Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
1
03:50, 20 июня 2011

Опять же о проблеме Интеллекта и о том, как сделать наше образование интеллектуальнее на выходе

Platon.kz /Сабир Ошакбаевич/ - В Ежегодных Посланиях, Инициативах и Проектах Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева много внимания и заботы уделяется формированию , воспитанию и развитию всё более активного, интеллектуального и культурного Человека и Подрастающего Поколения. Действительно, жизнь ставит перед нами всё новые и новые задачи и проблемы. И порой человеческий фактор имеет решающее значение, очень нужны конкурентоспособные, целеустремлённые и высокоинтеллектуальные люди.

Если всю нашу образовательную машину рассматреть абстрактно, т е вход-системный блок- выход (компьютер, как вы догадались). В реальности, так оно и есть. На входе – человек, ещё не «образованный», на выходе – он же, но уже как-то «образованный». Большое значение имеет КАК-ТО. Для этого КАК-ТО и существуют учебные программы и их направленность.

Условно разобьём наше образование на два этапа: школьный и вузовский. Хотя  те, кто в авангарде, учатся всю жизнь, не обращая внимания на этапы.

Главными целями первого этапа образования (школьного) всегда и везде правильным считалось:

- грамотность, т е умение писать, читать, доходчиво пересказывать услышанное, увиденное и прочитанное;

- овладение некоторым минимальным обьёмом ЗУН (знаний, умений и навыков) по предметам;

- научить навыкам самостоятельной работы, т е умению самостоятельно добывать знания из книг и других источников, умению разобраться в море литературы и подобрать то, что будет наиболее эффективно;

- всестороннее развитие личности, но в погоне за этим не потерять личность и не загубить индивидуальность (как у врачей, не навреди), а развить в первую очередь природные задатки, а также привить личности новые полезные и украшающие её качества и свойства.

Что надо делать для этого? О, работы здесь непочатый край!

1. Содержание учебных программ должно быть пересмотрено. К примеру, есть в математике раздел, называемый тригонометрией. В будущем выпускникам школ он мало кому пригодится, но в школе он изучается дотошно и порой бестолково. Почему бы не акцентировать внимание на изучении и осмыслении идей и непродолжительно погружаться в дебри для того, чтобы эти же идеи глубже понять. Вообще идейному обучению порой не уделяется должного внимания. Содержание учебных программ надо подчинить следующей цели – формирование и развитие способностей учащихся и соответственно необходимо пересмотреть содержание учебных программ.

2. В связи с вышесказанным придётся пересмотреть и количество учебных часов по отдельным предметам и открыть большее количество профильных классов, т е больше доверять многопрофильным школам.

3. Учебники должны быть написаны так, чтобы учили думать. Я – учитель математики и информатики. Нельзя писать учебники математики и информатики как учебники истории. Можно написать историю Египта, а прошло несколько столетий и история другой цивилизации – Римской Империи, уже независима от той (Египетской), что несколько столетий ранее. В математике взаимосвязь прослеживается всегда, присутствие внутренней логики очевидно. Одним из главных моментов здесь является правильное и глубокое усвоение новых понятий. Например, обьясняя строение и логику тригонометрического круга, хороший учитель всегда будет обосновывать, ссылаясь на то, как в прямоугольном треугольнике впервые определили тригонометрические функции острого угла ранее, подобие треугольников, развивать мысль и взаимосвязь будет понятна и видна. Учащийся усвоит новое понятие (тригонометрический круг) только тогда, когда поймёт всё это. Другого пути нет. Учителю важно акцентировать свою работу на понимании учащимися хода математических рассуждений. Необходимо подкрасться к введению нового понятия через достаточное количество реальных примеров. И тогда порой абстрактное определение нового понятия будет принято, т е понято. Потом и дальше нужно продолжать его иллюстрировать примерами. При таком подходе будут наверняка лучше усвоены свойства, теоремы и главное ученики будут продуктивнее применять свои знания, т е решать задачи. Разумеется, решать задачи надо по принципу постепенного усложнения. Не в обиду учителям других предметов, но я считаю, что математика и программирование в информатике в наибольшей степени развивают аналитический интеллект (по теории Роберта Стернберга) человека, чем другие предметы. Во всём этом помощником учителя является хороший учебник – тот, где всё это подробно написано доступным языком со ссылками на используемые и данные ранее знания и глоссарием. Подробнее и для того, чтобы ученик пропустивший урок мог бы и сам попробовать разобраться, т е  развивается самостоятельность овладения знаниями. Значит и учебники по математике должны стать обьёмнее. Обьёмнее они должны стать и по причине того, что задач разных и по всем направлениям должно быть больше. Включать развивающие мышление задачи не так как сейчас, т е бессистемно, а по темам, т е с предварительным обьяснением теории и принципов в том же духе, как я писал выше. А лучше их выделить в отдельный обязательный предмет и назвать его например логикой. Необходимость в нём назрела давно. Он будет хотя бы противовесом зубрению, заполонившему наши школьные аудитории. И будет эдакой первой весенней ласточкой в переориентации школ на интеллектуальные рельсы. Потом право выбора учебника и задач можно предоставить самому учителю. Сверху ему нужно спустить только содержание учебной программы. Ведь не секрет, что многие учителя работают по тем учебникам, которые они вполне обьективно считают лучшими и апробированными, а не по тем, которые им навязывают чиновники. Конкуренция учебников должна быть свободной.

4. Опять же предметы, имеющие огромную интеллектуальную нагрузку, необходимо изучать в небольшой по количеству и дифференцированной по уровню развития и психологическим особенностям аудитории. В этом нет дискриминации. Ведь кому-то надо обьяснять сложные вещи медленно и несколько раз, а другому достаточно и быстрее, и один раз. Развитие интеллекта – вещь весьма и весьма индивидуальная. Математику, программирование и логику я отношу именно к таким предметам.

5. Надо поднять статус учителя. Во время урока по интеллектуально нагруженным предметам в классе должны присутствовать два человека: один (учитель), который полностью сосредотачивается на преподнесении учебного материала и ходе урока, второй (воспитатель) – он ежедневно отслеживает моральное и душевное состояние учащихся, следит за дисциплиной и порядком. Уважение к учителю заключается и в оплате его труда. Если хотите поднять качество человеческого потенциала, то соответственно платите. Учитель делает очень важное дело и он заслуживает достойной оплаты. Сравните оплату труда учителей РК с учителями успешных стран, она отличается в десятки раз. Разве может прозябающий человек, у которого нет крова, или который львиную долю своего заработка отдаёт за кредиты и так далее, быть свободным и нести в массы свет и полностью сосредоточиться на своих обязанностях?  Япония и Германия, страны, проигравшие вторую мировую войну, возродились из пепла не столько потому что получилиинвестиции от США, как страны, имевшие тот же политический строй что и Штаты, а потому что необходимую часть этих же инвестиций вложили в образование.

http://platon.kz/articles/3703-intellekt-ent.html

   
1
283
0