Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
02:01, 01 августа 2011

Керамика Кутани-яки часть 1

Помокнув с вечера в онсэне Яманака (это было ещё прошлой осенью), мы на следующий день посетили тамошний музей.

Blog post image

Это тут. Музейчик не очень большой, но наглядный. И главное – действующая мастерская при нем. Можно посмотреть как делают реальную керамику, а при желании – и самому смастерить что-нибудь.

Blog post image

Гончарный круг. Вот прямо в полу сделана дырка, чтобы сидеть, свесив ножки, и работать.

Стало быть, “Кутани-яки” (九谷焼). Названо по месту появления, деревня Кутани в старом феодальном домене Дайсёдзи хана Кага. Это теперь префектура Исикава.

Первый владетель Дайсёдзи, самурай из тамошнего правящего клана Маэда, Тосихару, решил заняться развитием вверенной ему территории. И для начала произвел разведку местности на предмет имеющихся золотоносных руд. Кое-что нашел и начал их разработку. На одном из приисков были обнаружены выходы кварцевых трубок, именно того сорта, что используется при производстве высококачественной керамики.

Blog post image

Всякий традиционный инструментарий для лепки керамики.

Маэда Тосихару вызвал к себе алхимика Гото Сайдзиро и приказал ему заняться разработкой производства керамики в Дайсёдзи. Вот прям так, с совершенно пустого места. Гото Сайдзиро свободой выбора не мучился за неимением последнего. И чтоб не “изобретать велосипед”, решил воспользоваться опытом тех, кто производит керамику давно и успешно. С этой целью алхимик поехал в Бидзэн, где занялся изучением “ака-э” – керамики, раскрашенной красной киноварью – под руководством мастера Сакаиды Какиэмона.

Blog post image

Фигушки и прибамбасы для тонкой отделки заготовок.

Научившись чему возможно, Гото Сайдзиро вернулся в Дайсёдзи, прихватив с собой одного из мастеров, согласившегося помочь с установлением производства керамики в Кага-хане. И где-то около 1655-1657 годов в деревушке Кутани была построена первая печь для обжига керамики. Накопив какой-то первоначальный опыт, Гото Сайдзиро начал обучение гончарному мастерству всех желающих. Среди его учеников оказался и Тамура Гондзаэмон, ставший позже родоначальником целого семейного клана гончаров.

Blog post image

Заготовки перед росписью.

Blog post image

А это сохнущие работы посетителей музея.

Кутани-яки относится к “иро-э” – многоцветной керамике. Основные цвета – те же, что используются и для росписи шелка в технике кага-юдзэн: синий кобальт, коричневато-фиолетовый, желтый, зеленый и алый. На основе базовых цветов возникло несколько различных стилей. Например, “э-аотэ” – с использованием преимущественно зеленого и желтого цветов.

Blog post image

Приспособления для удерживания керамики во время росписи.

Blog post image

Рабочее место художника, расписывающего керамику.

Blog post image

Образцы пигментов-красителей. После обжига пигменты могут поменять цвет. Потому до того, как использовать приготовленные красители для росписи реальной керамики, оценивают их цвет на кусочках-осколках. Просто делают несколько пятнышек и обжигают как настоящую керамику.

Производство, начатое Гото Сайдзиро, оказалось очень успешным. За короткий срок приобрело популярность в Кага-хане и заказы сыпались один за другим. Казалось бы, все отлично и керамика Кутани-яки будет цвести и развиваться… Однако, совершенно неожиданно в 1710 году производство было прекращено. Причина этого до сих пор неизвестна. Предполагают, что после смерти самого Гото Сайдзиро и его покровителя, второго лорда Дайсёдзи Маэда Тосиаки, на фоне начавшихся политических и экономических проблем в регионе, этим просто стало некому заниматься.

Blog post image

Вот эти ангары на территории музея скрывают печи для обжига. То, что слева, в деревянном сарае – реально действующая и в настоящее время печка. А вот прямо – археологический раскоп, по сути, остатки древней, еще времен эпохи Эдо большой печи.

Blog post image

Древняя печь для обжига. По снимку сложно оценить размеры этого сооружения даже с моим мужем для масштаба, однако, занимает оно площадь примерно в половину футбольного поля.

Blog post image

Так это сооружение выглядело в рабочем виде. По сути, это целый комплекс печей с разным температурным режимом. Для первого “бисквитного” обжига температура нужна 800 градусов по Цельсию. Для обжига глазированного покрытия – 1300 градусов. Нагрев осуществлялся дровами и сложной системой поддува воздуха. Обжиг одной партии занимает 8-15 часов.

Blog post image

Одна из двух действующих печей в деревянном сарая. Вид с “фасада”. Две дырки внизу у основания – для подкладывания дровишек.

Blog post image

Вид сбоку. Вон в те “дверные” проемы и ставились подставки с “сырыми” керамическими заготовками, которые надо обжечь. Именно эта печь дает температурный интервал 800-1300 градусов.

Blog post image

Небольшая печка. Если я правильно поняла, для финального обжига (когда надо), если рисунок украшен золотым или серебряным покрытием.

продолжение http://yvision.kz/community/%D0%92%D1%81%D1%91%20%D0%BE%20%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%B8/181239.html

Инфо с сайта http://news.leit.ru

0
1058
0