Yvision.kzYvision.kz
kk
Popcorn
Popcorn
Popcorn
3 932 постов66 подписчиков
Это проект о хорошем, качественном кино
0
13:18, 05 июля 2011

Древо жизни / The Tree of Life (2011)

«Отец. Мать. Вы все время боретесь внутри меня. И так будет всегда.»

Джек

Blog post imageМаленький Джек один из трех братьев, и самый старший. У него самая обычная семья — отец, бывший офицер, работающий на заводе, и мать — скромная домохозяйка. Взрослея, Джек меняется как и любой человек, а мать и отец — уже не такие авторитеты какими казались раньше, когда он, хлопая ресницами, смотрел на расстилающийся перед ним огромный мир.

Отец учил своих детей эгоистичной закалке, для того, что бы вступив в жизнь они не только не падали, но даже не повторяли его ошибок, а мать учила добродетели, стараясь чтобы сыновья держались друг друга. Однако дети взрослеют быстрее, чем способны понять все то, что старались вложить в них родители, и каждый из них — сам хозяин своей судьбы.

***

Blog post imageБольше полугода ожиданий и вот, к моему нескромному удивлению, это кино все-таки решили прокатать в местном кинотеатре. Людей пошло на сеанс даже меньше, чем я ожидал — пожилая чета, и две влюбленные парочки, которые подозрительно затихли минут через пятнадцать после начала. Их можно понять — билетерша сказала что в этом фильме снимается Брэд Питт, однако она была не в курсе, что Брэд там не махал руками демонстрируя чуть обмякшие после «Трои» бицепсы, а напялив очки, со взглядом в котором читается вся боль пропущенной между пальцев жизнью, пытается воспитывать своих детей и ходит в церковь.

Режиссера Терренса Малика сложно упрекнуть в манипуляции зрителем — его фильмы выходят настолько редко, что киномир успевает забыть кто это вообще такой. Снимая едва ли не раз в десятилетие, Малик вкладывает в свои полотна столько личного, что порой, стороннему зрителю, кажется это издевкой — мол, ну зачем столько «лишних» сцен в драме?

К чему столько философии и длиннот в «Тонкой красной линии», которой очень не повезло выйти одновременно с «Рядовым Райаном» от мастодонта Спилберга?

Blog post imageМалик не идет по легкому пути простого показа средней американской семьи — он идет гораздо дальше, пытаясь проникнуть в самую суть вещей, фундаментальных вещей — о мироздании, боге, бытия. Невероятные кадры эволюции, бактерий, и совершенно потрясшие меня на огромном экране звездные системы, туманности и галактики — это не «лишнее». Это создано для внимательного, не зевающего зрителя на определенный эмоциональный настрой. Не нужно стараться разложить всю ленту по полочкам — она не так сложна, как может показаться, и одновременно не так проста, чтобы это сделать не потеряв главного вложения режиссера. Этот фильм — чистая притча. Симфония души и экранизация полета мысли выросшего Джека, который, оглядываясь в прошлое понимает, что он не отличается от своих родителей, а все те проблемы и желания, теперь кажутся постыдными.

Сложно дать форму сумбурной, не материалистичной ностальгии, которая кружится в голове подобно туману, сквозь который чуть видны силуэты своего детства, и фильм об этих вещах — незримых, к которым уже нельзя прикоснуться, и все что остается от них — просто память и ассоциации. Звуки воды, шелест травы, слепящее через ветки солнце, голоса родителей, шуршание платья матери, которая хлопочет по домашним делам или убаюкивает младшего.

Blog post imageМне понравилось это кино. Не настолько, чтобы восторгаться талантом режиссера и назвать фильм гениальным, но вряд ли Малик хотел именно этого. Кино у него всегда было не особенно мейнстримовое, несмотря на вес занятых в нем звезд Голливуда, для которых снятся у него — все равно что модели выйти из привычной суеты бесконечных фотосессий, а клерку из мегаполиса выехать на пустынную проселочную дорогу и вздохнуть полной грудью запах полей, простирающихся до горизонта, который не скрыт за забором небоскребов.

Можно простить Малику излишнюю затянутость показа природной красоты за сцену, когда у отца в глазах читается самое настоящее благоговение перед чудом рождения своего первенца, когда он трогает его маленькие ножки.

Можно простить слишком размеренное и размазанное повествование только за одну сцену, когда отец, держа совсем маленького Джека за руки, учит его ходить.

Можно простить длинный и неторопливый хронометраж за одну сцену, когда мать достает из коробки деревянных зверей и называет их, а юный Джек, с чистой душой всего своего существа, за ней повторяет.

Это хорошее кино, чистая поэзия, но понравится оно не всем. А Брэд Питт, Шон Пенн, и другие актеры сделали немало, помимо показа своего дарования лицедействовать, что снялись в нем. Если бы не они — вряд ли оно вообще бы увидело свет.

Blog post image

0