Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
11
08:10, 07 октября 2011

Нынешние пианисты

Если заглянуть ко мне на терабайтный жесткий диск, то можно увидеть какие записи нынешних пианистов есть у меня и каких я люблю слушать и смотреть. Вот такие имена: Михаил Плетнев, Григорий Соколов, Аркадий Володось, Евгений Кисин, Александр Гаврилюк и Алексей Султанов. Но еще добавлю к посту несколько имен: Марта Аргерих, Ланг Ланг и Денис Мацуев. Все эти имена звучат в наше время больше всего. Которые находятся на пике славы. Но оставят-ли они огромный след как некогда та пятерка, о которой я уже говорил. Здесь конечно сыграет объективная оценка слушателей (видимо некое среднеарифметическое), потом аудио и видеозаписи, затем некая интересная история жизни пианиста – легенда, и т.д. и т.п. Здесь не будет рейтинга, здесь будут мастера своего дела.

Многие пианисты сейчас умеют многое по сравнению со старым поколением. Технический прогресс, качество обучения (не всегда и не везде, но все-же),  наличие качественных музыкальных инструментов - все это дает, конечно, мощный толчок для музыкального образования в мире. Раньше многие не умели импровизировать, сочинять музыку, объединять дирижерство и пианизм…

В наше время процент профессионалов увеличился, но в тоже время нужно как-то «выстрельнуть», как-то засветиться. Пример недавний: безрукий китайский пианист играл ногами и выиграл «Минуту славы». Думаю, что творческим людям трудно самим пробиться и потому не могут обойтись без помощи менеджера, администратора или просто хорошего друга у своего плеча, и потому видно, что он выбрал «некую беспроигрышную» программу чтобы выиграть этот конкурс.

Вот Плетнев и пианист, и дирижер, и композитор. В его власти Российский национальный оркестр (РНО). У него, кстати, даже есть «Казахская рапсодия для скрипки с оркестром». Его кстати многое «роднит» с нашей культурой. В свое время он посещал нашу страну, и многие музыканты из Казахстана учились вместе с ним. Премия «Грэмми» в области классической музыки (которую по его словам - проснувшись утром, сам не ждал - за него все сделала Марта Аргерих), обвинения в педофилии – все это дало ему тоже некоторую известность. Но мне нравится его потрясающая игра на фортепиано. Его манера, изысканность, точность, виртуозность, философия. Сказываются дирижерская и композиторская деятельности на его развитие. Как в свое время был и Рахманинов – пианист, композитор, дирижер.

Соколов! Какая-то жизнь присутствует в его игре. Она волнует, увлекает, играет он очень эмоционально. Считаю его и Плетнева одними из величайших пианистов нашего времени. Играет до 80 концертов в год. Он конгениальный комментатор, который пользуется текстом для создания новой реальности. То есть что сыграл, то и написано. Так разве что у Глена Гульда получалось. С ним Соколова чаще всего и сравнивают.

Мацуев тоже играет и классику, и джаз. Умеет импровизировать. Разъезжает по миру с концертами, не стесняется играть на разного рода вечеринках. Не могу его слушать, ведет себя за роялем очень вычурно, манерно и складывается впечатление, что он это делает специально. Это немного напрягает, когда его видишь и слушаешь.

Кисин в свое время тоже сочинял. Но не исполняет своих произведений на концертах. До сих пор ездит со своей старой учительницей по миру с концертами. И это придает его игре какое-то ученичество, хотя играет очень хорошо. Он никогда не участвовал в конкурсах.

Кстати все знают Дмитрия Маликова. Но не все знают, что он имеет консерваторское образование по классу фортепиано. Также в свое время давал классические концерты. Но видимо направил в то время не в то русло свои силы и «сдулся»! По моему мнению, он мог выйти в прекрасного музыканта, но все мы слышим, во что он превратился. Его последний «попсовый» фортепианный альбом просто невыносим.

Марта Аргерих (Аргентина) – женщина, которая смогла показать миру, что не только мужчины умеют хорошо играть на рояле. Как часто говорят: «Рояль – это мужской инструмент!» Для многих представительниц прекрасного пола – это эталон игры на рояле.

Володось начал серьезно заниматься на фортепиано с 16 лет. Пел в хоре и  мог-бы стать настройщиком фортепиано. В конкурсах не участвовал. Играет очень редко. Примерно два раза в год, в отличие напр. от Мацуева, который играет до 100 и более концертов в год. Больше славится своими обработками известных пьесок. Мастер импровизации. Знаменитый пианист Дьердь Циффра подарил ему свой рояль.

Ланг-Ланг - китаец. В последнее время Китай производит на мировой рынок не только хорошие товары, но и хороших пианистов. Очень радует, что Китай на государственном уровне поддерживает его. Это его лицо, и они не боятся показать себя с разных сторон: и в музыке, и в спорте, и в шоу-бизнесе. Яркий, даже эксцентричный исполнительский стиль. В пять лет вундеркинд уже выиграл свой первый конкурс, а в девять - поступил в Центральную Китайскую консерваторию. Недавно Ланг Ланг стал "лицом" Audi, а также подписал соглашение о сотрудничестве с немецкой компанией, согласно которому отныне пианист будет ездить исключительно на автомобилях этой марки. А буквально на днях журнал Wall Street Journal назвал его в числе "20 величайших молодых людей мира". Не стесняется участвовать в различных проектах, кроме классики, тем самым расширяя свои границы.

Гаврилюк один из многих подающих надежды молодых пианистов нашего времени.

- Я учился у моих кумиров. У Артура Рубинштейна — в его исполнении Шопена столько брызжущей поэзии! И всего три урока — но каких урока! — дал мне Николай Петров, музыкант и мастер, перед которым я преклоняюсь. После победы на престижном Международном конкурсе пианистов в Хамаматсу, японская пресса единодушно назвала его «самым многообещающим молодым пианистом конца ХХ столетия».

- С тринадцати лет один, а с восемнадцати лет даже занятия проходят без педагога. Вот я слушаю записи Горовица, его я могу слушать бесконечно. Я вдумываюсь, сопоставляю исполнение разных музыкантов.

И в конце упомяну Алексея Султанова. Пианист с Узбекистана. Рано ушел от нас - в 35 лет! Инсульт! Уже в восемь лет он играл Ре-мажорный концерт Моцарта, вскоре к последнему присоединились Третий Бетховена, Второй Шопена, Второй Рахманинова, Первый Чайковского... Его называли "самым ярким представителем особого вулканического класса пианистов". Очень жаль!

Невозможно сказать, кто из них лучше играет или выдающийся. Почему? Да потому что должно пройти некоторое время, и оно лишь расставит все на свои места. В начале пути многие так сказать «разогреваются», а потом все-таки «сдуваются».

11