Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
01:37, 02 июня 2011

Влияние современного голливудского кино на духовную ситуацию в России

Диссертация России - Актуальность настоящей работы обусловлена следующими факторами, приведенными ниже.

Международные отношения и внешняя политика на рубеже XX-XXI веков находятся на качественно отличном от предыдущих и принципиально новом этапе. Вестфальская система, основанная на суверенитете государств и просуществовавшая с различными модификациями несколько веков, подвергается эрозии. Центр тяжести внешнеполитического влияния перемещается с глав государств и дипломатических ведомств на других «действующих лиц» - «акторов» международных отношений, как то: транснациональные корпорации, неправительственные организации, национальные бюрократии, малый и средний бизнес, регионы и муниципалитеты, глобальные и региональные межправительственные организации, частные лица1.

Это отражает общую тенденцию к демократизации институтов власти, ослабление репрессивных механизмов государства, плюралистический подход к решению международных проблем. Несмотря на то, что «конец истории», предсказанный Фукуямой2, «отказывается» наступать - в демократизирующемся мире остаются огромные анклавы тирании, на смену старым рискам международной безопасности приходят новые, внешние угрозы сменяются внутренними3 - в целом ощущение если не «конца», то перелома истории характерно для ситуации 1990-х годов. Следует также отметить, что эти настроения наложились на традиционное для календарного перевала веков ощущение fin de siecle4.

В подобной ситуации, поскольку самый характер международных отношений и внешней политики стал глобальным, представляется критически важным, учитывая механизмы именно массового сознания, проанализировать, что же оказывает влияние на формирование общественного мнения, консенсуса политических элит и принятие решений в интересующей нас области.

В своей книге «Духовная ситуация времени» христианский экзистенциалист Карл Ясперс писал: «Человек - существо, которое не только есть, но и знает, что оно

есть»5, и далее: «человек - это дух, ситуация подлинного человека - его духовная ситуация» . И хотя, конечно же, единой ситуации для людей одного времени не существует, историческое время нолифонично и многогранно, все-таки можно с известной долей уверенности утверждать, что существуют определенные архетипы и стереотипы общественного сознания, дающие духовный срез времени и создающие «дух времени» (Zeitgeist), и что современный кинематограф США, известный как «голливудское кино», проникнув в современный российский быт, речь, сознание, поведение, стало одной из граней этого времени, одной из основ общей духовной ситуации, то есть парадигмы нематериальных характеристик, описывающей интересующий нас период Здесь представляется уместной цитата из крупнейшего немецкого философа, социолога и музыковеда Теодора Адорно, относящаяся к социологии музыки, поскольку речь в ней идет о соответствующих рядах культуры, а не о специфике искусства: «Общество - это совокупность всех людей, как слушающих, так и не слушающих музыку, но все же именно объективные структурные свойства музыки предопределяют реакции слушателей» . Что касается именно голливудского - то есть, массового кино, то здесь уже как нельзя лучше подойдет другой пассаж из немецкого философа и культуролога: «...не следует упрямо отрицать того специфического качества evergreen oB, на котором, кстати, легкая музыка основывает свои претензии на выражение духа времени. Это качество стоит искать в том парадоксе, который достигается ими именно в том, что им удается выразить нечто конкретное и специфичное с помощью совершенно изношенного нивелированного материала. В таких сочинениях язык шлягеров стал уже второй натурой, так что допускает даже спонтанность, свежую мысль, непосредственность. Фетишизация, начавшаяся, само собой, в Америке, иногда непроизвольно Ш превращается в подобие гуманности и человеческой близости, и это не только

видимость».8 Таким образом, исследование этой фетишизации имеет большое значение для понимания механизмов влияния одной страны на другую или одного • общества на другое в современной мировой политике.

В последние десятилетия основным партнёром/оппонентом России - как в политике, так и в культуре - стали США. Америка9 для России есть почти что воплощение образа «Другого», отталкиваясь от которого Россия творит свой новый облик1. Если большую часть XIX века подобную роль играла Франция, а в конце века Великобритания, персонифицировавшие для России всю остальную Европу, то с середины ХХ-го в. «другой» западный мир, пугающий и манящий, олицетворяют для граждан России уже США. Примечательно, что участники знаменитого соглашения в Беловежской Пуще первым делом позвонили Джорджу Бушу-старшему - президенту США, чтобы сообщить ему о принятом решении денонсировать договор о создании СССР и заручиться поддержкой американского президента. Схожая ситуация наблюдалась в последнее время в ходе «цветных революций» в Сербии, Грузии и Украине, где лидерами оппозиции активно обыгрывался сюжет борьбы с коррумпированным режимом и новых приоритетов для этих стран в виде сближения с США и вхождения в «новую Европу», где США доминируют и конкурируют со старыми европейскими лидерами - Германией и Францией.

