Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
07:14, 17 августа 2011

РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИЙ КОНФЛИКТ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Руслан Жангазы

политические исследования в области национальной безопасности и военной стратегии

 

Последствия российско-грузинского конфликта по своей значимости оказывают определяющее воздействие на развитие военно-политической обстановки в Кавказском регионе и на сопредельных территориях.

За конфликтный период в структуре мирового политического процесса зафиксировано доминирование военно-политических тенденций. Это отразилось, прежде всего, на характере международного взаимодействия Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, которое по степени накала двусторонних противоречий достигло критического порогового уровня. Аккумулированный потенциал противостояния между ведущими военными державами несет в себе существенный дестабилизирующий заряд угрожающего масштаба.

Очевидно, что произошла экстраполяция геополитической и стратегической конкуренции между ними на внутренний конфликт в Грузии с последующим применением военной силы со стороны России, что, в свою очередь, обуславливает негативный сценарий развития ситуации и задает конфронтационный вектор всему комплексу международных отношений.

Наличие противоречия между основополагающими принципами международного права – территориальной целостности с одной стороны, и права этносов на самоопределение – с другой, также создает трудности при попытке юридической интерпретации конфликта.

Вышеперечисленные обстоятельства формируют кризисную ситуацию, резко ограничивают возможности внешнеполитического маневрирования Республики Казахстан и подрывают состояние защищенности ее национальных интересов, что потребует дальнейшего развития концепции многовекторного, гибкого и сбалансированного взаимодействия с внешними силами.

В целях аналитического обеспечения процесса выработки и принятия стратегических управленческих решений представляется целесообразным рассмотреть ключевые результаты вооруженного столкновения в зоне конфликта и его последствия для военной безопасности и обороноспособности Республики Казахстан.

 

I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И ТАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОГО КОНФЛИКТА

Российско-грузинский конфликт стал пусковым механизмом для активизации мощных структурных сдвигов в международной политике, которые в долгосрочной перспективе будут продолжать оказывать стратегическое и тактическое воздействие на становление новой конструкции глобальной безопасности.

 

1.1. Стратегические последствия для глобальной безопасности

В основе развития глобальных политических процессов будет преобладать общее снижение уровня управляемости международных отношений и, как следствие, дальнейшее нарастание стратегической нестабильности и непредсказуемости, усиление факторов взаимного недоверия.

Разбалансированность устройства мирового порядка с ярко выраженным однополярным режимом обрело системный характер, что неотвратимо инициирует процесс перегруппировки сил на международной арене в целях восстановления многостороннего равновесия, и это, в свою очередь, приведет к существенным изменениям в межгосударственных альянсах.

Переформатирование модели взаимодействия международных сил и ведущих держав стимулирует дальнейшее развитие блоковых и коалиционных форм сотрудничества по стратегическим вопросам безопасности и стабильности.

Обозначилось определенное сближение позиций по вопросам глобального развития ведущих региональных сил, прежде всего России, Китая, Индии, Ирана, усиливающее предпосылки к военно-политической консолидации в целях формирования механизма геостратегического баланса и сдерживания от всевозрастающего присутствия США в ключевых регионах.

Несмотря на сохранение в среднесрочной перспективе позиций глобальной супердержавы с беспрецедентным уровнем геополитического влияния и военно-стратегического превосходства, ожидается повсеместный упадок популярности, ослабление общественной поддержки и снижение легитимности внешней политики США.

В системе национальных приоритетов и жизненно важных интересов мировых держав по-прежнему высшую степень актуальности сохранят стратегические направления нейтрализации и противодействия угрозам военной безопасности и обороноспособности, но с акцентом на усиление высокотехнологических угроз военного нападения со стороны соразмерных держав и альтернативных коалиционных сил.

Потребность в дополнительном укреплении систем национальной безопасности подстегнет новый виток гонки вооружения, что отразиться резким увеличением совокупных оборонных расходов государств на модернизацию войск и разработку боевых систем и технологий нового поколения.

 

1.2. Тактические результаты для Российской Федерации и Грузии

Тактические результаты для Российской Федерации:

1. Демонстрация военной силы и наличия политической воли, деморализовавшей армию противника, готовность жесткого отстаивания национальных стратегических интересов вплоть до незамедлительного применения Вооруженных Сил.

2. Молниеносное вмешательство в конфликт и разгром Вооруженных Сил противника на его территории, а также дальнейшие решительные внешнеполитические мероприятия обозначили восстановление международного статуса ведущей региональной державы, способной в перспективе составить вкупе с другими крупными игроками (Китай, Индия, Иран) глобальный противовес США.

