Yvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
2
04:14, 13 августа 2011

ВоСемь фильмов Поттерианы

Blog post image

Ну вот и закончилась самая кассовая кинофраншиза в истории Голливуда - Поттериана. Так как я отношусь к той редкой разновидности поттероманов, которые ценят фильмы почти настолько же высоко, насколько преданно любят книги, то для меня это стало большим событием.

Теперь видимо самое время, окинуть серьёзным взором все восемь фильмов и с умным видом порассуждать об их достоинствах и недостатках. Хотя... этим пускай занимаются кинокритики, я лучше расскажу, чем на мой взгляд каждый из фильмов Поттерианы уникален среди своих собратьев.


1. Философский камень. Философский камень это начало начал. Первая глава большой истории. В первой книге ещё нет никаких откровенных Пожирателей смерти, серьёзных перепалок и глобальных опасностей для жизни магического мира. Философский камень это только начало сказки, главное там знакомство и детское удивление. Фильм, по этой книге, снятый Крисом Коламбусом (известен своими качественными семейными комедиями и мелодрамами "Один дома", "Двухсотлетний человек" и тд) именно эти чувства и отражает. Ставка в нём сделана на сказочность. Тут и обстоятельства поданы как стандартные сказочные архетипы: нелюбимая семья Дурслей - аналог всесказошной "злой мачехи", полувеликан Хагрид - это тот самый волшебник на день рожденья, все новые школьные друзья - либо безусловное хорошие - (Гриффиндорцы), либо однозначно плохие (Слизеринцы) и даже как в любой сказке в конце героев ждёт испытание, которое они пройдут с блеском благодаря дружбе, отваге и взаимовыручке. Из всего этого  сказочного рая выбивается только линия Снейпа, который казался плохим и оказался хорошим, но должно же хоть что-то посулить будущую напряженность и психологичность Поттерианы. Blog post image
Мне думается, что работа именно над этим фильмом была самой сложной и трудоёмкой, потому что нужно ведь было придумать кучу всей этой сценографии: представить как выглядит квиддичное поле, зарисовать карту Хогвартса и запретного леса и придумать как именно нужно махать палочкой при заклятии "Алохомора", это всё не говоря уж о подборе актёров, так что режиссер сделал правильный ход, сделав ставку на всё это стилевое великолепие. В первом фильме нам интереснее всего смотреть, как играют в квиддич, чем живёт Косой переулок и какие звери  водятся в Запретном лесу, а хитросплетения сюжета и образы героев отводятся на второй план. 
А так как квидичные сцены, жизнь Косого переулка и внешность драконов с единорогами вцелом не подводят, то стоит признать, фильм - хороший.
Слово для первого фильма - сказка.

2. Тайная комната. Тайная комната это погружение и близкое узнавание. Вот мы уже более менее знаем, что такое магический мир и с чем его едят, шапочно знакомы с героями, ключевыми событиями и уже один раз нечаянно, но отважно спасли мир, теперь-то что? Роулинг на этот вопрос ответила в книге достойно, оставалось только не разочароваться, узрев эту же историю на экране кинотеатра. И хотя во второй книге всё ещё нет масштабных проблем, но мрачность Blog post imageнарастает, радость от знания этого прекрасного мира, не перебивает страха от таящейся в нём опасности. Этот фильм тоже срежиссирован Крисом Коламбусом, видимо продюссеры остались довольны сборами и отзывами критиков.
На что же следовало сделать акцент в этом фильме? Окрестности Хогвартса мы уже повидали, основные понятия усвоили. Теперь нужна была загадка, то, что заинтересовало бы, помимо магического мира как такового. Сама книга про Тайную комнату имеет довольно детективный сюжет, так что создатели фильма просто взяли и усилили этот агатокристиевский эффект. В фильме довольно много саспенса - лужа воды и повешенная кошка, застывающие как каменные где ни попадя ученики, отрывочные сведения о какой-то загадочной тайной комнате, всё это пропитано именно саспенсом, мрачноватым пафосом. Троица главных персонажей теперь "исповедуют" не героическую линию поведения, а следовательскую. Тут уже недостаточно просто проявлять отвагу, тут надо ещё и "включить мозги". Хотя в книге больше приключенческих моментов, вроде встречи с пауками, летающего фордика "Англия", фильм сфокусирован на загадочной составляющей. Ведь и лететь в Хогвартс именно на машине героям пришлось не от нечего делать, да и к паукам они пошли чтобы выяснить, необходимую информацию.
И хотя второй фильм конечно проигрывает первому - получился более скучноватым и менее увлекательным (да и прическа Дэниэла Редклифа там совсем не айс), но в целом - что ж, могло быть и гораздо хуже! ))
Слово для "Тайной комнаты" - детектив.

