Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
08:07, 17 августа 2011

О некоторых тенденциях во внутриполитической ситуации в Великобритании: возможности для Казахстана

Blog post image

Руслан Жангазы

внешнеполитический анализ, мониторинг и прогнозирование

Отношения между Республикой Казахстан и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии развиваются с позитивной динамикой.

Для нашей страны Великобритания является одним из крупнейших и перспективных в Европейском Союзе партнеров по линии торгово-экономического сотрудничества.

Наряду с этим Великобритания общепризнанно сохраняет позиции региональной державы с глобальной ответственностью, что обуславливает ее высокую роль и авторитет в международной политике.

Германия, Франция и Великобритания вместе образуют ведущую «тройку» государств, которые определяют будущее Европы. Однако роль Великобритании в институтах европейской интеграции существенна ниже, чем у других государств «тройки», так как Соединенное Королевство подчеркнуто следует доктрине «особых отношений» с США.

Следует отметить, что с приходом к власти в 2007 году премьер-министра Гордона Брауна линия внешнеполитического поведения Великобритании несколько скорректировалась в сторону снижения значимости трансатлантического вектора. Новый глава правительства от Лейбористской партии внес ряд новшеств и в другие сферы общественной жизни.

Кроме того, определенный интерес для Республики Казахстан вызывает ожидаемое избрание бывшего премьер-министра Великобритании Тони Блэра на пост президента Европейского Союза в 2010 году, то есть в тот период, когда наша страна становится председательствующей в Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе. В этой связи, Казахстану необходимо приложить максимально волевое усилие, чтобы синхронизировать стратегическую повестку дня по линии сотрудничества «ЕС – ОБСЕ». Эти события способны придать динамичный импульс становлению новой архитектуры европейской, а шире, и евроазиатской безопасности.

В мае-июне 2009 года наблюдалось развертывание негативных внутриполитических процессов в Великобритании, спровоцированное ухудшением экономического положения в стране.

В настоящей работе рассмотрены основные тенденции развития общественно-политической ситуации в Великобритании в контексте национальных интересов Республики Казахстан.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Основные события, определившие динамику развития общественно-политических процессов в Великобритании за отчетный период, были связаны с появлением сигналов политического кризиса, активизацией партийно-политического пространства и информационной кампанией, направленной на обнародование расходов государственных чиновников.

По своей значимости указанные тенденции в будущем способны сохранить и усилить свое воздействие на характер дальнейшего развития общественно-политической ситуации, что, скорее всего, детерминируется фактором глобального финансово-экономического кризиса.

На основе изложенного можно выделить три ключевых тренда.

Первый тренд. Появление сигналов политического кризиса, который обнажил проблему сохранения единства власти. Разногласия внутри правительства накануне выборов в Европарламент и местные советы обозначили отсутствие общего видения экономической политики и социального развития. Кабинет министров продемонстрировал свою неготовность бороться с набирающим силу финансово-экономическим кризисом.

Основными признаками политического кризиса стали конфликты и противоречия по всему спектру политического взаимодействия.

Противоречие взаимодействия ветвей власти произошло по линии:

  • Г. Браун – Парламент;
  • Г. Браун – Правительство.

При этом уровень противоречия по линии «Г.Браун – Правительство» следует классифицировать как «раскол».

В целом, британские чиновники покидали свои посты по следующим сценариям:

  • «без комментариев» –  члены кабинета министров, действовавшие в рамках делового этикета;
  • «в связи с переходом на другую работу» или «по семейным обстоятельствам» – члены кабинета министров, выторговавшие почетные должности или по моральным соображениям;
  • «захлопнул за собой дверь» – наиболее амбициозные члены кабинета министров, которые латентно оспаривали лидерство Г.Брауна.

Демарш «заднескамеечников» в правительстве Г.Брауна, в какой-то мере, обозначил слабое владение им навыками социальной коммуникации и самопрезентации.

Противоречие межпартийного взаимодействия произошло по линии:

  • Г. Браун – Лейбористская партия;
  • Г. Браун – Консервативная партия (Дэвид Кэмерон);
  • Г. Браун – Либерально-демократическая партия (Ник Клегг).

