Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
02:53, 01 августа 2011

Научное исследование сущности молодёжной политики. Еркин Иргалиев

18-19 мая 2011 года в Казахском экономическом университете имени Т.Рыскулова состоялся Международный молодежный научный форум «Наука для бизнеса». В настоящее время одной из самых актуальных задач государственной политики в сфере образования и науки является разработка комплекса мер, направленных на повышение привлекательности научной сферы для молодежи.

Президент НОФ «Аспандау» Канат Нуров выступил с докладом на тему «Научное исследование сущности, содержания и структуры молодежной политики». Одним из первых в Казахстане доктринальных теоретико-методологических трудов является Политика развития образования «Информационное общество-2030» НОФ «Аспандау». Ключевым понятием является «личностный потенциал», который следует раскрыть через дальнейшую теоретическую проработку вопросов инновационного потенциала молодежи в плане ее способности реализоваться в действительности.

Подробнее – Презентация и статья Нурова К.И., Иргалиева Е.Р. про молодежную политику. (см приложенные файлы)

 

Научное исследование сущности, содержания и структуры молодежной политики


Нуров К. И., Иргалиев Е.Р., Алматы, Научно-образовательный фонд «Аспандау»

Первые концепции по молодежной тематике начало ХХ века: Г. Стэнли Холл (США), Ш. Бюлер, Э. Шпрангер, В. Штерн и др. (Германия), В. Ленин, Н. Крупская, Л. Выготский, А. Залкинд и др. (Россия). Ими сформированы три основные направления теоретического осмысления феномена молодежи:

1) трактовка молодежи как носительницы психофизических свойств молодости;

2) понимание молодежи как культурной группы;

3) постижение молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены поколений.

Известны две современные модели молодежной политики – европейская (с ведущей ролью государства в сфере молодежной политики) и англо-саксонская (поддержка исключительно добровольческой деятельности и молодежных организаций без системного участия государственных органов). Соответственно в первой модели доминирует тип государственной молодежной политики, во второй – общественной. Особенности каждого типа в каждой из стран обусловлены также различиями в их культурно-цивилизационном, политическом, социально-экономическом и др. отношениях.

Три уровня осуществления молодежной политики (в зависимости от масштаба): международный, региональный и национальный.

Первый уровень на сегодня представлен ООН и системой ее организаций, непосредственно работающих с молодежью: Фонд ООН для молодежи, Группа по делам молодежи, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО.

Региональный уровень в плане сотрудничества по проблемам молодежи – наибольшее развитие в структурах и странах Европейского союза, в меньшей мере – в ближневосточном регионе, странах АТР и СНГ.

Национальный уровень представлен более 130 странами, принявших специальные законодательные акты по вопросам развития и социальной защиты молодежи, около 90 стран имеют на высшем государственном уровне органы и структуры, непосредственно вырабатывающие и координирующие государственную молодежную политику (по данным ООН на 90 -е гг.).

Каждый из этих уровней представлен массивом нормативно-правовой документации, аналитическими отчетами, научной и специальной литературой, отражающими общее содержание и специфику не только в организационно-практическом плане, но в теоретико-методологическом подходах к молодежной политике.

На сегодняшний день трудности в исследовании молодежной политики в Казахстане обусловлены следующими обстоятельствами:

1. В настоящее время в мировой общественной мысли имеется значительный массив различных теорий и концепций, объясняющих смысл и характер процессов в молодежной среде, условия и причины возникновения, также перспективы дальнейшего развития молодежной политики.

2. Многие аспекты молодежной политики в нынешнем взаимозависимом мире носят глобальный характер, требующий соответствующего системного подхода в теоретических исследованиях и практических мерах. Не случайно Комиссия социального развития ООН выделила пять проблемных областей, касающихся молодых людей:

  • влияние глобализации на положение молодежи;
  • влияние информационно-коммуникационных технологий и доступ к ним;
  • резкое увеличение числа молодых людей, инфицированных ВИЧ, и серьезное воздействие этого недуга на их дальнейшую жизнь;
  • активное вовлечение молодых людей в вооруженные конфликты;
  • растущая значимость проблем, касающихся отношений между поколениями в стареющем обществе.

3. Проблемы молодежи - при всей ее специфике - в первую очередь обуславливается состоянием общества в целом, поэтому исследования молодежной проблематики в качестве предмета, например, социологического анализа, подразделяется на два вида:

  • специфическое: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев возрастных границ; выявление потребностей и способов деятельности; исследование процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, социальных аспектов функционирования неформальных объединений и движений.
  • общесоциологическое: либо преимущественно затрагивают молодежь (образование, семья, брак), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности и т.д.).

4. Создание теорий молодежи представляет собой дискретный процесс. В определенные периоды теоретическое осмысление феномена молодежи идет активно и реализуется в плодотворных концепциях, в другие – ничего заметного не появляется, теории молодежи характеризуются застоем.

5. Необходимо выявить основные противоречия государственной молодежной политики на постсоветском пространстве, выделить основные проблемы ее формирования: организационные проблемы, проблемы различий в образе жизни, проблемы территориальных и социокультурных различий.

