Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
04:43, 07 октября 2011

Научные школы государственного управления: эволюция административной мысли и основные характеристики

Руслан Жангазы

информационно-аналитическое обеспечение

системы государственного управления


Большинство источников по теории государственного управления предлагает следующую классификацию научных школ (изложены в алфавитном порядке):

- американскую;

- британскую;

- немецкую;

- французскую.

Американская школа государственного управления является одной из самых передовых направлений административной мысли.

Американская школа характеризуется весьма обширным спектром управленческих концепций и испытала серьезное междисциплинарное влияние исследователей.

В то же время обобщение позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих американской школе государственного управления:

- рассматривание сферы государственного управления в качестве научной дисциплины (Л.Уайт);

- участие в развитии теории государственного управления не только теоретиков, но и практиков (В.Вильсон);

- изучение психологических и мотивационных факторов, имеющих место в процессе государственного управления (А.Маслоу);

- прагматичный подход, выражающийся в максимизации эффективности при минимальной затрате ресурсов (Ф.Тейлор);

- синхронизация административных и бюджетных процессов (А.Шик);

- формирование отношений сотрудничества между различными уровнями государственного управления в рамках федерального устройства Соединенных Штатов Америки (М.Гродцинз);

- поиск оптимальных форм местного самоуправления и развитие теории децентрализации (Г.Кауфман);

- конвергенция государственного и частного менеджмента (Г.Эллисон).

Хочется остановиться подробней на последней характеристике, поскольку нахожу ее весьма актуальной в свете предстоящей реформы системы государственной службы в Республике Казахстан.

Следует отметить, что идея внедрения механизмов бизнес сектора в государственном управлении витает в воздухе не один год. Однако пока это воспринимается революционно как со стороны власти, так и со стороны народа. Между тем наблюдается нарастание экспертных дискуссий на тему необходимости рассматривания государства как крупной корпорации, внедрения принципов корпоративного управления в практику государственной службы, усиления сервисно-маркетинговой направленности в деятельности государственного аппарата.

В этой связи необходимо отметить, что современная теория бизнес-процесса выделяет три уровня:

- стратегические бизнес-процессы, отражающие управленческие процессы, принятие решений, выработку стратегии и общее руководство;

- операционные бизнес-процессы, отражающие основную профилирующую деятельность организации;

- обеспечивающие бизнес-процессы, отражающие общие вспомогательные услуги, такие, как бухгалтерия, юридическая служба, кадры итд.

Почему бы нам не определять категории государственных служащих по такому научно обоснованному принципу? Процессный подход уже доказал свою состоятельность и эффективность в более динамичной  деловой среде.

Британская школа государственного управления существенно обогатила теоретические основы науки управления.

Обобщение ее основных этапов развития позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих британской школе государственного управления:

- институциональный подход (И.Берлин);

- социологический поход, выражающийся в акцентировании внимания на вопросах взаимодействия власти и общества, отношений господства и подчинения (Э.Берч);

- исследование проблем легитимности и авторитета власти в контексте государственного управления (Р.Роуз);

- ответственность в государственном управлении перед общественным мнением и правительства перед парламентом (Э.Берч);

- экономический подход, выражающийся в рассмотрении государственного управления как сферу рациональной деятельности людей; дихотомия «выигрыш – потеря» (Б.Барри);

- концепции гражданского и целевого государственного управления (М.Оукшотт);

- рассмотрение управленческой деятельности как перманентного процесса познания (П.Чекланд);

- кибернетический подход, выражающийся в рассмотрении государственного управления как балансирующей системы, которая способна реагировать на изменения окружающей среды и соответствовать ее сложности (С.Биэр).

Немецкая школа государственного управления оказала мощное влияние на развитие теории государственного управления через выдвижение фундаментальных философских концепций.

Обобщение ее основных положений позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих немецкой школе государственного управления:

- рассмотрение государственного управления как воплощение «вечных» ценностей и сферы реализации свободы (Э.Форстхофф);

- основой предмета теории государственного управления является человеческая природа (Х.Кун);

- государственный аппарат сложился путем стабилизации порядка и правил, здесь же, можно отметить разделение нейтрального административного аппарата от политических сил (А.Гелен);

- идеальное государственное управление характеризуется: жесткими бюрократическими принципами, аристократичностью и элитарностью государственных служащих, а также демократической легитимацией власти (М.Вебер);

- государственное управление, прежде всего, направлено на государственное регулирование экономики, все группы населения подчиняются общему благу и поддерживают существующий социальный строй (Л.Эрхард);

- структурно-функциональный подход, выражающийся в предложении постоянного анализа конкретных функций управленческих структур с помощью специфического упрощения реальности (Н.Луман);

- конфликтологический подход, выражающийся в рассмотрении государственного управления как процесса распределения ограниченных социальных благ между группами влияния, интересы которых противоречат друг другу (Р.Дарендорф).

Французская школа государственного управления оказалась под воздействием институционального направления.

Обобщение ее основных концепций позволяет выделить ряд наиболее существенных признаков, присущих французской школе государственного управления:

- государство рассматривается как институт, в котором воплощается власть (М.Дюверже);

- поиск связи между эффективностью государственного управления и развитием децентрализации, наделение оппозиции определенными правами при условии неприкосновенности государственных институтов (П.Авриль);

- аутсорсинг – в целях повышения эффективности государственного управления отдельные специфические функции могут быть переданы более компетентным органам в «третьей палате» парламента (М.Понятковский);

- выработка и внедрение научных принципов организации управления (А.Файоль).

В целом, рассмотренные выше научные школы государственного управления оказали наибольшее воздействие на становление современной административной науки.

Теория и практика государственного управления в указанных государствах складывались под влиянием национальных особенностей развития политических систем, экономического уклада и культурных традиций.

На современном этапе Казахстан находится на пороге очередного витка административной реформы, поэтому нам крайне важно переосмыслить наработанный международный опыт и перенять все самое лучшее из передовой практики государственного управления.

 
0
12121
0