Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
8
09:53, 12 октября 2011

Черная книга / Zwartboek (2006)

— Что делать с деньгами?
— Они не наши.
— Они теперь ничьи.
— Не считая мертвых.

финальный диалог

Blog post imageНемка еврейского происхождения Рахиль Штайн во время Холокоста ненадолго находит убежище в оккупированных нацистами Нидерландах. Пытаясь выбраться из опасной зоны в Бельгию, она получает инструкции от одного юриста, который занимается координацией переправы беглых евреев в приграничные страны. Побег вместе с многочисленной семьей и другими евреями заканчивается кровавым кошмаром — паром с беглецами расстреливает отряд СС во главе с офицером гестапо Гюнтером Франкеном, и лишь Рахиль удается сбежать с места бойни. Присоединившись к подпольной группе сопротивления, теперь всеми ее поступками и мотивами движет месть, и ради мщения она готова идти до конца.

***

Давно собираясь посмотреть последний фильм Пола Верховена, я ожидал увидеть военную драму, как следовало из описания. Плюс радовали рейтинги на IMDb, различные награды и в целом, положительное отношение кинокритики. Это уже не говоря о моем личном отношении к работам режиссера, который снял культовые фантастические боевики «Робокоп», «Вспомнить Все» и эротический триллер «Основной инстинкт». Однако, как это бывает, в фильме увидел совсем другое, нежели ожидалось после прочтения коротеньких анонсов.

Blog post image

Несмотря на то, что фильм не поставлен по какой-нибудь книге а создавался с нуля, во время просмотра меня ни на минуту не покидало ощущение об экранизации обычного современного европейского романа среднего розлива — ибо сказанное в начале «снято по реальным событиям» мало вяжется с происходящим. Возможно, я стал слишком придирчивым, но нагромождение нелепостей и откровенной дури мешало мне сконцентрироваться на сюжете. Я говорю не а воссозданной атмосфере немецкой оккупации, а об фигурирующей в фильме организации сопротивления. Например, любому здравомыслящему человеку понятно, что любое подполье в серьезной ситуации, а не подростковые романтические порывы, требуют громадной самоотдачи, серьезной, на уровне паранойи конспирации и закаленного духа.

Например, именно в подполье ковались такие кадры современной истории как одни из первых большевиков, которые позже рулили огромной страной. Или предатели Гитлера на личном уровне, что подложили ему бомбу под стол в «Волчьем логове». Трудно сказать о таких людях, что они рохли и нюни — это люди, чей характер ковался в постоянном давлении, чего не скажешь о героях фильма «Черная книга»: переругивания, не способность прийти к общему консенсусу, отсутствие явной субординации — диву даешься, как их с такой организацией быстро не перевешали нацисты.

Blog post image

Вообще, достоверности, или лучше сказать правдоподобности, в фильме мало — как я уже сказал, складывается впечатление об экранизации малоизвестного романа, чей автор вообще смутно себе представлял на какую тему он пишет и про какое время. Что в который раз меня убеждает, что «снято по реальным событиям» — это современное перефразированное «такое быть могло! а раз могло — значит было!».

Режиссер Пол Верхновен до сих пор умеет удивить зрителя. Его ранние фильмы, например, поражали количеством экранного насилия, причем без какого-то «смакования», а просто бесстыдного показа, как самых естественных вещей. В «Вспомнить все» сцена перестрелки на эскалаторе уделывает половину современных «ужастиков» наподобие «Пункта назначения», и это без централизации смерти и крови в кадре. Она есть, её много — но все это не самоцель. Или взять одну из самых знаменитых сцен в кино — перекладывание ноги на ногу в «Основном инстинкте» — то, как это было сделано, вызывало в то время оторопь. Подобный трюк используется и в «Черной книге»: Верховен не боится показать обычные, естественные вещи с его точки зрения, вещи, коих в фильме хватает. Не самых приглядных, но ассоциирующиеся с нашим Балабановым — тот тоже любит наснимать всякое, что вызывает бурю возмущения у морализаторствующих кинокритиков.

Blog post image

«Черная книга» — фильм не самый удачный, и причин этому море. Это не драма о Холокосте, а скорее военный триллер и детектив, вставленный как паззл не в ту картину из вроде бы похожих кусочков. Но и назвать его плохим нельзя, Верховен все-таки руководить процессом умеет, но скорей всего, он сам до конца не мог определиться, что же он хочет показать: историю несчастной девушки, чью семью расстреляли мрази в черной форме с черепами на фуражках; триллер о внедрении шпиона в легенде певички-проститутки в немецкий штаб для диверсий; или все-таки детектив — что же произошло на самом деле той ночью, и кто настоящий виновник массового убийства.

Blog post image

Смотреть каталог рецензий


8
414
4