую композицию, поэтому по окончании концерта, мною был приобретен результат творчества «волшебников».

Диск с записью "Бұлбұл заман" был уложен в тумар, сшитый из натурального войлока, который посередине украшала увеличенная копия монеты, какие чеканили во времена казахских ханов. Внутри лежал буклет, сложенный в треугольник, в котором содержалась короткая информация с фотографией о каждом участнике команды, а также фотографии с места событий, когда команда работала в студии. Не менее важно то, что в буклете содержалось описание казахских национальных инструментов, которые были использованы при создании альбома. Это, пожалуй, единственный и первый альбом, выпущенный в Казахстане, на котором были собраны столько уникальных инструментов.

Первое же прослушивание композиций с альбома показало, насколько близки родные мотивы и как сильно их не хватало в потоке однообразных попсовых  песенок-одноневок на казахском языке, которыми так изобилует наши радио и телеэфиры. Альбом был заслушан до "дыр": дома, на работе, по дороге на работу. Первый месяц кроме этой музыки просто физически тяжело было слушать иное. Причина кроется в том, что вакуум, образовавшийся в моем внутреннем сосуде родной культуры, постепенно заполнялся лирикой из народных песен, звуками домбры, қобыз, шаңқобыз. При этом музыка Құрманғазы, Ықылас, Жаяұ Мұса звучала понятно и актуально. Секрет таился в том, что на народные песни и күй не пытались  наложить бас гитару и аранжировать так, чтобы потом от родной мелодики оставались лишь отголоски. К наследию кочевников отнеслись с должным пиететом, как и подобает в подобных случаях. Виртуозно вплетенный шаңқобыз, жетыген,сазсырнай, қамыс сырнай и гортанное пение Едиля Хусаинов бесспорно придали неподражаемую окраску и наполнили каждую композицию духом степи.

В чем же секрет волшебства? Каким образом удалось соединить клавишные, ударные и жетыген,  сазсырнай и шаңқобыз и донести до меня, человека эпохи электронных звуков и миксов музыкальных жанров, смысл песен, сложенных предками? На мой взгляд, волшебство было достигнуто мастерством профессиональных музыкантов и любовью к родной культуре. Благодаря объединению лучших в своем деле людей получилось собрать вроде бы такие знакомые слуху народные песни и күйи и дать им зазвучать с новой силой.

С моим мнением согласились все, кто прослушал диск - все были в полном восторге! Меня очень порадовал тот факт, что это мы, молодые и мыслящие люди, и что нас тронула музыка степи, как, пожалуй, не трогает трансляция айтыса по Казахстан -1.

Примечательно, что всем приобщенным пришлось пройти через период адаптации слуха от музыки Бұлбұл заман к повседневной, звучащей в «формате» современных требований. Однажды заронившееся зерно родной культуры навсегда осталось в наших сердцах. Полагаю, что по-другому и быть не может, если вы родились в Казахстане, слушали в детстве песни на родном языке от мамы и бабушки, хоть раз слышали кобыз и домбру, и вам передавали ваш шежіре, вы не можете остаться равнодушным. А даже если вы и неэтнический казах, то музыка с этого альбома как раз и есть самый лучший способ узнать культуру кочевников.

Через познания и сохранения родной культуры может и должен происходить процесс самоидентификации каждой нации, ее отдельно взятого представителя. Это так прекрасно, что есть представители страны, которые хранят наши музыкальные традиции и пытаются донести их нам, гражданам независимого Казахстана - молодой страны, в которой давно назрела потребность в настоящем ренессансе национальной культуры. Об этом особенно важно говорить не только в преддверии празднования 20-летия независимости нашего государства, но и потому что национальная музыка как неотъемлемая часть культурного наследия казахов есть самая надежная опора нации и страны, залог ее духовной независимости и стабильности.

 

p.s. Если этот пост смог выявить в вас хоть малейшую потребность узнать больше о родной стране, значит мой опыт оказался полезным J

Помните, что главное это право выбора, которым каждый из нас обладает, при чем в любом вопросе. Старайтесь искать альтернативы J и уважайте то, что имеете.

       
0
1786
0