Здравствуйте. Хочу рассказать вам про замечательный фильм "Кайрат" режиссера Дарежана Омирбаева. Среди пяти полнометражных фильмов Омирбаева можно выделить трилогию «Кайрат», «Кардиограмма» и «Дорога» — это своего рода детство, юность и зрелость. Возможно, лучший фильм Омирбаева — черно- белый дебют «Кайрат».
Алма-ата. 1992 год. Молодой парень по имени Кайрат (актера тоже так зовут) приезжает что бы поступить в институт. Но проваливается на вступительных экзаменах.
Не поступив в институт он решается идти в колледж. Сюжет фильма очень прост. Учась в колледже он гуляет по Алма-ате, ходит в кинотеатры. Кайрат заглядывается на девушек в общественном транспорте, стесняясь к ним подойти и радуясь случайному прикосновению.
Если говорить про актеров, то практически все юные исполнители не только выступили под собственными именами, но и выглядели естественными и органичными на экране. Они вели очень даже профессионально, хоть и были непрофессиональными актерами. Здесь Омирбаев как Жан-люк Годар. Тоже выбирает непрофессиональных актеров, а концентрирует свое внимание на обычных людей. На их поведение, на их жизнь. В фильме он минимизирует игру актеров, как бы говоря нам "эти люди не играют, они живут". И это очень хорошо передано в фильме. Отсутствует наигранность. Нету страстей. Все обыкновенно как в жизни.
Если сказать про режиссуру, то режиссер Дарежан Омирбаев показал себя блестяще. Вроде бы обычная история обычного парня, который попал в большой город, где попытался найти своё место в жизни, а прежде всего — самого себя, является лирико-социальной по манере, а в какие-то моменты — кинематографически медитативной. И это все благодаря режиссеру. В этом фильме режиссер идет по стопам классиков французской режиссуры, по стопам "новый волны", неореализма. Сюжет и фильм с первого раза покажется очень скучным. По моему мнению, режиссер именно этого и хотел. Хотел что бы фильм был медитативным, обычным. Как и наша жизнь. Я думаю, режиссер и оттого сделал фильм серым. В фильме видны сходства с фильмами неореалистов: не экспрессивная игра актеров, медитативный сюжет, ракурсы оператора. Фильм очень талантлив по своему кинематографическому воплощению. Длинные ракурсы, минимализированные диалоги, "красочность" серости, все это делает фильм красивым и эстетическим. Конечно, это все в первую очередь благодаря режиссеру.
По моему мнению фабула, идея главного фильма это показать нашу жизнь и показать жизнь молодого человека который растет. Растет психологически. Показать это в плане жизни остальных. Кайрат знакомиться с некоторыми девушками, влюбляется, иногда стесняется, иногда дерется со своими сверстниками. Все это этапы развития молодого человека. И в фильме, эти этапы очень хорошо переданы.
По легенде, сам Жан-Люк Годар посмотрев этот фильм сказал что может умереть спокойно, потому что есть такой режиссер как Дарежан. Действительно, Дарежан Омирбаев очень утонченный, эстетический режиссер. Его фильмы не каждый может понять и тем более оценить. Его фильмы не массовые, они, даже можно сказать, элитарны. Предназначены "гурманам" кинематографии. И как вы знаете, западные люди любят такие фильмы. И оттого у этого фильма очень много фестивальных наград. В том числе: «Серебряный леопард» от кинофестиваля в Локарно, приз ФИПРЕССИ в Локарно, а также был отмечен на «фестивале трёх континентов» в Нанте.
И под конец хочу сказать: этот фильм должен посмотреть любой киногурман, так как этот фильм один из шедевров отечественного кинематографа.