В целом, молодежная политика в Казахстане до сих пор является относительно молодым отраслевым направлением социальной политики государства. Так, «Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан» от 28 августа 1999 года в концептуальном и организационно-материальном отношениях представляется значительно шире содержания Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политики в Республике Казахстан» от 7 июля 2004 года № 581. Нужно выяснить, почему даже эти направления данного Закона не выполняются в полной мере, и где они оказались необеспеченными эффективной нормативно-правовой базой, достаточным финансированием. Требуют неотложного научного рассмотрения ряд прикладных проблем связанных с его реализацией:

  • недостаточная разработанность нормативно-правовой базы в сфере государственной молодежной политики;
  • недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения государственной молодежной политики;
  • отсутствие четкой координации государственной молодежной политики с другими сферами государственной активности;
  • определенной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства;
  • ограниченность инфраструктуры учреждений и органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам молодежной сферы.

6. Одной из наиболее острых на сегодня вопросов молодежной политики являются проблемы социализации. Поэтому с учетом идейного багажа мировой теоретической мысли и особенностей местных реалий необходимо изучить пути и методы социальной стратификации молодежи, «демпфирования» социального неравенства молодых людей, их социальной адаптации, мобильности, управления конфликтами и т.д.

7. Требуется более глубокое теоретическое изучение причин, динамики и перспектив развития казахстанского молодежного социума, (в т. ч. рост политического участия, активности молодежи). Это тем более актуально с учетом новых, «цифровых форм» гражданского участия молодежи; популяризации онлайн-сетей; роста неофициальных движений и объединений молодежи; трансформации гражданской активности молодежи из «официального сектора» (зарегистрированных НКО, общественные организации и т.д.) в «неофициальный», в форме политического консьюмеризма и т.д.

8. В Казахстане на сегодня имеется целый ряд исследований казахстанских ученых в сфере молодежной политики (Г. Абдикерова, Г. Абдирайымова, З.Айдарбеков, М. Аженов, К. Биекенов, К. Габдуллина, Ш. Джаманбалаева, М. Жусупова, Л. Зайниева, Л. Изтелеуова, Н. Калашникова, Д. Калетаева, У. Садыкова, М. Садырова, А. Сарсенбаева, Г. Телебаева, А. Тесленко, А. Шайкенова, З. Шаукенова, Г. Шойкина, и др.). Вместе с тем, можно предположить, что изучение молодежной политики в Казахстане все еще находится в процессе своего становления.

Пока же, как следствие, в стране, например, до сих пор отсутствует практика государственных ежегодных докладов о положении молодежи в Республике Казахстан (хотя требование о его разработке, представлении Правительству РК и публикации в СМИ предусмотрено ст. 16 Закона о ГМП). Ведь подобные государственные доклады являются особой формой развития научного знания о молодежи, научно-аналитическим по своему характеру трудом, современным механизмом сбора и анализа огромной по объему и разнообразной по содержанию информации о молодежи. И методологической базой данных стратегических управленческих документов являются концепции молодежной политики.

В этом отношении одним из первых в Казахстане доктринальных теоретико-методологических трудов является Политика развития образования «Информационное общество-2030» Научно-образовательного фонда «Аспандау» (как системы аналитической базы, концептуального обоснования, доктринальных принципов, стратегии развития, видения организации информационного общества, дерева целей, сценария развития и тематических приложений). Применительно к молодежной политике следует дополнительно раскрыть основные программные положения Политики развития образования. Например, одно из ключевых понятий «личностный потенциал» следует раскрыть через дальнейшую теоретическую проработку вопросов инновационного потенциала молодежи в плане ее способности реализоваться в действительности.

Резюме:

  • наличествует неразработанность и неадаптированность теоретических основ и подходов в данной тематике;
  • следует описать мировой опыт государственного решения проблем молодежи, проанализировать различия концепций государственной молодежной политики разных стран;
  • следует более полно обозначить основные цели и назначения государственной молодежной политики (компенсация и инвестиция), исследовать возможности социального проектирования в сфере государственной молодежной политики;
  • период 2011-2012 г.г. является наиболее эффективным периодом разработки и реализации новой инновационной молодежной политики в плане социальных потребностей, общественных ожиданий и нейтрализации потенциальных конфликтогенных факторов;
  • провести анализ содержания двух базовых нормативно-правовых документов;
  • выяснить, насколько положения о молодежной политике из недавно принятой Государственной программы развития образования до 2020 г. носят узкоотраслевой характер, охватывая только образовательную сферу;
  • проанализировать с позиций теоретического анализа изменения в организационной структуре органов управления и реализации молодежной политики, с учетом международного и отечественного опыта и перспектив;
  • выделить социальные потребности и интересы в качестве основы молодежных движений;
  • проанализировать специфику молодежного движения как социального феномена;
  • рассмотреть вопросы, касающиеся поддержки молодежного движения, в частности статус молодежных объединений, поддерживаемых государством.
  • проанализировать ситуацию с экономическом статусом молодежи, ее вторичной занятостью, выделить и описать пути приобретения социального статуса;
  • описать на примере результатов исследования статусные оценки молодежи, проанализировать особенности и критерии самоидентификации в молодежном возрасте (с использованием понятий первичной и вторичной социализации);
  • дать характеристику идентичности казахстанской молодежи;
  • следует изучить личностный потенциал на разных уровнях: понятийном (как «новационные свойства»), уровне социальных технологий (как «инновационный потенциал») и уровне постановки задач практического характера (как «инновационные возможности молодежи»).
 

Молодежная политика

Научное исследование сущности молодежной политики

   
0
898
1