Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
07:50, 26 мая 2011

Социальная сотовая связь

Дороговизна  услуг   сотовой  связи  в  Казахстане  известна каждому.   Доминирование  долгосрочного характера  на рынке  тандема   крупных  сотовых  игроков  диктующих  цены потребителю  стало  уже, считаю, откровенно неприличным.  Возможно,  приход  кампании   Теле-2  изменит  ситуацию  в  секторе  сотовых  операторов в лучшую сторону.

К сожалению, государственные органы, СМИ, отдельные  пользователи видят  проблему  односторонне, только  в аспекте  завышенных  цен  на  связь.  Дело  в  другом,  в социальном  аспекте.  Проникновение сотовой связи  уже превысило  уровень стационарной телефонной,  обеспеченность сотовой  связью, считаю,  уверенно приближается  к  90% показателю.  Сейчас  это услуга  обыденного свойства в отличие от  90 –х  годов, когда  она  была люксовой, элитарной.

Теперь у нее, считаю, социальный, общественно востребованный  характер, нежели  просто персонально-коммуникативный.

Казахстанцы  почти  не  заметили, как  с улиц  постепенно пропали  старые телефоны-автоматы с  двухкопеечными приемниками, затем стали сокращаться  их  потомки - таксофоны.   А надобность в срочной  телефонной связи  осталась, просто ее на себя  взяли сотовые телефоны.

Грабежи, разбойные нападения, избиения и  хулиганские действия  не исчезли с  улиц  казахстанских городов.   Случайные свидетели или жертвы преступлений,  уверен, по прежнему ежедневно  набирают  112  вместо привычных 02.   Этим спасаются  чьи-то   здоровье,  жизнь, имущество.  «Раскрытие  по горячим следам», поимка преступников  становятся возможными, если  во время или сразу  после  преступления   позвонили, сообщили место преступления и приметы  преступников.   Для  этого  неважно,  с какого телефона звонят, со старенького потертого  или роскошного  смартфона.

Сколько пожаров было  вовремя  потушено, скольким не дали разрастись  благодаря  маленьким сотовым  аппаратам известных и скромных марок, вовремя оказавшимся под рукой.  Об этом известно, пожалуй, только самим  пожарным.

Пожилые  люди  с  проблемами  здоровья, благодаря  «соткам», подаренными  детьми и внуками  в любой  момент  могут  позвонить в  скорую помощь,  родственникам, если вдруг  «прихватило» на улице и нет сил  идти.   Оперативно  оказанная помощь, когда речь идет  о минутах -  при инфаркте, инсульте  спасает жизнь, позволяет  быстрее провести реабилитацию.

Школьники с сотовыми телефонами  стали больше  контролируемы родителями, что в какой-то мере  снижает  преступность  несовершеннолетних и   преступные действия  в отношении их самих  за счет  родительской   профилактики.  Бабушка, мать  тоже  всегда  могут  позвонить своему  чаду в  школе, на улице   на  его сотовый телефон.

Целый  ряд  систем  охраны  используют  сотовые  телефоны  для  отправки  сигналов  о незаконном  проникновении в дом, квартиру, возгорании.   Это вносит определенный  вклад в снижение преступности, предупреждение пожаров.

Сотовая  связь, уверен,   повседневно  используется  в армии, полиции, МЧС,  дополняя  транковые рации, улучшая  защиту  казахстанского общества от различных угроз.

Все  это выводит  сотовую связь  в  разряд   социальных товаров, наряду  с  лекарствами  и   хлебом, в  неотъемлемую  часть  потребительской  корзины, такую  же ценную  для  человека  как  питание и одежда.  Завышенные  цены  на  сотовую связь,  таким образом,  являются  не  просто  отказом от социальной  ответственности бизнеса, а   отрицанием  самих   социальных  ценностей  общества.  Пожилая  бабушка,  находясь на даче, почувствовав боль в сердце,  не смогла дозвониться  своим родным из-за  быстро  закончившегося  баланса.   Закончившиеся  единицы  у школьника, попавшего  под машину,   уходят с  надеждой  на помощь  родителей, которые  помогут, спасут.   Замерзающий  за городом в застывающей  машине  автолюбитель, раненый  и ограбленный  прохожий  не успевают  проговорить свое  точное местонахождение  до  исчерпания  счета.   Это, считаю,  корпоративный   оскал  компаний  с  дорогой  сотовой связью, зарабатывающих  сверхприбыли для  своих акционеров.