В современной, как отечественной, так и зарубежной научной литературе часто встречаются утверждения, что новая российская идеология строится на ксенофобии и отрицании Запада.10 Дело в том, что Россия, при всех реверансах в сторону ее особой миссии, не мыслит себя вне западной цивилизации и является ее составной частью. Наиболее этнически близкие России славянские страны Украина, Польша -исторически и политически суть часть Европы, и только Белоруссия находится в межеумочном «замороженном» состоянии полуизоляции. И Россия, несмотря на ее азиатские просторы, никак не может считаться азиатской страной. При всей национальной специфике Россия уже относится к типу «фаустовской культуры»13 (термин Освальда Шпенглера), то есть европейской в широком смысле -трансатлантической цивилизации. Поэтому США - недавний противник по «холодной войне», лидер мировой политики и «форпост» капитализма во всех его проявлениях

от свободы слова и предпринимательства до политкорректное™ и апологии индивидуализма - логично воспринимается в России основным конкурентом и партнером но «геополитической игре».

Двусторонние политические и экономические отношения России и США в 1990-е годы представляют собой тему для отдельного исследования и изучены достаточно детально в российской научной литературе. Эти отношения можно разделить па несколько этапов . Первый этап «романтических отношений» между Россией и США - 1991-1993 - можно назвать периодом упущенных возможностей. Закончился этот период выборами в России более националистической Думы в декабре 1993 года и актуализацией продвижения НАТО на восток. Второй этап - 1994 - 1997 - время утраченных иллюзий в свете кажущейся неразрешимой проблемы продвижения НАТО на восток и вооруженного конфликта в Боснии часто описывался как ситуация «холодного мира», как впервые сформулировал Б.Н.Ельцин на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в декабре 1994г. Третий этап с 1997 по 1999 годы характеризовался ростом антизападных настроений в России и включал в себя операцию НАТО в Косово и бомбардировки Сербии, премьерство Е.М.Примакова с его знаменитым разворотом самолета, резкий, но кратковременный рост антиамериканских настроений в политической элите и широких слоях населения России и осуждение действий США в разных уголках мира, прежде всего в Европе. Четвертый «прагматичный» этап отношений между Россией и США начался с уходом в отставку Б.Н.Ельцина и избранием в марте 2000 г. на пост президента России В.В.Путина15. В недавнее время, на рубеже ХХ-го и ХХ1-го веков отношения России и США двух стран описываются как «ассиметричная взаимозависимость» 6. Россия находится «внутри» сети американских партнерств и, хотя стремление России к трансформации современной мононолярной структуры международных отношений в многополярную и вытекающая отсюда позиция по этому вопросу «мягче китайской, но энергичней западноевропейской»17, достигнут консенсус по продолжению диалога, отказу от противостояния, «согласию с несогласием» (agree to disagree) и

приливообразным повторным обсуждениям спорных моментов. Интенсифицировались двусторонние контакты18, включающие в себя регулярные саммиты, расширение торгового и энергетического сотрудничества, рост американских инвестиций в российскую экономику.

Специалистами по международным отношениям отмечается рост влияния глобализации на российско-американские отношения, особенно после 11 сентября 2001, когда весь мир осознал масштаб новой мировой угрозы - международного терроризма. Старый раздел мира по линии Восток-Запад окончательно отошел на второй план, уступив место новому - по линии Север-Юг. В 2001 г. 69% россиян поддерживают сближение между Россией и США19. За исключением моментов крайней международной напряженности (американские бомбардировки Сербии), большинство россиян высказывается за сближение с Западом .

В этом контексте важно рассматривать все аспекты взаимоотношений двух сторон, включая культурные, а именно кинообмены.

Искусство, как правило, питается Идеей в широком смысле слова со всеми идеологическими обертонами. Пропагандистская роль киноискусства общеизвестна. Ослабление цензуры, включая киноцензуру, позволило приблизить конец Советского Союза; процесс кинообмена между странами и культурами безусловно относится к области международных отношений и внешней политики этих стран.

Бывший советник по национальной безопасности Президента США Збигнев Бжезинский обрисовал эту ситуацию следующим образом: «Более того, даже среди коммунистических руководителей возникла широкая тенденция к философскому экуменизму, в чем-то напоминающему то, что проявилось в последние годы в организованной религии. Хороший пример такого «релятивистского мышления» -растущая склонность советских комментаторов признавать, что построение коммунизма в Советском Союзе включало в себя догматические искажения, которые лишают советский опыт универсальной ценности. Интеллектуальный прагматизм и синкретизм могут быть ... свидетельством повышенной терпимости, но существуют также доказательства растущего догматического - или религиозного

безразличия. Подобное безразличие есть первая фаза перехода от прогрессивного абсолютизма к релятивизму, от догмы к простому мнению. Этот переход есть конец коммунизма»21.

Пожалуй, ничто так не экземплифицирует культурное влияние США на нашу, равно как и многие другие страны, как экспансия Голливуда, которая является последовательным широким процессом22. Во время Второй мировой войны голливудские режиссеры и актеры в массовом порядке работали «на армию» . Однако и в мирное время основной корпус голливудских фильмов обладает ясно выраженной идеологией, которая будет подробно рассмотрена ниже. На современном этапе США фактически находятся в состоянии войны, что обязательным образом отражается на кинематографических тенденциях Голливуда.

0
455
0