Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
03:13, 19 августа 2011

Состояние и перспективы системы государственной службы Республики Казахстан

Руслан Жангазы

экспертное сопровождение административной реформы

Необходимость в реформировании системы государственного управления, в целом, и государственной службы, в частности, возникла наряду с обретением независимости и построением собственной государственности.

Особенностью данных преобразований было то, что параллельно с полномасштабными реформами административной системы шли процессы постепенного изживания старых механизмов управления.

В результате осуществленных реформ была сформирована принципиально новая система государственной службы, разработана ее нормативно-правовая база, и устоялись основные институты, что свидетельствовало о завершении начального этапа реформирования этой сферы.

Вместе с тем, динамика социально-экономических и общественно-политических процессов обусловила необходимость осуществления мер по дальнейшему усилению эффективности и оптимизации государственного аппарата, повышению престижности государственной службы и ответственности каждого чиновника.

Проведение качественной модернизации всех механизмов государственного управления, прежде всего, потребует дальнейшего углубления административных реформ, в частности, совершенствования системы государственной службы.

Поэтому представляется необходимым формирование системы государственной службы, адаптированной к новым реалиям и стратегическим задачам страны.

Отставание в дальнейшем реформировании системы государственной службы не исключает возможности значительного торможения процесса социально-экономической модернизации и политической демократизации в будущем.

Таким образом, целью данной работы является анализ нынешнего состояния системы государственной службы, определение перспективных направлений ее совершенствовании, общей характеристики и проблемных аспектов ее развития, выработка рекомендации по оптимизации и повышению эффективности государственного аппарата, а также по усилению ответственности государственных служащих и повышению их социального престижа.

I. Состояние системы государственной службы на современном этапе

В результате проведенных институциональных реформ и законодательных нововведений, направленных на формирование современной системы государственного управления, общий характер и отдельные черты государственной службы претерпели существенные изменения.

Казахстанская система государственной службы явилась сочетанием передового опыта зарубежных государств, а также национальных традиций    управленческой культуры. Вместе с тем, внедрение новых принципов функционирования системы государственной службы не всегда осуществлялось успешно и сопровождалось определенными трудностями.

Состояние государственной службы, во многом, обуславливалось ее структурными и функциональными преобразованиями, которые определили общую характеристику данного института и наличие у него проблемных аспектов развития.

1.1. Общая характеристика казахстанской системы государственной службы.

Состояние системы государственной службы характеризуется  динамичностью осуществленных реформ в этой области. В результате, казахстанская система государственной службы обладает следующими основными характеристиками:

  • разделение системы государственной службы на политическую и административную;
  • утверждение принципов меритократии при отборе и продвижении государственного служащего;
  • внедрение конкурсно-карьерной модели в систему государственной службы;
  • использование новых технологий в процессе управления и мониторинга кадров;
  • наличие механизмов стимулирования постоянного обучения государственных служащих;
  • разработка и внедрение информационной системы «электронное Правительство».

Первое. Систему государственной службы составили политическая государственная служба и административная государственная служба.

Разделение государственных служащих на политических и административных, в определенной степени, обеспечило политическую нейтральность и стабильность карьеры административных государственных служащих, что позитивно повлияло на их профессиональную деятельность.

В тоже время, существенно нивелировалась возможность отрицательного воздействия политических процессов на государственный аппарат, поскольку  из-за практики многоуровневых  политических назначений, смена руководителя одного ведомства, как правило, приводила к смене всей «команды» и необоснованному увольнению большинства профессиональных кадров. Вследствие этого отсутствовали стимулы для совершенствования профессиональных качеств, наблюдалась высокая текучесть кадров.

К тому же следует заметить, что в странах с развитой системой государственной службы бесперебойное функционирование системы государственного управления обеспечивается именно административными (профессиональными) государственными служащими, поскольку выявлена прямая взаимосвязь между уровнем политизации государственного аппарата и его  дееспособностью.

Таким образом, разделение государственных служащих на политических и административных позволило гарантировать правовую защиту административных служащих при смене политических руководителей.

Второе. Система государственной службы была основана на принципах меритократии, что предполагает отбор и карьерное продвижение государственного служащего с учетом его личных заслуг и деловых качеств. Система меритократии включает в себя следующие основные принципы:

  • равная оплата труда за равнозначную работу;
  • постоянное обучение и повышение квалификации;
  • поощрение государственных служащих, показывающих высокую результативность, коррекция деятельности тех, кто не в полной мере справляется с задачами, и увольнение служащих, деятельность которых не удовлетворительна;
  • правовая и социальная защищенность;
  • обязательный конкурсный отбор.