К тому же  угроза чрезвычайных ситуаций  оказалась реальной  в некоторых регионах нашей  страны.  Для   снижения ее последствий  пора переходить  к современным  средствам связи и методам оповещения.   Здесь доступная  сотовая   связь способна помочь.   Недорогой  сотовый  аппарат с надежной связью,  с минимумом функций, чтобы  «растянуть» подольше аккумулятор, с прорезиненным, противоударным  корпусом.  Это то, что должно быть в каждом  «чрезвычайном чемоданчике», вместе с документами и ценностями и у  каждого члена семьи, чтобы  не потерять друг друга  при попадании в больницы, выезде из города, в  людных  местах.

Наша  система  чрезвычайного оповещения  не  пересматривалась  с  советского  времени.  Проводное  радио  уже не играет такой  роли как  в СССР, так  как у многих в квартирах  данные точки  ликвидированы, где-то  закрыты сами станции.  Телевидение  в условиях,  когда  население покидает дома или  нет  электричества тоже  как  источник  не дает  полного покрытия.

Широкий  охват  населения  сотовой связью дает   возможности  для  реализации  мер по  предупреждению перед  стихийным бедствием,  оповещению населения  в  чрезвычайных ситуациях в первые, самые важные  часы,  дни.  Это  землетрясения, сели,  масштабные  наводнения и  пожары.   Опять же через  сотового оператора можно  оперативно  информировать людей  о ситуации  для  недопущения  паники, ложных слухов,  сообщать  о том, где находятся команды спасателей, машины эвакуации, пункты раздачи питьевой воды, продовольствия, лагеря временного жилья, места оказания  медицинской  помощи.

Однако все  это  необходимо «обкатывать»  заранее, с составлением планов, типовых текстов, с  проведением  учебных  и настоящих информирований, региональным группированием. Например, информировать население  о  штормовом предупреждении, чтобы  люди в различных регионах  привыкли получать достоверную информацию из  сотового телефона.   Согласно исследованиям  читаемость  смс-сообщений  достаточно высокая, более  95%  абонентов  их прочитывают.

На мой взгляд,  нужны изменения в  Закон  «О  связи в РК».  Оператор  с наиболее  низкими, социальными   ценами  должен  поддерживаться  государством, если не на уровне  содействия  развитию инфраструктуры, льготного налогообложения, то хотя  бы  мотивационно, морально, путем признания  заслуг, важности  компании.   Или  через  шаги по регулированию стоимости интерконнекта  иначе  усилия   одной компании  по снижению тарифов  в условиях  монополистического  окружения окажутся  тщетными.   Все - таки, считаю,  подавляющее большинство казахстанцев  от 25 до  65 лет   ждут от сотового оператора  недорогого и  надежного качества голосовой связи, нежели  реализации  возможностей 3или  4G.

Возможна  поддержка  социальных сотовых  операторов  через  содействие  национальных кампаний, в частности  «Казахтелеком», которому  принадлежат  таксофоны.   Вместо их ликвидации  возможно создание на их месте  ретрансляторов или   усилителей  сотового  сигнала  для  уверенного приема.   Тем более  размещение  таксофонов  велось   с учетом  максимальных людских потоков (центральные улицы, крупные  торговые центры, вход  у  больших  учреждений, узловые остановки).    Сами  прозрачные  колпаки  таксофонов   способны  быть рекламными носителями, если их  покраска  станет корпоративного  цвета  сотового оператора.

P.S. Мне, как юристу и депутату жаль, что компания  Теле-2  избрала в качестве  основной темы  продвижения   сюжетную линию  мафиозной  семьи,  хотя  для  молодежной  аудитории  обеспечено  попадание и узнаваемость  в  100%.  Тони Бонелли,  Дон  Бруто и  прочие  персонажи,  мне  кажется,  отрицательные   примеры  для  подражания.  Связь  красивой  жизни  и  организованной  преступности, на мой взгляд,  не  самая  лучшая  логическая связка  для  внедрения  в  сознание   молодежи.   У  некоторых  групп  казахстанского  населения  из  числа  предпринимателей, сельчан, самозанятых  ранее   торговавших  на рынках  такая  реклама  может вызвать отторжение.   Они  еще  могут  помнить  суровых  парней  в  спортивных костюмах  образца   90- годов.   Тем  более  клички  типа  «Дон», «Итальянец», «Отец», «Сицилиец», «Капо»  среди последних, тоже  поклонников  кино про  мафию наверняка  встречались.   Возможно,  социальные   ролики с опосредованной рекламой  Теле-2, размещение  в  казахстанских фильмах  через  prodact  placement  были  бы  более уместны  для  оператора  с доступной  и качественной  сотовой связью.

Мирхат Серикбаев

Депутат Павлодарского маслихата

Кандидат юридических наук.

0