При этом уровень противоречия по линии «Г.Браун – Лейбористская партия» следует классифицировать как «раскол». Речь идет, прежде всего, о  наличии фракционности внутри самой партии, которая имеет либерал-демократическое и социал-демократическое крыло. К последней принадлежит Г.Браун, а предыдущий премьер-министр Тони Блэр – либерал-демократическому.

В начале июня с.г. группа парламентариев от правящей Лейбористской партии приступила к сбору подписей за отставку своего лидера и главы правительства Г.Брауна. Ими подготовлено соответствующее письмо-обращение к премьер-министру, подписанное свыше 70 парламентариями-лейбористами, где говорится о необходимости смены руководителя в период кризиса.

Таким образом, произошла определенная трансформация финансово-экономического кризиса в правительственную, а шире, в политическую несостоятельность.

Второй тренд. Резкая активизация партийно-политического поля, вызванная выборами в Европарламент и местные советы. Партийно-политическое пространство составляют 18 партий, которые присутствуют на разных представительских уровнях. Совокупность политических партий Великобритании позволяет сконструировать трехуровневую конфигурацию межпартийной конкуренции:

  • высший уровень – реальная борьба за власть, формирование Кабинета Министров – Лейбористская и Консервативная партии;
  • промежуточный уровень – возможность ограниченного участия в формировании власти, межпартийное взаимодействие этого уровня можно представить в виде политической формулы «2 + 1», то есть Лейбористская и Консервативная партии + Либерально-демократическая партия;
  • низший уровень – остальные миноритарные политические партии, способные своим участием в разной степени «разбавить» политическое пространство, однако прошедшие выборы показали постепенное укрепление их позиций.

Следует отметить, что подобная конфигурация возникла благодаря специфике избирательного механизма Великобритании, так называемой «Вестминстерской системы», которая стимулирует поддержание динамичной двухпартийности либо относительного баланса «2+1».

В то же время, прошедшие выборы в Европейский парламент продемонстрировали растущую роль других политических сил. По итогам выборов в Европарламент представители Великобритании заняли 72 кресла, из которых лишь 15,3% пришлось на долю Лейбористской партии. Консерваторы опередили все британские политические партии, набрав 28,6%. Партия независимости Соединенного Королевства, известная своей критической позицией в отношении евроинтеграции, сумела взять 17% голосов избирателей, обеспечив, тем самым, 13 мест в Европарламенте. Впервые в единственный институт ЕС, который формируется путем прямого голосования населения большей части Европы, прошли британские националистические силы (6,5%).

Таким образом, имеются основания утверждать тенденцию усиления в общеевропейских масштабах позиций консерваторов, радикалов и евроскептиков.

Выборы в местные советы также подтвердили укрепление электоральной привлекательности Консервативной партии Великобритании, одержавшую убедительную победу на выборах в местные органы власти, за счет ослабления рейтингов лейбористов.

Правящая Лейбористская партия утратила прежние позиции по причине:

  • падения популярности действующего правительства;
  • повышение электоральной базы Консервативной и Либерально-демократической партий;
  • активности миноритарных «зеленых» и националистических партий.

В настоящее время лейбористское правительство активизировало работу по выработке антикризисных мер, среди которых наиболее значимые:

  • Правительственный план «Строительство будущего Британии» – программный документ, направленный на создание условий для восстановления экономического роста Великобритании;
  • «Белая книга» образования» – отчетно-перспективный документ раскрывающий стратегию, политику и действия правительства в сфере образования и профессиональной подготовки специалистов;
  • выделение 50 миллиардов фунтов стерлингов для оказания финансовой помощи банковской системе.

Альтернативные меры готовят и оппозиционные партии, однако их предвыборная деятельность сводится к конъюнктурной риторике, направленной против Г.Брауна.

Таким образом, общественно-политическая жизнь за отчетный период представляется насыщенной на проведение маневров со стороны различных политических сил. На этом фоне наблюдается резкое снижение популярности действий Лейбористской партии. Ожидается поэтапный «выход» на политическую арену страны новых персоналий и сил.

Третий тренд. Политизация медийного пространства, которое проявилось в обслуживании интересов противоборствующих партийно-политических сил. Информационную картину дня официального Лондона формируют несколько влиятельных СМИ общественно-политической направленности, среди которых – Би-Би-Си, Гардиан, Индепендент, Дэйли Телеграф. Именно они образуют собой медиа-пул, к мнению которого прислушивается британская общественность и власть. Наиболее важные общественно-политические события авторитетно оцениваются или вызывают определенную реакцию с их стороны.