Эта мера была  направлена, прежде всего, на  установление приоритета профессиональных качеств государственного служащего. В целом, принципы меритократии повысили эффективность управления кадровыми ресурсами на государственной службе.

Третье. Переход на конкурсно-карьерную модель государственной службы обуславливался распространением негативных последствий действовавшей патронажной системой отбора и карьерного продвижения. Патронажная система отбора и продвижения основывалась, прежде всего, на принципе личной преданности, родственных или дружеских связях государственных служащих, что значительно снижало уровень профессионализма кадрового состава.

Смешанная модель предполагала реализацию принципа равного доступа граждан к административной службе посредством конкурсного отбора, с одной стороны, и внедрение карьерной (позиционной) модели для политических государственных служащих, с другой.

Таким образом, с учетом условий переходного периода и особенностей  общественно-политических условий была заложена казахстанская модель, которая сочетала некоторые элементы карьерной и конкурсной системы государственной службы.

Четвертое. Модернизация механизмов управления кадрами. Система управления кадрами совершенствуется внедрением передовых технологий. В частности, была разработана информационная система управления кадрами (ИСУК),  которая объединила воедино компьютерные сети кадровых служб центральных и местных государственных органов. Данная единая сеть позволила проводить оперативный мониторинг кадрового резерва государственной службы.

Также начала действовать система кадрового резерва. Следует отметить, что если ранее Агентство по делам государственной службы формировало кадровый резерв исключительно из административных государственных служащих, то согласно новым правилам в ведение Администрации Президента перешло формирование кадрового резерва из числа политических государственных служащих. Данная мера, в определенной степени, демократизирует систему рекрутирования в государственную политическую элиту, расширяет ее каналы и придает ей более открытый характер.

Пятое. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих также была приведена в соответствие с новыми реалиями и задачами, поскольку одним из принципов казахстанской государственной службы является непрерывность повышения квалификации государственного служащего. Данная задача осуществляется посредством:

  • учебы в Академии государственного управления, которую планируется преобразовать в Национальную школу управления по примеру Объединенного Венского института и Евразийского центра обучения;
  • международного сотрудничества. Осуществляется направление казахстанских государственных служащих в ведущие учебные заведения мира в рамках зарубежных образовательных программ;
  • привлечения на государственную службу стипендиатов президентской программы «Болашак».
 

Шестое. Разработка и внедрение информационной системы «электронное Правительство».

Еще одной спецификой казахстанской системы государственной службы является построение полноценного информационного общества посредством коммуникационной системы «электронное Правительство». Данная информационная система нацелена на:

  • обеспечение граждан и организаций оперативным и качественным доступом к государственным услугам;
  • минимизацию непосредственного контакта населения с государственными служащими;
  • повышение эффективности функционирования государственных органов посредством широкого использования информационных технологий;
  • оптимизацию государственного аппарата и повышение его мобильности и гибкости;
  • модернизацию системы государственного управления.

Таким образом, практика внедрения передовых принципов государственной службы продемонстрировала необходимость дальнейшего совершенствования приобретенного позитивного опыта.

1.2. Проблемные аспекты развития системы государственной службы.

Процесс развития системы государственной службы характеризуется не только положительной динамикой, но и наличием определенных проблем объективного характера. Таковыми могут считаться:

  • проблемы демократизации системы государственной службы и  взаимодействия с институтами гражданского общества;
  • проблемы ответственности государственных служащих и борьбы с коррупцией в государственных органах;
  • проблемы стабилизации и дальнейшей оптимизации государственного аппарата;
  • недостаточная технологизация процесса оказания государственных услуг.

Первое. Проблемы демократизации системы государственной службы и взаимодействия с институтами гражданского общества.

Необходимо отметить, что уполномоченным органом принимались определенные шаги по демократизации функционирования государственной службы. По инициативе государственных служащих было образовано республиканское общественное объединение «Ассоциация содействия государственной службе Казахстана».

Данный институт гражданского общества был нацелен на установление конструктивного диалога между населением и государственными органами, осуществление общественного мониторинга и оценки исполнения законодательства касающегося государственной службы, а также для реализации мер по предупреждению коррупции. В тоже время, нельзя сказать что, деятельность данной Ассоциации носила системный характер, что выразилось в отсутствии существенных практических результатов.