3. Установление полного военно-политического контроля в зоне конфликта позволяет выступить в качестве гаранта безопасности и стабильности на территориях Южной Осетии и Абхазии, что предполагает закрепление за собой координирующей роли в формировании состава стабилизационных миротворческих сил.

4. Обеспечение «выхода» на восточную часть Черноморской акватории, возможность сужения протяженности российско-грузинской границы, захват узловых гидроэнергетических мощностей и важнейших транспортных артерий, дополнительное освоение местной военной инфраструктуры авиабаз предполагает плотное «вхождение» внутрь региона и значительное усиление рычагов геополитического воздействия на Кавказ.

5. Инициирование и реализация укрепления военной компоненты Организации Договора о коллективной безопасности в Центральноазиатском направлении, получена принципиальная поддержка проведению боевой операции по принуждению к миру со стороны партнеров по Шанхайской организации сотрудничества, что, по сути, послужит серьезным предупреждением для дальнейших геостратегических маневров НАТО и провокаций со стороны США.

6. Дипломатическое доминирование в переговорных процессах по вопросам урегулирования ситуации в зоне конфликта, что позволило осуществить перехват инициативы по формированию международной повестки дня в Совете Безопасности ООН.

7. Параллельное применение сил и средств идеологической борьбы и методов психологического давления, направленной на дискредитацию внешнеполитического курса США и руководства Грузии на информационном пространстве СНГ с целью представить их в качестве вдохновителя и исполнителя вероломной агрессии соответственно.

Тактические результаты для Грузии:

1. Перераспределение военно-политических сил и средств в Кавказском регионе в пользу России вызвало негативную реакцию со стороны ряда западных государств и, как следствие, произошла легитимация заявки Грузии на ускоренное вступление в НАТО.

2. В целях сокращения военного и психологического давления на грузинское руководство со стороны России, государства-члены Североатлантического альянса будут наращивать поставки новых видов вооружения и военной техники, что способствует восстановлению оборонной инфраструктуры, дальнейшей технологической модернизации и реформе Вооруженных Сил и приведению их боевых параметров к стандартам НАТО.

3. Для поддержания макроэкономической стабильности за счет пополнения валютных резервов Международный валютный фонд принял решение о дополнительном выделении средств Грузии в объеме 750 миллионов долларов США, тем самым, военный конфликт приносит ощутимые экономические выгоды.

4. По итогам рассмотрения российско-грузинского конфликта в рамках Организации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ) в составе Грузии, Украины, Азербайджана и Молдовы, официальный Тбилиси заручился поддержкой, что обуславливает придание нового импульса деятельности блока постсоветских государств, направленного на сужение военно-политического и экономического влияния России.

 

II. НЕГАТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКОГО КОНФЛИКТА ДЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Дестабилизация военно-политической обстановки в Кавказском регионе сама по себе становится долгосрочным системным фактором, наносящим ущерб и препятствующим оптимальной реализации национальных интересов Республики Казахстан.

Параллельно с этим формируется совокупность негативных факторов национальной безопасности Республики Казахстан, которая представлена по нарастающей степени:

  • военные вызовы;
  • политические риски;
  • экономические угрозы.
 

Военные вызовы

Военный фактор классифицируется как «вызов», поскольку вероятность применения каким-либо государством военной силы против Казахстана для достижения политических и иных целей в контексте российско-грузинского конфликта сохраняется на низком уровне из-за отсутствия объективных предпосылок.

Однако, вместе с тем, дальнейшее нагнетание ситуации в зоне конфликта способно подтолкнуть Россию прибегнуть к военному потенциалу Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), куда входит Казахстан.

Таким образом, ключевая опасность российско-грузинского конфликта для Республики Казахстан связана с вероятностью втягивания ее при неблагоприятных обстоятельствах в вооруженное столкновение, что можно расценивать как дипломатический провал и недееспособность в критических условиях концепции многовекторной внешней политики.

Политические риски

Политический фактор классифицируется как «риск», поскольку сохраняется определенный потенциал срабатывания такого эффекта, когда признание государственности одних наций создает прецедент, стимулирующий этнополитический сепаратизм и территориальное дробление в других сложносоставных обществах.

В целом, политические риски, вызванные российско-грузинским конфликтом, обуславливаются возможностью проецирования сепаратистских тенденций на внутриполитические процессы государства, предполагающих создание предпосылок к отторжению части суверенной территории.

Экономические угрозы

Экономический фактор классифицируется как «угроза», поскольку наносит значительный ущерб финансовым и инвестиционным интересам Казахстана в особо крупном размере.