3. Сразу признаюсь - "Гарри Поттер и Узник Азкабана" - мой самый любимый фильм из Потеровской саги и едва ли не самый любимый вообще из всех на свете. В этом фильме мир Гарри Поттера принимает временное измерение, наконец-то перестаёт быть безобидной, умеренно-мрачноватой сказочкой. В третьей книге мир становится именно миром. Родители Гарри перестают быть размытыми мифическими фигурами, мы узнаём о их жизни, друзьях, в жизни героев возникают все эти люди из прошлого Сириус, Люпин, Петтигрю. Надо сказать, что в первоисточнике, в книгах в смысле, это происходит ещё во второй части - там большая часть сюжета посвящена именно прошлому, но во втором фильме это размылось и исчезло за детективной линией, а вот в третьем фильме проявляется во всей красе.
Режиссером этого фильма выступил Альфонсо Куарон. Какими же средствами достигается Blog post image эпичность и это самое "временное измерение"? Куарон выбирает детали. Дело в том, что в "Узнике Азкабана", как ни в каком другом проработаны детали. Каждый эпизод выверен на предмет правдоподобности. Например перед речью Дамблдора в начале учебного года выступает хор с поющими жабами, в магическом автобусе висит магический брелок,в трактире "Дырявый котёл" все постояльцы - с причудами. Короче говоря, фильм снят так, что основной сюжет неотделим от мелочей вокруг. Главные герои двигаются не в безвоздушном пространстве, разыгрывая историю, а наоборот, они существуют в сложном, самобытном мире, где у других людей тоже свои проблемы, свои обстоятельства. "Узник Азкабана" показывает завораживающую обыденность магического мира.  
Символично то, что финальное приключение троицы гланых героев связано с перемещением во времени. Ведь в этом фильме и зрители как бы переместились во времени - нам куда важнее две истории случившиеся 12 и 20 лет назад - мнимое преступление Сириуса и предательство Питера Петтигрю, а приключение Гарри только помагают разобраться в том, что же на самом деле тогда случилось.
Вобщем, от меня этот фильм получает поттероманскую десятку по десятибалльной шкале - за любовь к вселенной и внимание в деталям.
Слово для третьего фильма - мир.

4. Кубок огня. Кубок огня - это вызов. В четвертой книге становится ясно что Гарри действительно "избранный", в том смысле, что ему уже не обязательно как обычно лезть на рожон, чтобы оказаться в центре событий - его туда затолкают насильно, даже без желания. Да и обстановка вокруг значительно мрачнеет. И книга и фильм начинаются не с традиционного унылого лета и Дурслей, а с эпизода с самим Волдиком (Волан-де Мортом, то бишь), вобщем заявка ясна - всё будет довольно серьёзно. Чуть дальше от начала мы впервые увидим Blog post image Пожирателей смерти,уразумеем, что добрый и заботливый Дамблдор готов отправить любимого ученика на верную смерть, лишь бы не нарушать правила турнира, а в самом конце впервые в саге в кадре погибнет положительный персонаж. 
Но это всё книжный сюжет, а чем же фильм отличается от других? По большому счёту - ничем. Конечно проделана большая работа художников - внешний вид Шармбатонцев и Дурмстрангцев, четыре вида драконов, русалки и лиственный лабиринт; хорошо одета Гермиона, (а Джинни - как всегда) прилично выглядит глаз Грюма. Ну а в остальном, обычная довольно близкая к тексту экранизация. После клевого фильма Куарона, этот, четвертый (режиссер тут - Майк Ньюэлл) кажется плосковатым. Казалось бы в книге открывается много нового: вся Пожирательская секта со своими трагедиями, история Барти Крауча, Грюма, но в фильме почему-то на этом не заостряется внимания. Сюжет привычно петляет между происшествиями Поттера, а до того, что магический мир ещё больше расширился и усложнился, ему никому особого дела нет. В эпизоде суда над Каркаровым в воспоминаниях Дамблдора, Каркаров сыпет фамилиями, Дамблдор вступается за Снейпа, шипит Барти Крауч - но всё это, на мой сугубо Поттероманский вкус, убого и не выразительно.
Главным преимуществом фильма наверно является то, что его можно посмотреть, не прочитав книгу и все понять, полюбоваться на драконов, Святочный бал да и выйти из зала довольным.
Слово для четвертого фильма - зрелищность.