Несмотря на положительные сдвиги на данном направлении следует признать, что система государственной службы еще не полностью соответствует мировым стандартам.

Во-первых, перед системой государственной службы сохранилась задача усиления гласности при осуществлении должностных полномочий, транспарентности и подконтрольности профессиональной деятельности государственных служащих структурам гражданского общества.

Во-вторых, должна быть продолжена работа по передаче части государственных функций частному сектору в конкурентную среду путем расширения реализации через сети НПО государственного социального заказа. Тем самым, будет углубляться и расширятся взаимодействие государства и гражданского общества посредством передачи несвойственных государству функций в гражданский сектор.

Второе. Проблемы усиления ответственности государственных служащих и борьбы с коррупцией в государственных органах.

Меры по повышению ответственности и борьбе с коррупцией в государственных органах принимались на протяжении всего периода становления системы государственного управления. Однако данные меры, зачастую, носили эпизодический характер, и в практическом плане их результативность оставалась на низком уровне.

В рамках проведения антикоррупционной политики был принят ряд профилактических мер.

Одним из механизмов предупреждении коррупции стало внедрение института ротации политических государственных служащих, поскольку была выявлена негативная тенденция сращивания высших должностных лиц с представителями финансово-промышленных групп или организованной преступности. Ротация политических государственных служащих способствует существенному сокращению и воспрепятствованию установления прочных связей должностных лиц с криминальными элементами и бизнес-структурами.

Разработаны и утверждены Кодекс чести государственных служащих и Книга контроля этики государственных служащих. Прежде всего, эти меры были направлены на повышение нравственности и моральной ответственности государственных служащих. Однако в практической реализации нельзя сказать, что принятые меры позволили повысить требовательность государственных служащих к себе и  определенно повлиять на усиление качества и результативности их деятельности.

Практически, во всех государственных органах ввели телефоны доверия, которые позволили гражданам сообщать о фактах или попытках неправомерных действий государственных служащих. Тем не менее, не наблюдалось резкого повышения активности граждан по поводу злоупотребления служебными полномочиями государственных служащих. Это связано, прежде всего, с малой информированностью населения о наличии подобных телефонов доверия, пассивностью самих граждан и их неверием в эффективность данных мер.

Приняты меры по дальнейшему совершенствованию структуры и деятельности дисциплинарных советов и комиссий. В частности, переподчинение дисциплинарных советов от областных акимов к Центральному аппарату Агентства по делам государственной службы повысило уровень объективности дисциплинарных советов.

Вместе с тем, как показала практика, обозначилась проблема снижения качества проверок дисциплинарных советов в связи с требованием увеличения их количества.

В тоже время, сохранилось воздействие отрицательных факторов, которые создавали благоприятные условия для распространения коррупции по всей вертикали государственной власти. К таковым относятся:

  • наличие противоречия в законодательных нормах;
  • усложнение административных процедур;
  • низкий уровень заработной платы и социальной защищенности государственных служащих;
  • отсутствие действенной системы гражданского контроля.

Третье. Проблемы стабилизации и дальнейшей оптимизации государственного аппарата.

Динамичные социально-экономические и общественно-политические процессы требовали новых государственных механизмов и институтов управления, соответствующих новым реалиям и стратегическим целям и задачам развития страны. Вследствие чего процессы реорганизации, ликвидации и учреждения новых государственных структур стали неотъемлемой частью эволюции системы государственного управления.

В тоже время, реорганизации, расформирование и образование новых государственных органов отрицательно сказывались на межведомственной координации, что в какой-то степени дезорганизовывало систему государственного управления в целом.

Оптимизация государственного аппарата проводилась по принципу нахождения оптимального соотношения объема возложенных задач и возможности оперативного и эффективного их решения.

Перекосы в вопросах оптимального соответствия ответственности и полномочий государственных служащих привели к неэффективному функционированию и системы государственного управления.

Вместе с тем, поскольку государственный аппарат остается громоздким, возрастает потребность в дальнейшей его оптимизации, что  приведет к реорганизациям действующих структур, ликвидации неэффективных и/или неактуальных ведомств, и созданию новых более адекватных к требованиям времени государственных органов. В связи с чем следует разработать механизмы перманентного межведомственного взаимодействия.

