Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 767 постов40 подписчиков
Всяко-разно
0
05:00, 20 июля 2011

Блоггерское расследование. Крах супермаркетов 7’Я.

Blog post imageЗавершая череду постов о крахе казахстанских сетей супермаркетов, таких как SM-Market и Арзан, хотелось бы пролить свет на закрытие ещё одной сети супермаркетов - 7Я, которая ещё 14 апреля 2010 года сообщили о сворачивании своей деятельности в Казахстане.

Некоторые эксперты считают, что одной из причин проблем сети супермаркетов стали раскритикованные Агентством по защите конкуренции способы работы с производителями продукции, когда тем выдвигаются определенные жесткие условия. Многие обратили внимание, что в последние месяцы своей работы эта сеть сильно страдала ограниченностью ассортимента. Причиной были банальные конфликты с поставщиками, для которых условия ритейлера часто выглядели неприемлемо.

О пустых полках и скудном ассортименте этой сети не раз писали и на yvision, и на pomidor.kz. При этом можно заметить по датам создания записей, что в 2008 году, что в 2009 году ситуация одинаково плохой - люди писали о скудном ассортименте, нехватке кассиров, очередях, нелепых маркетинговых акциях.

С чего же всё начиналось и чем всё закончилось?

А начнём мы с тех времен, когда в Казахстане ещё существовала сеть магазинов "Пятерочка". В 2004 году, продав франшизу казахстанскому ТОО «Дала-Инвест», на наш рынок зашла российская сеть «Пятерочка», специализирующаяся на магазинах эконом-класса. Планы по развитию бизнеса были озвучены амбициозные, вплоть до повсеместного открытия в стране сети гипермаркетов. Однако сеть не смогла достичь российского уровня: не выдерживали критики формат, сервис, расстановка товаров и освещение торговых точек. Летом 2004 года АО «Сеть супермаркетов 7’Я» решило заняться ребрендингом сети. Причем ТОО «Дала-Инвест» учредило вышеуказанное акционерное общество, тем самым выделив сеть в отдельный бизнес. Владельцем ТОО "Дала-Инвест" был господин Баймуханов Бауржан Амангельдыевич.

На момент ребрендинга в сети «Пятерочка» насчитывалось 33 торговых объекта. Согласно планам АО «Сеть супермаркетов 7’Я» некоторые из них должны были быть закрыты в связи с неудачным их расположением и недостаточным торговым оборотом. В дальнейшем планировалось открыть в общей сложности 40 магазинов в стране.

«Основной целью ребрендинга является вывод бренда «7’Я» на новый уровень, – уточнил тогда Санжар Суюншалиев. – Мы думаем о позиционировании нового бренда на рынке. Раньше, когда сеть называлась «Пятерочка», она представляла собой магазины эконом-класса. Теперь стоит цель переформатировать их в супермаркеты»

Оттуда же:

Ребрендинг, инициированнный АО «Сеть супермаркетов 7’Я», судя по всему, носит характер косметического ремонта неудавшейся розничной сети одновременно с попыткой поиска наиболее оптимальной ниши на казахстанском рынке ритейла. Предполагается увеличить ассортимент товаров в сети «7’Я» до 10 тыс. позиций, развивать ее в Астане, Атырау, а также учесть все недостатки сети «Пятерочка» и превратить их в плюсы в сети «7’Я».
Сеть активно развивается в Алматинской области. Уже открыты магазины под новым брендом в Каскелене, Талгаре, Бурундае, Узунагаче и на ГРЭСе. В результате репозиционирования, по мнению г-на Суюншалиева, «получится супермаркет эконом-класса, а недостатки с качеством обслуживания, освещением, дизайном и ассортиментом товаров будут устранены». «7’Я» будет стараться занять нишу торговых точек, расположенных в спальных районах города, где люди должны потратить меньше времени на покупку необходимых товаров.

Планам не суждено было сбыться. Ассортимент был скудным, количество магазинов только уменьшилось.

Розничная сеть 7'Я в 2007 году насчитывала 25 магазинов в Алматы и Алматинской области с годовой выручкой 2,3 млрд тенге. Единственным акционером АО «Сеть супермаркетов 7'Я» являлся ТОО Food Retail Invest.

Что за TOO Food Retail Invest? Об этом подробнее в заключении KASE. Этот документ - стал вторым упоминанием TOO Food Retail Invest, которое я нашел в сети. Третье упоминание этой компании можно увидеть в статье от 2 июня на сайте prodengi.kz, связанной с судебными тяжбами АО "Сеть супермаркетов 7'Я", ТОО "Food Retail Invest", а также АО "Группа компаний "Resmi" - за невыполнение обязательств по погашению кредитов перед Казкоммерцбанком.