5. Орден Феникса. Орден Феникса - первый фильм Поттерианы снятый её "заключительным" режиссером Дэвидом Йетсом. То ли этот товарищ действительно приглянулся Ворнер Бразерс своей работой над Орденом Феникса, то ли они уже просто устали менять режиссеров как Blog post imageперчатки, но именно этот режиссер снял и остальные 3 фильма. (эх, Куарон, видать, был для них слишком хорош!)
С пятым фильмом и книгой вышло интересно. Вообще-то среди Поттероманов принято считать пятую книгу самой несентиментальной, серьёзной, сдержанной, там например почти не уделяется внимания никаким романтическим линиям. Это в шестой у половины героев гормональные взрывы, а в пятой работа на орден Феникса и тяжкие думы о настоящем. Но Йетс, вообще-то официально считающийся человеком, привнесшим в кинопоттериану чувства и чувствительность, устроил в пятом фильме огромный сентиментальный вулкан. В последующих его творений эта направленность на сантименты никуда не девается, но в "Ордене Феникса" она на мой взгляд проявляется с наибольшей силой.
Главное в этом фильме - чувства. Здесь кажется, что сюжет нужен только для того, чтобы время от времени - с перерывами в минут пять - ловить зрителя в слезливые ловушки. Никаких сюрпризов: что всё будет именно так, заявлено с самого первого эпизода: "малыш" Дадли кощунственно пошутил о Гарриных родителях и Седрике и схлопотал двух дементоров на собственную голову, а Гарри, как настоящий гриффиндорец естественно бросился его спасать. (для сравнения - первая сцена в книге - Гаррри слушает новости, чтобы разузнать сведения о Волан-де-Морте.) А дальше как понакатанной: отеческое объятие Сириуса, фотография Ордена Феникса образца 1960 года, несчастная Полумна Лавгуд, босиком гуляющая по запретному лесу, Дамблдор и МакГонагалл защищающие непутевую профессора Трелони перед властной Амбридж, трогательные успехи Невилла в защитных заклинаниях, влажный поцелуй Гарри с Чжоу Чанг (та в этот момент плакала по Седрику), и буква W (weasley)составленная из салютов, оставленная близнецами Уизли на прощание перед побегом из школы, и не забудем что всё это полито соусом из горячего желания Гарри встретиться взглядом с Дамблдором и фрустрацией от того, что этого не происходит. Мда. Но самое главное на деле это совсем не пошло, ни капельки, на деле действительно - непошлые добротные трогательные сцены, вот что ценно! Непошлые потому что базируются не на дешёвых бульварных ситуациях, а на как говорится разумном добром и вечном. Даже предательство Чжоу Чанг оказалоь вынужденным - девушку напоили сывороткой правды.
Это хороший фильм - помимо эмоциональной наполненности в нем не подводят и визуальные моменты. Символичная стена указов Амбридж, красивые салюты близнецов Уизли, симпатичная прическа Чжоу.
В моём хит-параде это творение прочно держит вторую позицию после "Узника Азкабана".
Слово для "ордена Феникса" - трогательность.

6. Принц-полукровка. Принц-полукровка самый "школьный" фильм о Гарри Поттере. Так уж вышло что в шестой книге, впервые сюжет тесно связан с учебными буднями - главный артефакт это учебник так называемого Принца-полукровки с умелыми профессиональными запсями на полях. Это даёт возможность показать обычные школьные будни, что всегда интересно. А ещё это самый медлительный фильм - многие сцены там будто насильно растянуты. Нельзя сказать, что сама книга уж очень динамичная - основные опасные для жизни приключения там происходят только в финале, а в середине всё больше зельеварение по учебнику, эпизоды из жизни Волдеморта в Blog post image Омуте памяти да амурные похождения Рона. Но в фильме изначально задан весьма неторопливый тон: второй эпизод - скучное лето, Гарри ждёт визита Дамблдора,(первый - посиделки сестер Блэк в доме Снейпа) и таким неторопливым он остаётся до самого конца, где даже драка Гарри с Пожирателями смерти кажется какой-то сонной. У этого конечно есть и положительные стороны, сюжет развивается размеренно, без скачков, не теряя внутренней логики, как бывало в некоторых других фильмах.  
Очень радует подбор актёров на эпизоды - мальчик, исполняющий роль молодого Воландеморта просто великолепен, это усиливается ещё и тем, что эпизоды с ним, вопоминания в Омуте памяти, сработаны хорошо и изящно. Они выглядят именно такими какими положено быть воспоминаниям - расплывчатыми, неяркими, не то что воспоминания в "Кубке огня" там такие эпизоды ничем особо не отличаются от реальной жизни.
Вцелом фильм этот неплох, но без изюминки.
Слово для шестого фильма - размеренность.

