Организованный Международной Академией Бизнеса совместно с журналом «Intellect Student Journal» круглый стол на тему «Современное бизнес-образование - итоги де-сятилетия» поднял стоящие перед образовательными учреждениями проблемы, о которых говорил совсем недавно в своем Послании народу Казахстана Президент страны Нурсултан Назарбаев.
За круглым столом наряду с казахстанскими спикерами и деятелями образования собрались и зарубежные гости: руководители вузов-партнеров МАБ из Чехии, Испании и Литвы, приехавшие в Алматы по специальному приглашению Президента Академии в рамках недели партнерства IAB International Partners Week. Виргиниус Кундротас, Президент Балтийской Ассоциации развития менеджмента, Вице-президент Центрально-европейской и Восточно-европейской ассоциации развития управления (CEEMAN), декан Института Адизеса (США), рассказал о проблемах, с которыми сегодня сталкивается бизнес-образование в Европе и во всем мире, и которые, как оказалось, очень близки казахстанским бизнес-вузам.
ПРОБЛЕМЫ, ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ…
В частности, проблема исследований, которая была поднята министром образования РК, в западных вузах стоит также достаточно остро. Гость из Литвы высказал мнение, что исследования в бизнес-школах должны быть применимы для удовлетворения актуальных на данный момент нужд клиента и в то же время поддерживать стратегию бизнес-вуза. Необходимо, с одной стороны, реагировать на сиюминутные нужды клиента и в то же время упреждать их будущие потребности - в этом и состоит понятие проактивности.
На взгляд г-на Кундротаса, сегодня довольно часто можно услышать критику по отношению к бизнес-сообществу и бизнес-школам в первую очередь, потому что оставляет желать лучшего подготовка лидеров, менеджеров, управленцев, компетентных в вопросах социальной ответственности и в то же время умеющих обеспечить устойчивое развитие компании. По его мнению, хорошо управляемая организация должна обязательно соответствовать четырем критериям: быть функциональной, системной, проактивной и органичной, только тогда она сможет быть результативной и эффективной в краткосрочный и долгосрочный период. Эти критерии также применимы в отношении бизнес-школ и других образовательных организаций. Хотя, если говорить о бизнес- образовании, то здесь существует некоторая специфика.
Оставаться функциональными и удовлетворять потребности клиента сегодня в отношении бизнес-школ означает необходимость учитывать нужды клиента при разработке обучающих программ. И не менее важно, по мнению гостя, сохранять баланс между краткосрочными и долгосрочными целями.
Что касается методов обучения, необходимо сделать их интерактивными, считает господин Кундротас. Соответственно, информация должна идти в двух направлениях, а преподаватели должны быть готовы к дискуссии диалогу. Не секрет, что некоторые из них избегают таких ситуаций и предпочитают более комфортную для себя лекционную форму преподавания. Другие, напротив, становятся жертвами моды, злоупотребляя современными методами подачи информации, такими как презентации, интернетконференции и пр. В результате слушатели не в состоянии усвоить огромные объемы информации.
Важным аспектом являются материалы обучения. Зачастую бизнес-школы обладают огромным объемом информации, литературы, которую предоставляют студентам, но она не всегда используется должным образом. Хорошим критерием, по мнению Виргиниуса Кундротаса, в этом смысле является количество источников, которые студент использовал при написании работы. Если указано 20 и более источников, существует большая вероятность, что студент ни один из них не прочел. На самом деле в распоряжении студента должно быть не так много источников, из которых он мог бы выбирать. И эти материалы должны соответствовать содержанию программы. Если говорить о содержании материалов обучения - они должны обновляться постоянно. Бывает, что бизнес-школы не меняют их содержание годами, хотя для обеспечения эффективности нужно постоянно держать руку на пульсе: какие исследования сейчас нужны бизнес-сообществу.
Еще одна очень опасная тенденция: ограниченное количество преподавателей. В результате одни и те же люди преподают для бакалавриата, магистратуры и докторантуры. Но ведь методы преподавания, которые используются на этих трех уровнях, сильно отличаются. Часто тренерами используется метод кейсов. Однако бизнес-кейсы хороши именно для ...
продолжение читайте на http://www.gostudygo.kz/journal