При таком раскладе Би-Би-Си, несколько тяготея к правящей партии, все же, старался сохранить политический нейтралитет и объективность при реализации своей редакционной политики.

В оценке происходящих событий Индепендент проявил больше симпатии к Консервативной партии и занял умеренно критичную позицию в отношении Г.Брауна и его действий.

Традиционно лояльный к лейбористам Гардиан периодически предоставлял свои страницы для «оправдательных» комментарий Г.Брауна.

Проконсервативный Дэйли Телеграф организовал информационную кампанию по дискредитации государственных чиновников, уличенных в необоснованных растратах и компенсациях государственных средств.

Обнародование итогов журналистского расследования Дэйли Телеграф вызвало широкий резонанс в британском обществе. Однако следует уточнить, что формально компенсация расходов за счет средств налогоплательщиков, в большинстве случаев, предусмотрена и здесь нет нарушения законодательства. Однако в контексте продолжающегося финансово-экономического кризиса и характера расходов в глазах обывателя это выглядело необоснованно.

Указанные выше печатные издания отличаются повышенным содержанием аналитической информации, частыми комментариями и интервью, а также постепенным переходом на таблоидный формат.

Таким образом, наиболее влиятельные масс-медиа продемонстрировали ангажированность либо к власти, либо «сочувствие» по отношению к оппозиции.

 

Интересы Республики Казахстан

Республика Казахстан заинтересована в развитии стратегического сотрудничества и диалога с предсказуемым партнером на долгосрочной и взаимовыгодной основе.

Ключевой интерес для Казахстана представляет привлечение (трансферт) новых передовых технологий в отрасли индустрии, обмен опытом в сфере возделования и переработки сельскохозяйственной продукции, а также совместная реализация инвестиционных проектов в сервисной инфраструктуре туризма и досуга.

Представители деловых кругов Великобритании уже представлены в разных отраслях нашей страны, как например, аэрокосмический гигант оборонной промышленности «BAE Systems».

Перспективы политического сотрудничества

Потенциал политического сотрудничества с Соединенным Королевством обуславливается сходством позиций по широкому кругу внешнеполитических вопросов, в том числе, и по линии борьбы с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом.

В целом, европейские государства переживают две разнонаправленные тенденции: с одной стороны – растет миграционная динамика в экономически развитые государства Европы из менее благополучных стран Азии и Африки, с другой стороны – в самой Европе усиливается ксенофобия, политизация исламского фактора и социальная нетерпимость.

Кроме того, внутриполитическую безопасность Соединенного Королевства существенно подрывает подпольная деятельность ирландских и других этнических сепаратистов.

В этом плане Казахстан способен предложить свое видение по следующим направлениям:

  • обмен опытом в выработке и формировании эффективной модели межэтнического и межконфессионального согласия;
  • совместная оперативно-профилактическая работа компетентных органов по борьбе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом;
  • сотрудничество в подготовке войсковых операций, направленных на подавление вылазок незаконных бандформирований и вооруженных террористических группировок.

Актуализация проблем терроризма и экстремизма для Казахстана, связано, прежде всего, с резкой активизацией деятельности этнополитических организаций Восточного Туркестана на приграничных территориях СУАР КНР.

Интересы Великобритании

Внешнеполитическая стратегия Великобритании формулируется на основе гармоничного сочетания «незыблемых» и «адаптируемых» интересов.

К первым следует отнести: глобальный характер интересов Соединенного Королевства, ее особая роль в системе международных отношений, принцип постоянных интересов и временных союзников.

Ко вторым следует отнести: способность к проявлению гибкости, постоянное тактическое лавирование, приспособление к изменению архитектуры международных отношений.

Применительно к нашей стране, Великобритания проявляет интерес к проектам в энергетическом секторе, прежде всего, в освоении казахстанского сектора Каспийского шельфа. Это в полной мере соответствует заявленным в Стратегии Европейского Союза по Центральной Азии интересам.

Необходимо и дальше продолжать навязывать деловой и прагматичный подход при определении стратегических инвесторов. Следует избегать излишней политизации данного вопроса, переводить его в практическую плоскость и вести диалог на предмет экономической целесообразности.