Четвертое. Недостаточная технологизация процесса оказания государственных услуг.

Медленными темпами идет процесс внедрения автоматизированной системы «электронное Правительство», что обуславливается недостаточным оснащением информационно-коммуникационной инфраструктурой центральных государственных органов. На местах процесс автоматизации оказания государственных услуг населению затягивается еще больше, поскольку сказывается нехватка квалифицированных специалистов на местных уровнях, недоступность информационных технологий для большинства населения и технологическая неразвитость компьютерных сетей в местных органах власти.

Вместе с тем, принимаются меры по устранению информационного неравенства и обеспечению широкого доступа казахстанцев в интернет- пространство. Так, значительно снизились, и ожидается продолжение снижения тарифов основными провайдерами за предоставление интернет-услуг. Плата за регистрацию доменных имен и их последующее сопровождение в течение года максимально удешевлена. К тому же, достаточно бурно развивается казахстанский сегмент Интернет пространства – зарегистрировано более 10 тысяч доменных имен. Тем самым, можно предполагать, что сформирован достаточный потенциал для успешной реализации проекта «электронное Правительство».

Таким образом, процесс реформирования государственной службы необходимо продолжить. Наличие таких позитивных моментов как внедрение и развитие передового опыта зарубежных стран, использование информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг населению и акцентирование внимания на непрерывном обучении государственных служащих, безусловно, повысили эффективность государственной службы. В тоже время сохраняются проблемы эффективного взаимодействия государства и гражданского общества, повышения правовой культуры государственных служащих и населения, а также оптимизации государственного аппарата.

II. Перспективные направления совершенствования системы государственной службы

Анализ общих характеристик системы государственной службы и проблемных аспектов ее развития дал возможность определения наиболее перспективных направлений ее совершенствования.

Реализация комплекса мер по совершенствованию системы государственной службы представляется наиболее целесообразной по следующим направлениям:

  • оптимизация государственного аппарата и повышение его эффективности;
  • повышение социального престижа и ответственности государственных служащих.

2.1. Оптимизация государственного аппарата и повышение его эффективности.

Создание эффективного и оптимального по количеству и составу государственного аппарата является одним из приоритетов  административных реформ. В этой связи необходимо предпринять ряд шагов, которые будут способствовать ускоренной модернизации системы государственной службы.

Первое. Представляется целесообразным доработать механизм формирования кадрового резерва политических государственных служащих. Для этого представляется необходимым следующее.

  • Расширять круг лиц, имеющих  право на зачисление в кадровый резерв политических государственных служащих. К примеру, видится целесообразным зачисление в кадровый резерв наиболее успешных менеджеров по корпоративному управлению из частного сектора, поскольку очевидно, что финансово-экономический блок Правительства ощущает нехватку грамотных менеджеров среднего и низшего звена.

В этом случае критериями отбора могут служить выход определенной компании на международный уровень конкурентоспособности, присвоение высокого коммерческого рейтинга доверия, вхождение в международный листинг товаров и услуг данной компании и другие формы международного признания успешной деятельности компаний и ее управленцев.

Вместе с тем, целесообразно рассмотреть включение в кадровый резерв политических государственных служащих отечественных ученых, чьи научные разработки в области совершенствования государственного управления были признаны в международных академических кругах.

  • Поэтапно сокращать реестр политических должностей, до уровня руководителя ведомства. Принятие данной меры позволит установить баланс когда на одного политического руководителя будет приходится три-четыре его заместителя административных (профессиональных) служащих. Тем самым, нивелируется возможность принятия непрофессиональных решений, что значительно повысит эффективность деятельности государственного аппарата.

Расширение кадрового резерва и сокращение реестра политических государственных служащих приведет к усилению профессионализации кадрового состава государственного аппарата, стимулирует государственных служащих совершенствовать свои навыки, обеспечит стабильное функционирование системы государственного управления при смене политических руководителей, тем самым минимизируется возможность нарушения   межведомственной координации.

Думается что данные меры будут способствовать развитию здоровой конкуренции среди политических государственных служащих.

Второе. Одним из самых актуальных направлений совершенствования системы государственной службы представляется дальнейшее развитие административных услуг государства. Поскольку именно в этой сфере выявлены основные недоработки и проблемные узлы. К тому же состояние дел в данном сегменте государственного управления значительно влияет на ход борьбы с коррупцией и социально-экономическое развитие страны.