Так, по разным экспертным оценкам потенциальный экономический ущерб отечественному капиталу может сложиться в ценовом коридоре от 3 до 10 млрд. долларов США.

Казахстанский бизнес в Грузии в основном представлен в финансовом секторе, туристической индустрии отдыха и развлечений, нефтегазовой и портовой инфраструктуре. Однако в результате бомбовых ударов и массированного обстрела грузинских объектов жизнеобеспечения существенно пострадал промышленный и инфраструктурный потенциал страны гражданского назначения.

Ситуация усугубляется тем, что в качестве крупных инвесторов грузинской экономики выступили не только частные финансово-промышленные группы, но и национальные компании, представляющие государственные активы Казахстана.

Таким образом, в основе экономических угроз интересам Республики Казахстан лежит агрессивная финансовая экспансия деловых кругов на внешние рынки без учета вероятных социально-политических и военных рисков, что было вызвано созданием более привлекательных и благоприятных условий ведения бизнеса за рубежом.

 

III. ВЫВОДЫ

Результаты российско-грузинского конфликта позволяет подвести следующие основные итоги в контексте обеспечения безопасности Республики Казахстан.

Первое. Стратегические последствия для глобальной безопасности.

Слабая интегрированность в глобальные институты и механизмы принятия решения позволяет Республике Казахстан в определенной мере избегать прямого вовлечения в противоречивые процессы международной политики, что ослабляет отрицательные последствия для национальной безопасности.

Однако, в то же время непредставленность республики на стратегическом уровне международной политики, к примеру, в Совете Безопасности ООН, предопределяет отсутствие эффективных рычагов предотвращения, противодействия и нейтрализации глобальных вызовов и угроз и соответственно ограничивает возможность продвижения и трансферта национальных интересов Республики Казахстан на более высокие позиции.

Второе. Тактические результаты для Российской Федерации.

Стратегическое межгосударственное сближение Казахстана и России обуславливается единством устремлений, направленных на усиление глобальной безопасности за счет рассредоточения силовых центров влияния, и которые базируются на основе общности целей развития.

Вместе с тем возрождение военно-политической мощи и милитаризация внешней политики Российской Федерации не может служить оправданием вооруженного вторжения на территорию суверенного государства, вмешательства в его внутренние дела и последующую оккупацию, что расценивается как грубейшее нарушение фундаментальных норм международного права.

Актом вооруженного нападения Россия создала опасный исторический прецедент, когда вторглась за пределы другого государства не представляющей ей непосредственной военной угрозы.

Третье. Тактические результаты для Грузии.

Республика Казахстан заинтересована в скорейшей стабилизации военно-политической ситуации и социально-экономического положения в Грузии и Кавказском регионе в целом.

Позиция нашей республики в этом вопросе однозначна – мы выступаем за урегулирование возникшей ситуации дипломатическими средствами и политическими способами путем проведения конструктивных переговоров и взаимного согласования противоречий.

Четвертое. Негативные факторы безопасности Республики Казахстан.

На стадии формирования находится внешнеполитическая орбита национальных интересов Республики Казахстан, которая отражает совокупность факторов, процессов и условий, способных благоприятно воздействовать на укрепление государственности и суверенитета, наращивание конкурентоспособности и обороноспособности страны.

Казахстан в полной мере ощутил на себе и продолжает испытывать негативный эффект вооруженного столкновения между Россией и Грузией.

Российско-грузинский конфликт обнажил уязвимость Каспийского вектора безопасности, направленный на пресечение и нейтрализацию угроз стратегическим интересам в нефтеносных месторождениях морского шельфа и транскаспийской инфраструктуре транспортировки сырьевых ресурсов.

Таким образом, концентрация негативных факторов безопасности произошла на западном стратегическом направлении, главным образом экономического характера.

Пятое. Позиция Республики Казахстан.

Конфликтующие между собой стороны – Россия и Грузия – являются дружественными Республике Казахстан государствами. С каждым из этих государств в разной степени нас связывают исторические и культурные факторы, основанные на братских, добрососедских и доверительных отношениях между нашими народами.

В кризисных условиях мероприятия по укреплению военной безопасности и коррекции внешней политики Казахстана будут направлены на строительство общего оборонного пространства на прочном фундаменте системы коллективной безопасности.

Поэтому, в случае необходимости, Республика Казахстан готова выступить посредником в политическом урегулировании конфликта в целях обеспечения интересов сторон, налаживания плодотворного диалога между ними и установления мира и согласия в регионе.

0
605
0