7. Дары смерти. Часть первая. Долгожданная "последняя" часть не обманула ожиданий уже тем, что оказалась не последней. Фанаты по всему миру дружно этому факту возрадовались. Во-первых продлится удовольствие, а во вторых от излишней торопливости пересказа не пострадает Blog post imageсюжет! 
Что же нам даёт седьмой фильм? Ну, во-первых, пейзажи. Так как в седьмой книге Гарри не учится в Хогвартсе, а носится по городам и весям в поисках крестражей, то в кадре очень много красивых пейзажей. Не только банально красивых гор и равнин, но и разных лесов и болот, хорошо снятых оператором и выбранных художниками. Во-вторых, седьмой фильм даёт нам самый любимый для многих и многих поклонников книги (а в особенности поклонниц) эпизод танца Гарри и Гермионы. Эпизод этот по Йетсовской традиции ужасно трогательный и изящный, вобщем действительно хороший эпизод. А в третьих он даёт нам мультипликационный эпизод "Сказки о трёх братьях" которому Пиксар должен бы позавидовать белой завистью, такой уж он стильный и бьющий прямо в точку.
Так и получается что седьмой фильм Поттерианы скроен из таких вот разномастных "хайлайтов", поэтому его немного трудно воспринимать целиком, да и человеку не прочитавшему книг будет не только ничего в нём непонятно, но и скучно. Но зато и эпизоды эти стоят каждый - всей фильмографии Майка Ньюэлла)))
Слово для седьмого фильма - изящество.

8. Дары смерти. Часть вторая.
Вот уж да. Называется сними последний фильм о Поттере так, чтобы угодить всем - миссия, как говорится, невыполнима.
На несчастную последнюю часть, по причине её заключительности, было возложено столько чаяний и надежд, а потому после обрушено столько критики, что кажется будь последним великолепный седьмой фильм и его бы забросали тухлыми помидорами.
Но с другой стороны глупо ведь делать скидку на то, что ожиданий слишком много, надо было, понимаете ли ожидания оправдывать! 
Короче говоря самое главное, что мне нравится в "Дарах смерти. Части второй" это то, что без прочтения всех семи книг, смотреть его, мне кажется, просто невозможно. Это можно считать несопоримо хорошим признаком, потому что значит создатели не погнались за кассовыми  сборами, а хотели сделать нормальную экранизацию с уважением к оригиналу. Второе, что в этом фильме хорошо, это его концептуальность: это не просто вторая часть первой книги, а именно Битва за Хогвартс. Если бы это не звучало слишком пошло, фильм можно было назвать "Гарри Поттер: Битва за Хогвартс."
Вот только на этом плюсы, как это не прискорбно, кончаются, а начинаются минусы и равно. Битва как таковая кажется совсем немного сплагиаченной с битв во Властелине Колец, только вместо лучников с... луками - Пожиратели Смерти с волшебными палочками; многочисленные сентиментальные фразочки и признания в перерывах между боями кажутся излишне слащавыми, куда девалась Йетсовская элегантность в вопросах трогательных, душевных сцен? Эпизод, когда Гарри находится между жизнью и смертью на символическом вокзале Кингс-кросс совсем не захватывает дух, а кажется плохой театральной постановкой. А в довершении всего: воспоминания Снейпа, в эпизоде его смерти, находятся (где бы вы думали?) в СЛЕЗАХ! Ужас-то какой!
Был бы и вовсе кошмар, если бы только сами эти воспоминания не оправдывали чуть-чуть такое тупое режиссерское решение. Сами воспоминания - сняты хорошо, едва ли не лучше, чем написаны у Роулинг. (только едва ли!) Очень красиво выглядит маленькая Лили да и сцены самиBlog post image выстроены с учётом человеческой психологии - ведь вопоминания у нас в голове постепенно размываются, мы помним не сцены целиком, а только образы, особенно если эти образы нам дороги.
Но одними-то вопоминаниями сыт не будешь, дальше в фильме всё снова возращается в довольно унылое русло. Хорошо выглядят разве что поцелуй Гермионы с Роном и момент, когда удаляются с места сражения Малфои.
Долгожданный эпилог, к сожалению тоже не оправдывает ожиданий - неизвестно по какой причине его сделали мрачным и пасмурным. В книге ведь напротив эпилог это апогей счастья радости. Грустно должно быть разве что от того, что приключения закончились и Гарри теперь взрослый мужик, которого заботят только оценки детей да что будет на ужин. Но мрачности никакой там быть не должно. А в фильме почему-то сделали так, будто сейчас из-за угла снова выпрыгнет Воландеморт)))
Слово для восьмого и последнего фильма Поттерианы - экшен.

Да, неблагодарное это дело, книги экранизировать, переводить с одного творческого языка на другой наверное очень тяжело. Текст многогранен, он может в голове у разных людей превращаться в разные образы, да и вообще образы в нём гораздо более привлекательные просто по причине своей невидимости. Вытащить их на экран кинотеатра, да ещё так, чтобы никто не разочаровался почти непосильный труд. Однако с книгами о Гарри Поттере по-моему это произошло довольно достойно. Конечно Не все фильмы дотягивают до высокого уровня третьего и пятого, но зато, теперь перечитывая книги, все люди на земле будут представлять персонажей именно такими, какими они предстали перед нами в этих фильмах!

2