В этой связи, представляется необходимым как разработка национальных стандартов оказания государственных услуг, так и внедрение международных систем контроля и менеджмента качества, для  всех категорий государственных служащих, предоставляющих административные услуги. При этом необходимо учитывать отраслевые особенности каждого государственного органа, в связи с чем, для различных ведомств видится целесообразным разработка диверсифицированных стандартов предоставления государственных услуг. Необходимо отметить, что нерационально разрабатывать единые стандарты для различных ведомств, характер функционирования и способы предоставления услуг которых существенно различаются.

К тому же, важно наладить работу, как по направлению создания единых критериев оценки эффективности и качества функционирования государственных органов, так и по направлению внедрения критериев оценки деятельности государственного органа в целом, и отдельно взятого государственного служащего. В целях обеспечения объективного замера  деятельности государственных органов,  предполагается внедрение системы оценки эффективности и качества их деятельности.

Наряду с этим следует запустить процесс постепенного перевода документооборота в электронную форму с использованием электронной подписи, поскольку данная мера приведет к минимизации непосредственного контакта населения с государственными служащими, оказывающими административные услуги. Тем самым, сокращение бюрократизма в государственных органах предполагается реализовывать посредством широкого внедрения и использования современных информационных технологий в государственном управлении.

Третье. Повышение эффективности реализации государственными органами соответствующих программ. Достаточно остро проявилась проблема реализации государственных программ профильными ведомствами. Для решения данной задачи целесообразно:

  • повышение персональной ответственности администраторов программ, в случае неудовлетворительной реализации принятие мер вплоть до лишения права на администрирование программ на определенный срок;
  • оптимизация деятельности государственных комиссий по контролю за реализацией государственных программ путем усиления межведомственной координации;
  • совершенствование процедуры конкурсных государственных закупок и  заказов, повысить их транспарентность, поскольку именно этот сегмент создает проблемы связанные с неосвоением бюджетных средств;
  • обеспечение контроля за эффективным и целевым расходованием бюджетных средств, как со стороны государства, так и со стороны общества;
  • усиление адресности и прозрачности  государственных программ, конкретизировать ожидаемые результаты от реализации программных средств;
  • предусматрение возможности быстрого реагирования на изменения условий реализации государственных программ.
 

Четвертое. Совершенствование процесса внедрения информационной системы «электронное Правительство». Для этого целесообразно:

  • продлить сроки внедрения «электронного правительства», поскольку определенные для этого сроки неадекватны объему предстоящих работ;
  • рекомендовать государственным органам увеличить частоту обновления веб-страниц, с перспективой доведения до ежедневного обновления, поскольку информация на некоторых сайтах государственных органов носит неактуальный характер;
  • разработать единые стандарты веб-сайтов центральных и местных органов власти, включающие обязательные компоненты предоставления интерактивных услуг.
 

2.2. Повышение социального престижа и ответственности государственных служащих.

На сегодняшний день достаточно актуально стоит вопрос о повышении статуса государственной службы, решение которого потребует  повышения социального престижа и ответственности государственного служащего.

Необходимо заметить, что наблюдается значительная социальная дифференциация по уровню жизни между государственными служащими, с одной стороны, и работниками бизнес-структур и частного сектора, с другой.

Известно, что профессиональная деятельность государственного служащего характеризуется существенным ограничением определенных личных прав и свобод, что, несомненно, требует адекватной социальной компенсации со стороны государства.

Отсутствие существенных льгот и социальных привилегий делают государственную службу неконкурентоспособной и малопривлекательной для перспективных и высокопрофессиональных кадров.  В этой связи, необходимо понимание того, что именно привилегии являются объективной потребностью любой управленческой системы в любом обществе.

Поэтому, для повышения уровня престижности государственной службы в обществе целесообразно усилить уровень социальной поддержки государственных служащих.

Первое. Одной из острых проблем является разработка стимулирующей системы оплаты труда для государственных служащих, которая будет предполагать:

  • ориентирование уровня заработной платы на конечный результат, оперативность и качество работы;
  • адекватность уровня заработной платы объему и сложности функциональных обязанностей;
  • поэтапное повышение уровня заработной платы и постепенное приближение к уровню частного сектора. К примеру, в Англии, Франции и США устанавливают нижний порог заработной платы государственных служащих в соответствии со средним уровнем заработной платы в частном секторе.
 