По данным банка, соглашение с заемщиками об открытии кредитной линии на цели развития розничной торговой сети было заключено в 2007 году. По условиям данного соглашения, совладельцы сети супермаркетов - АО "Группа компаний "Resmi" и Баймуханов Бауржан Амангельдыевич - солидарно выступили ответственными гарантами заемщиков, то есть гарантировали банку исполнение обязательств заемщиками.

Если объединить все эти данные, то получим следующую картину:

В 2007 году АО "Сеть супермаркетов 7'Я", ТОО "Food Retail Invest" выдаётся кредит Казкоммербанком, гарантами заемщиков при этом выступает АО "Группа компаний "Resmi" и Баймуханов Бауржан Амангельдыевич, при этом помним, что они же являются равноправными акционерами ТОО "Food Retail Invest", которое, в свою очередь является единственным акционером АО "Сеть супермаркетов 7'Я", а оно является частью бизнеса ТОО «Дала-Инвест», которым руководит Баймуханов Бауржан Амангельдыевич. Такая вот получается структура.

Идем далее... В моём посте о SM-Market представители 7'Я вышли с просьбой обратить внимание на описанную с Казкомом. На их страничке в Facebook я нашёл множество пресс-релизов, статей, написанных о тяжбах, где увидел всё что угодно: философствования о тяжелой судьбе ритейла, эмоциональные жалобы в ответ на действия банка вроде таких

Большой неожиданностью для управляющей команды проекта «7’Я» стали следующие за этим шаги со стороны Казкоммерцбанка.
Банк, после выставления менеджменту заведомо невыполнимых условий, отказывает ему в реструктуризации кредита и обращается в суд с судебным иском на 2.5 млрд тенге, одновременно поставив в известность менеджмент проекта о начале процесса внесудебной реализации залоговой розничной недвижимости. Аналогично жестко и абсурдно поступил Банк в отношении портфельного инвестора проекта – Группы компаний Resmi, арестовав все его активы и выставив платежные требования-поручения на сумму уже в 8 млрд тенге.

(в пресс-релизе формулировки "стали большой неожиданностью действия банка", "банк жестоко и абсурдно поступил" просто недопустимы, это не служебная записка, не письмо на деревню к бабушке, которой выжалуетесь на судьбу - это официальный документ, который требует применения особого стиля письма, тезауруса, штампов)

но не увидел ответа на единственнологичный и закономерный вопрос: почему после того, как компания ещё год назад официально заявила о свертывании своей деятельности в Казахстане, её владельцы и гаранты отказываются вернуть взятый кредит?

Вот что по поводу этой ситуации говорит Казком:

"К сожалению, менеджмент компании не смог реализовать бизнес-план, заявленный в банк при получении кредита. С 2008 года заемщик начал допускать просрочки по погашению задолженности. Принимая во внимание общее падение объемов продаж на розничном рынке и снижение потребительского спроса, менеджменту, акционерам и гарантам была предоставлена возможность выправить ситуацию, включая продление льготного периода. Тем не менее, заемщик не смог выйти на уровень рентабельности, необходимый для обслуживания долга. Поэтому, в связи с длительным неисполнением заемщиками своих обязательств, банк, действуя в интересах вкладчиков, вынужден был выставить требование к заемщикам и гарантам о выплате задолженности и начать претензионно-исковые мероприятия в соответствии с действующим законодательством"

Дополнение:

Справка о АО "Группа компаний "Resmi" от Казкоммербанка: чистая консолидированная прибыль компании за 2010 год составила 1,3 млрд тенге. «В портфеле инвестиций группы компаний Resmi - Накопительный пенсионный фонд "Республика", лидирующая в Средней Азии компания по производству и дистрибуции напитков и продуктов питания - RG Brands, одна из ведущих в Казахстане инвестиционных компаний - АО "Инвестиционный финансовый дом "Resmi", а также девелоперская компания "Иннова Инвестмент"».

Суммируя расследования с SM-Market, Арзан, 7Я можно сделать несколько выводов:

У нас любят озвучивать красивые планы на будущее, но подготовка и реализация бизнес-планов при этом оставляет желать лучшего. Выделенное финансирование расходуется не рационально. Ритейлеры не брезгуют обманывать и некорректно работать с поставщиками. Когда приходит время платить по счетам владельцы прячут голову в песок, сбрасывая с себя вину за крах сети на государство, мировой кризис, погодные условия, на что угодно, кроме своего менеджмента.

   
0