Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:52, 05 сентября 2011

Казахстанский детектив по делу Алиева: помощь должностных лиц при бегстве?

01.09.2011 г.

Казахстанский детектив по делу Алиева: помощь должностных лиц при бегстве?

http://www.euractiv.de/sicherheit-und-verteidigung/artikel/kasachen-krimi-um-alijew-amtliche-fluchthilfe-005321

 

Возмещение ущерба жертвам пыток, протокольные записи требуют разгадки

 

Дело Рахата Алиева, находящегося в международном розыске гражданина Казахстана,

оживилось. Венский районный суд выставил исполнительный лист по возмещению ущерба одной из его жертв пыток. Несмотря на это, обнаруживаются дальнейшие странности, касающиеся отношения Австрии к казахстанскому детективу. Их можно истолковывать как официальную помощь при бегстве.

Интерес, проявленный на европейском уровне к тому, каким образом австрийская юстиция расследует дело Рахата Алиева, явно подействовал. По проведению прокуратурой расследования по делу об убийстве речь зашла, о возмещении ущерба жертвам пыток.

Венский районный суд Иннере Штадт выставил исполнительный лист на оплату, согласно которому бывший посол Казахстана в Вене и бывший зять президента Нурсултана Назарбаева, ныне скрывающийся, обязан возместить ущерб одной из своих жертв. Тем самым в Австрии в судебном порядке были удовлетворены притязания жертвы Алиева за причинение психического и физического ущерба, нанесение телесных повреждений и лишение свободы.

Размер возмещения ущерба, составляющий 7000 евро, разумеется, является скорее символическим. Включая проценты (в размере 3242,63 евро) и расходы по исполнительному листу (786,16 евро) размер притязания составляет 11028,79 евро. Приказ об оплате уже сейчас подлежит исполнению.

Жертвой пыток, подавшей данный, ныне удовлетворенный, иск, явился Петр Афанасенко. Бывший казахстанский телохранитель в настоящее время проживает в Генте (Бельгия).

Афанасенко был руководителем службы охраны президента Назарбаева. Он отвечал за охрану бывшего руководителя правительства Казахстана Акежана Кажегелдина. В 1997 году Кажегелдин вышел в отставку с поста премьер-министра, но из политики уходить не захотел. В 1999 году он выдвинул свою кандидатуру на президентских выборах. Это повлекло за собой раздор с президентом Назарбаевым и соперником Алиевым.

Травля Акежана Кажегелдина

Как только Кажегелдин выдвинул свою кандидатуру, началась политическая и медиальная травля, направленная против него и всего его окружения. Его обвиняли, в частности, в попытке совершения путча. Сотрудников Кажегелдина подвергли многодневным пыткам. Их хотели заставить дать показания о том, что человек, которого они защищали, премьер-министр, хранил оружие для подготовки государственного переворота.

Одного из жертв пыток, Петра Афанасенко, осудили на три с половиной года заключения на основании выдуманного преступления. Когда на третий день допроса, сопровождающегося пытками, его привели в кабинет Алиева, тот, будучи начальником департамента Комитета национальной безопасности Казахстана (КНБ) по Алматинской и Алматинским  областям, дал распоряжение подчиненным продолжать как физические, так и психические пытки Афанасенко. Сам Алиев собственноручно принимал участие в пытках.

Критика и запросы из Брюсселя

Бездействие юстиции в Австрии, где Алиев сначала работал послом своей страны, а затем, четыре года назад, получил разрешение на жительство без права работы, повлекло за собой критику и запросы в адрес Австрии со стороны Европейской комиссии и Европейского парламента.

В Брюсселе опасались, что, на примере Австрии, Европейский Союз станет международным прибежищем для нарушителей прав человека, на фоне снятия арабских диктаторов и их планов бегства эта тема приобрела особенную актуальность.

Кроме обвинения в пытках и возмещения ущерба речь идет также об обоснованном подозрении в совершении Алиевым и двумя возможными сообщниками, Вадимом Кошляком и Альнуром Мусаевым, убийства. Против них, троих граждан Казахстана, имеются обоснованные подозрения в совершении убийства обоих менеджеров банка, Жолдаса Тимралиева и Айбара Хасенова. Тела обоих жертв похищения были найдены в середине мая в бочках из-под масла, наполненных гашеной известью.

Подозреваемые не были наказаны

Юристы, ознакомленные с данным делом, находят странным, что подозреваемые Кошляк и Мусаев, обвиняемые в совершении убийства, совершенно безнаказанно могут проживать в Австрии и даже выступать в качестве свидетелей в суде, без привлечения к ответственности.

Так, несколько дней назад, 25 августа, Вадим Кошляк дал свидетельские показания в 308-м зале суда Земельного суда по уголовным делам города Вены по делу о СМИ – он подал иск на газету Кроненцайтунг – и совершенно безнаказанно покинул здание суда, несмотря на обоснованные подозрения в совершении убийства.

Тоже самое было и в случае с другим подозреваемым: Мусаев выступил свидетелем по процессу полицейского, якобы передавшего информацию об Алиеве. Как и Вадим Кошляк, Альнур Мусаев спокойно вышел из суда, несмотря на подозрение в совершении убийства.

В качестве объяснения предполагается австрийская стратегия, которую можно истолковать как помощь в бегстве: по всей очевидности, подозреваемым в совершении убийства не предъявляются обвинения до тех пор, пока они, наконец, не спасутся бегством.

Протокольная запись, подлежащая толкованию

Данное толкование юристами - подготовка бегства - не случайно. Оно следует из протокольной записи, сделанной на конфиденциальном совещании министерства внутренних дел и министерства юстиции, состоявшемся 23 мая.

Из записи следует, что желательно прекращение дела против Алиева по причине его отсутствия. Не исключается также и прекращение дела с точки зрения содержания.

Это может произойти, как сказано в протокольной записи, в том случае, если ведомство по делам беженцев еще раньше примет постановление о том, что соучастники совершили правонарушения, исключающие получение убежища.

В данном случае, цитата: «Последний вариант исключается в том случае, если соучастники покинут страну еще до принятия постановления».

 

Эвальд Кёниг, Макс Малик.

 
0
399
0