Второе. Требует доработки вопрос создания дополнительных механизмов обеспечения доступным жильем государственных служащих. В этой связи, необходимо:

  • рассмотреть возможность участия государственных служащих в долевом строительстве на льготных условиях, которое предполагает разработки законодательного механизма покрытия определенного процента от всей суммы взноса государством;
  • следует дальше развивать систему жилищно-строительных сбережений, при этом, целесообразно рассмотреть возможность премирования государственных служащих за выслугу лет начислением определенной суммы в счет погашения кредита Жилищно-Строительного Сберегательного Банка, также одним из возможных механизмов обеспечения доступности жилья видится использование пенсионных накоплений государственных служащих для покрытия недостающей суммы с последующим пополнением своего пенсионного счета;
  • необходимо совершенствовать механизмы ипотечного кредитования, которые учитывали бы количественный состав семьи, тем самым механизм предполагает покрытие государством определенной части ипотечного кредита с гарантированным сроком отработки на государственной службе многодетным и молодым семьям;
  • видится целесообразным развитие социального и муниципального жилья для государственных служащих, в том числе, предусматривающее механизм арендной платы с фиксированной суммой, определяемой государством.

В целом, необходимо изыскание новых механизмов обеспечения доступным жильем государственных служащих на оптимальных условиях, а также привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования жилищного строительства для данной категории лиц.

Третье. Параллельно с этим, следует разработать оптимальную модель медицинского страхования государственных служащих. Для этого представляется целесообразным разработать для государственных служащих механизм медицинского страхования, предполагающий обеспечение здоровья государственного служащего путем определения объема пакета гарантированных медицинских услуг для государственных служащих, а также за счет функционирования системы добровольного медицинского страхования. Наряду с этим, необходимо предусмотреть бесплатное лечение профессиональных болезней.

Четвертое. Тщательного рассмотрения требует вопрос об улучшении условий труда государственных служащих. Данный вопрос должен предусматривать:

  • максимальную информатизацию профессиональной деятельности;
  • предоставление транспорта и связи для служебного пользования;
  • полную комплектацию необходимыми принадлежностями;
  • обеспечение комфортными служебными помещениями;
  • возможность получения дополнительного оплачиваемого отдыха за высокую результативность на работе.

Тем самым, для повышения престижа государственной службы нужно разработать достаточно объемный социальный пакет для государственных служащих, предполагающий поэтапное увеличение, включаемых в его состав социальных услуг и преференций, а также ежегодное обнародование его рыночной стоимости.

Вместе с тем, становится все более очевидным, что необходимо дальнейшее совершенствование системы государственной службы через повышение ответственности представителей органов государственной власти перед гражданами за принимаемые ими решения. Нравственный облик и уровень профессионализма отдельного государственного чиновника оказывает мультипликативный эффект в сознании населения, тем самым распространяется определенный стереотип на весь государственный аппарат.

Поэтому, для недопущения дискредитации государственного аппарата в целом и укрепления положительного имиджа государственных служащих следует повысить уровень их ответственности. Для чего целесообразно принять меры следующего характера:

Шестое. Усилить не только юридическую, но и моральную ответственность за действиями государственных служащих.

  • законодательно ужесточить ответственность государственных служащих за халатное отношение, злоупотребление служебным положением и коррупционные преступления при исполнении служебных обязанностей;
  • организовать информационную кампанию по существующим мерам общественного контроля (телефоны доверия, книги контроля этики) за действиями государственных служащих, более широко привлекать гражданские институты для повышения прозрачности деятельности государственного аппарата;
  • в общедоступных местах ведомственных зданий помещать информацию о правах граждан и обязанностях государственных чиновников при непосредственной работе государственных служащих с населением;
  • развивать и совершенствовать институты служебного (внутреннего) контроля.
 

Седьмое. Проводить работы по повышению правовой культуры государственных служащих, поскольку, большинство правонарушений, совершенные государственными служащими происходят, как правило, от незнания элементарных норм законодательства.

  • совершенствовать процедуры прохождения переаттестации государственных служащих;
  • организовать обязательные курсы по изучению основных и профильных нормативно-правовых документов;
  • распространить среди государственных служащих брошюры с содержанием основных норм законодательства по государственной службе и борьбе с коррупцией.
 

