Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
5
12:20, 11 июля 2011

Железная пята

Итак, 5 казахстанских фильмов, которые составляют мой субъективный рейтинг лучшего отечественного кино.

Blog post image«Лютый», «Казахфильм», 1973 г. Режиссер Толомуш Океев

Великий фильм. Великий режиссер. Рассказывают, что когда Океев входил в столовую Союза Кинематографистов СССР в Москве, все, независимо от рангов и регалий, вставали. Я бы тоже встал.

«Лютый» - кинопереложение произведения Мухтара Аузова «Серый лютый» про волчонка, которого приютил маленький мальчик. Как и любая удачная «экранизация», это совершенно самостоятельная история, имеющая с литературным прототипом лишь внешнее сходство. Путь волка Коксерека у Океева уходит на второй фронт. Главное – трагедия сироты Курмаша, который, не найдя среди людей тепла и любви, пытается приручить такого же беспомощного и одинокого, как он сам, волчонка. Курмаш думает, что добром и лаской сможет изменить природу звереныша. Но солнце нельзя найти в подземелье. Его там можно лишь выдумать.

«Лютый» рвет душу в клочья. Я смотрел его три раза с приличными перерывами по времени, и три раза еле сдерживал комок, подступивший к горлу. Картина с громадным гуманистическим зарядом. Если есть фильмы, которые поменяли меня в лучшую сторону, то «Лютый» - первый среди них.

«Кыз-жибек», «Казахфильм», 1970 г. Режиссер Султан Ходжиков.

Не верьте тем, кто говорит, что это фильм о любви. Это фильм о том, что в нашей жизни любви места нет.

Ни оплеванный в финале Бекежан, ни взлетающие под великолепную музыку Тлендиева лебеди, ни сложившийся имидж фильма как «поэмы о великом чувстве» не могут изменить главного: здесь погибают не только влюбленные. Вместе с ними трагически уходят из жизни искренность, честность, бескорыстность и доброта.

В эпосе, как известно, Кыз-жибек выходит замуж за брата Тулегена. Ходжиков изменил сюжет, переиначив смысл легенды. Вместо идеи о неизбежности продолжения жизни возникла мысль о том, что иногда продолжение жизни – всего лишь пролонгация человеческого эгоизма и равнодушия. Обычно они подчиняют себе все вокруг, но с Тулегеном и Кыз-Жибек вышла осечка. Влюбленные вдруг начали жаждать, чтобы народом правили взаимопонимание, мир, любовь и красота.

А народом всегда правят люди. И не самые лучшие.

«Тревожное утро», «Казахфильм», 1976 г. Режиссер Абулла Карсакбаев.

У этого фильма была примерно такая же судьба, как у «Чистого неба» Чухрая. То есть режиссер взялся снимать еще один пропагандисткий краснознаменный кино-уголок (то есть так думали заказчики ), а сделал мощную шекспировскую драму. Герой «Тревожного утра», прообразом которого был Токаш Бокин, в зените картины мимикрирует от ретивого служаки национальности «красный командир» в сына собственного народа.

Он осознает, что связке «советская власть-басмачи-благо народа» ударение поставить не так просто, как ему казалось раньше. Старые идеалы рассыпаются, новых уже никогда не будет, потому что идеала в этой жизни в принципе нет. Все, во что он верил, умерло. А сам он еще жив. Что может быть хуже?

«Тревожное утро» - это не только фильм. Это гражданский поступок большого человека и великолепного режиссера.

«Выстрел на перевале Караш», «Казахфильм» 1969 г. Режиссер Болот Шамшиев.

Еще один фильм по мотивам произведения Мухтара Ауэзова. Замечательная исследование отношений власти и народа. Универсальная тема – продажа земли, на которой захоронены предки. Есть у киргизских режиссеров некая звенящая искренность, которая впивается крючком где-то в области сердца, и остается там на всю оставшуюся  жизнь. В отличие от западной рассудочности и русской загадочности, киргизский наив моментально обнажает характеры героев.

В «Выстрела на перевале Караш» ничего не надо додумывать – все предельно ясно. И все предельно точно, как тот самый выстрел, вынесенный в название. Если ты продал кого-то, всегда найдется тот, кто продаст и тебя. А цена... Цена не важна, если ты принципиально вступил в этот  торг.

«Бахытжамал», «Братья Шорты», 2008 г. Режиссер Адильхан Ержанов

У Адильхана, выпускника Жургеновки, в активе уже куча как короткометражек, так и полнометражных картин: «Братья Шорты», «Про Дарика», «Автопортрет», «Продавец дисков», «Каратас»… Сейчас он снял на «Казахфильме» свой новый фильм «Риелторы» - очень нестандартный и мощный фильм.

Но «Бахытжамал» я люблю больше. Именно люблю — здесь нет примеси рассудочности. Похоже, эта картина проникла мне в сердце, минуя разум.

«Бахытжамал» - это история пациента психиатрической лечебницы Кубыча, который сбежал из больницы, чтобы встретиться с девушкой. Ее, понятно, зовут Бахытжамал. Она сказала парню, что будет ждать его ровно в пять в субботу возле своего дома (похожий мотив есть в китановских «Куклах»), и парень пришел. Правда, с той поры прошло уже десять лет, но ведь в субботу по-прежнему бывает пять часов?

Несмотря на то, что с технической стороны «Бахытжамал» - практически полный брак, это удивительная лента.  Она о такой любви, что считается сумасшествием, но разве настоящая любовь может быть чем-то другим? Любовь, может быть, лишила Кубыча рассудка, но она дала ему гораздо больше. А именно – возможность остаться самим собой. Даже десять лет спустя. Я пересматриваю «Бахытжамал» чаще, чем все остальные фильмы.

Кстати, нашел его на киви

 

5