В целях реализации политического курса государства, направленного на снижение зависимости от масштабного иностранного участия в энергетических проектах, целесообразно проявить большую настойчивость в диалоге с британскими партнерами по линии «наше сырье – ваши технологии».

Политические предпочтения Республики Казахстан

Казахстан, в принципе, готов налаживать рабочие и доверительные отношения с любой политической силой Великобритании.

В целом, по опыту взаимодействия с предыдущим премьер-министром Великобритании Т.Блэром можно было бы утверждать, что Казахстан заинтересован в победе Лейбористской партии, а также с учетом наличия прецедентов более жесткой внешнеполитической позиции Консервативной партии. Однако предполагается, что решающее значение будет иметь «личностный фактор». Поэтому ключевая роль в установлении стратегического партнерства и доверительных отношений будет принадлежать Президенту Республики Казахстан Н.А.Назарбаеву.

Политические перспективы и позиции Г.Брауна и Лейбористской партии неопределенны. Они будут зависеть от:

  • эффективности принимаемых правительством мер по преодолению экономического кризиса;
  • правильности принятия решения по острым социальным вопросам, которые волнуют британскую общественность;
  • ужесточения контроля над расходами на содержание депутатского корпуса и  других государственных чиновников;
  • уровня поддержки проведения заявленных социальных и политических реформ;
  • способностью «смягчить» негативный эффект от информационной кампании, связанной с высокими расходами на содержание государственных чиновников;
  • качественного обновления и трансформации Лейбористской партии, соответствующего ожиданиям британского электората, повышения идеологической гибкости и организационной мобильности партии как во времена Т.Блэра;
  • подготовки предвыборной платформы и стратегии, способных мобилизовать необходимые ресурсы и электорат;
  • степени восстановления доверия населения к политическим деятелям.

Прояснение ситуации ожидается после проведения общенациональных выборов, которые должны состоятся до мая 2010 года.

Ключевая общественно-политическая повестка дня – всеобщие парламентские выборы. Подготовка политических партий к предстоящим выборам стартовала сразу же с падением рейтингов популярности Г.Брауна и Лейбористской партии.

При этом каждая из политических сил ставит перед собой цели и задачи, соответствующие текущему политическому моменту Великобритании и их собственным возможностям:

  • Лейбористская партия – цель – удержать власть;
  • Консервативная партия – цель – прийти к власти;
  • Либерально-демократическая партия – цель – побороться за власть;
  • миноритарные партии – цель – приблизиться к борьбе за власть.
 

Прослеживается определенная связь и зависимость между рейтингом лидера лейбористов и его партией. Уже в первой декаде текущего года были озвучены рекордно низкие рейтинги поддержки лейбористов.

Интерпретируя результаты опросов, можно утверждать, что британская общественность увязала факты необоснованно завышенных растрат государственных чиновников с именем Г.Брауна, а его рейтинги соответственно «потащили» вниз позиции Лейбористской партии.

Активизация общественно-политической деятельности партий в рамках подготовки к парламентским выборам. Скорее всего, предвыборная риторика Лейбористской партии будет насыщена популистскими обещаниями в целях достижения тактических преимуществ и сиюминутной выгоды. Тогда как оппозиционная Консервативная и Либерально-демократическая партии, видимо, будут продолжать акцентировать свое внимание на критике деятельности Г.Брауна наряду с артикулированием альтернативных предложений по выходу из кризиса.

Чего удалось достичь Г.Брауну:

  • сохранения благосклонности Ее Величества и поста премьер-министра;
  • выиграть время для: осуществления перестановок в правительстве, проведения «чисток» в парламенте, реализации внутрипартийной реформы, выработки социально ориентированных программ, организации внутрипартийных консультаций и формирования команды единомышленников;
  • нейтрализовать попытки политических конкурентов форсировать проведение досрочных парламентских выборов;
  • недопущение общенациональных беспорядков и волнений на почве возрастания недовольства деятельностью правительства и социальной напряженности.
 

Чего не удалось достичь Г.Брауну:

  • сохранения единства исполнительной власти;
  • сохранения единства между исполнительной и законодательной властью;
  • сохранения внутрипартийной дисциплины;
  • сохранения общественно-политического авторитета, репутации и имиджа Лейбористской партии;
  • выиграть выборы в местные советы и Европарламент;
  • установления контроля над этническими сепаратистскими движениями.
 
0
427
0