Восьмое. Принять комплекс мер по повышению эффективности борьбы с коррупцией. Для этого целесообразно:

  • повысить коллегиальность принятия решения в дисциплинарных советах (комиссиях), разработать механизмы автономности членов дисциплинарных советов (комиссий);
  • организовать распространение информации о правах граждан и обязанностей государственных служащих при приеме населения должностным лицом по рабочим вопросам;
  • разработать механизмы гражданского контроля над действиями государственных служащих путем законодательного закрепления норм, позволяющих осуществлять общественный мониторинг за деятельностью государственных служащих со стороны институтов гражданского общества.

Таким образом, предполагается, что вышеуказанные меры будут способствовать дебюрократизации управленческих процессов, повысят эффективность функционирования государственного аппарата. Данные меры направлены на систематизацию и структуризацию государственного управления.

III. Выводы

Первое. Состояние системы государственной службы характеризуется динамичностью реформ в этой области. В результате чего, казахстанская система государственной службы является одной из самых развитых среди стран СНГ.

Вместе с тем, обозначились и определенные барьеры, тормозящие эффективное развитие государственной службы и дальнейшее углубление административных реформ в целом. Так, например, правовые механизмы не всегда работают в силу укоренившихся таких отрицательных явлений как протекционизм и семейно-родственное лобби. Вследствие чего, сохраняется ситуация, когда общий уровень образованности государственных служащих растет, а их профессиональные навыки остаются на достаточно низком уровне.

Второе. Система государственной службы характеризуется не достаточной демократичностью и транспарентностью перед гражданским обществом.  Вследствие чего требуется разработать дополнительные законодательные механизмы и общественные институты контроля над действиями государственных служащих.

Установление действенной системы гражданского контроля способствует нивелированию злоупотреблений служебным положением и полномочиями, неправомерных действий и халатного отношения государственных служащих, а также повышению степени транспарентности и ответственности государственного аппарата  перед населением.

Третье. Борьба  с коррупцией в государственных органах ведется не достаточно эффективно. В итоге наметились тенденции в виде широкого распространения и быстрой адаптации коррупционных преступлений к локальным условиям в разных ведомствах государственной власти.

Наличие определенных законодательных пробелов, усложнение административных процедур, низкий уровень заработной платы, социальной защищенности и отсутствие институтов общественного контроля  создают условия для возникновения коррупционных правонарушений в государственных органах.

Четвертое. В целом результаты реформ достаточно укоренились в центральных государственных органах, в связи с этим, основной акцент необходимо переложить на местные уровни.

При этом слабая материальная поддержка делает специалистов местных органов власти социально уязвимыми. Вследствие чего, обозначилась неконкурентоспособность государственной службы и процветание коррупции в государственных структурах местного уровня, что влечет за собой низкую эффективность государственного аппарата и слабую дисциплину среди чиновников.

Пятое. Несмотря на имеющиеся недостатки и изъяны, которые носят, по большому счету,  объективный и временный характер, казахстанская система государственной службы обладает значительным потенциалом для качественного развития и дальнейшего совершенствования.

Необходимо отметить, что решительные шаги по внедрению передового зарубежного опыта управленческих технологий положительно повлияли на государственный аппарат, тем самым, административные реформы в целом создали прочную базу для повышения качества и эффективности деятельности государственных служащих.

Шестое. Формирование современной системы государственной службы, отвечающей всем требованиям нового времени будет зависеть в разной степени от ряда внутренних и внешних факторов. К таковым будут относится: привлечение гражданского сектора для установления консолидированного контроля над деятельностью государственных органов и общая демократизация характера функционирования государственной службы, принятие более активных мер по профилактике и пресечению должностных преступлений и повышению нравственности среди чиновников, усиление мобильности и оперативности государственного аппарата и дальнейшая его оптимизация по количеству и составу, уровень технологизации государственных услуг и изживание бюрократических проволочек, продолжения  политики плодотворного сотрудничества с зарубежными/международными организациями и освоение передовых управленческих технологий.

Седьмое. В целом промежуточные итоги модернизации системы государственного управления и государственной службы в частности можно характеризовать как положительные. При этом следует отметить системность данных преобразований, которая проявилась в виде синхронизации и сохранении общей направленности реформ.

В результате существенно повысилась эффективность государственной службы, которая характеризовалось определенной стабилизацией и оптимизацией организационной структуры государственных органов и их аппаратов, были проведены мероприятия по разграничению функций, определению задач, полномочий и ответственности государственных органов.

0
5567
0