Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
-3
01:07, 26 августа 2011

Политическая карикатура в стране слепых

Современная журналистика не жалует жанры сатиры. Забыты фельетоны и литературные пародии, памфлеты пылятся в архивах — неужели все это теперь будет называться историей? Но ведь сейчас, как никогда, все складывается удачно для творчества в этом жанре. Когда еще воззвать сатире, как не в великие времена фарса и абсурда?

Blog post image

Казахстанский политический карикатурист Мурат Дильманов так не считает, хотя сам периодически принимает участие в международных конкурсах карикатуры и даже имеет награды. Мы решили встретиться с Муратом и поговорить, почему казахстанцы не знают отечественных карикатуристов в лицо и что творится в жизни современного политического гротеска.

— Как началась ваша карикатурная жизнь?

— Я закончил АГУ, отделение Изобразительное и прикладное искусство. После института у меня был небольшой бизнес — арт-салон, а в карикатуру пришел случайно: знакомый предложил поработать в газете карикатуристом, мол, ты же художник, и я решил попробовать. С тех пор работаю в «НП Life». Помимо этого я работаю иллюстратором в изданиях «Курсив» и «Men’s Health».

В университете я изучал графику, но карикатура — это не просто иллюстрация, она должна быть привязана к событию. В процессе работы бывает по-разному: редактор предлагает свой вариант и я его рисую, порой у него нет идей, тогда я предлагаю свои, а бывает и так, что каждый предлагает свое видение, в итоге приходим к общему консенсусу.

— Существует ли политическая карикатура в Казахстане?

— Мое субъективное мнение: ее никогда и не было.

— А как же журнал «Ара», который был популярен в советские времена? Или СМИ, которое живет за счет государственных дотаций, не может полноценно развиваться в этой сфере?

— В советское время была политическая узконаправленная карикатура и народная сатира. А сейчас это сродни спорту, например, в государстве есть три-четыре спортсмена, которые занимаются определенным видом спорта, но разве можно сказать, что этот вид спорта полноценно развивается в стране, ведь спортсмены не могут постоянно соревноваться между собой. Так и в карикатуре, жизнь в этой сфере должна кипеть, постоянно что-то должно происходить, но не по указке. Ну, и для этого должна быть хоть какая-то политическая среда...

Blog post image

— В чем заключается особенность техники в карикатуре?

— Я считаю, что в карикатуре первичны идеи, а техническая сторона вторична. Конечно, приветствуется академичность в рисунке, но порой этого и не нужно, ведь можно на примитивном уровне нарисовать шедевр. К примеру, российский лубок, который можно назвать народным примитивизмом — просто, но доступно.

Человек должен посмотреть на карикатуру и сразу понять, о чем идет речь. Если она публикуется вместе со статьей, то должна собрать в себе все «сливки» ситуации. Конечно, чаще всего работа должна высмеять что-то, но карикатура может быть и грустной. Я стараюсь передать череду событий, которые перевожу в определенные символы.

— Имеет ли карикатура национальный колорит, накладывает ли отпечаток на стиль, технику, тему карикатуры?

— Карикатура интернациональна. Например, работы, которые участвуют в международных конкурсах понятны для всех. Конечно, в каждой стране есть своя манера шутить, но есть и международный юмор, который национальностей и границ не имеет.

Что касается стиля, существует советская школа, которая отличается своей манерой исполнения, а если посмотреть на работы западных карикатуристов — то там совсем другой стиль, своя школа, свои требования к рисунку. Например, на этом сайте.

— Да, напоминают рисунки из школьных учебников английского языка.

— Или посмотрите на рисунки Николя Журну — Казахстан не только другими глазами, но и в другом исполнении.

— Они какие-то романтичные что ли...

— Легкие...

— И все же, почему у нас не развивается данный жанр сатиры — отсутствие политической жизни, гражданской позиции и наличие самоцензуры?

— Могу добавить к этому еще и то, что люди, которые более-менее интересуются политикой, живут в больших городах, а на периферии это никому не нужно. У людей другие заботы, другие проблемы, я ездил по городам, разговаривал с жителями и убедился, что им абсолютно все равно, для них есть только два понятия — правильно и неправильно, а выйти за эти «общепринятые» рамки народ уже боится. К тому же наш менталитет, который не позволяет шутить над старшими и начальством — о шутках про президента я уже молчу.

— Есть ли у вас учителя в карикатуре или художники, которые являются для вас авторитетом?

— Мне нравится испанский карикатурист А. Болиган. А вообще, мне сложно назвать определенные фамилии: я ежедневно просматриваю большое количество карикатур разных художников в сети, но не обращаю внимания на авторов — мне больше интересны идеи.

— Спасибо за беседу.

Ниже представляем несколько работ Мурата, которые он принес с собой:

Blog post image

Защита частной жизни

Blog post image

Blog post image

Курс тенге

Blog post image

Особенности государственного планирования в Казахстане

Blog post image

Фото: Игорь Заритовский

-3