Особенности развития речи и общения у детей с особыми образовательными потребностями требуют от специалистов применения разнообразных методик, направленных на формирование коммуникативной сферы.
Речь играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Но она не может быть использована особыми детьми в полной мере. Поэтому следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, которые могут способствовать развитию языковых способностей, расширить возможности общения и обучения детей.
Под невербальными средствами коммуникации обычно подразумевают различные средства, замещающие произносительную речь: мимику, жесты, пантомиму, язык танца, специальные средства.
Система алгоритмов (СА) относится к специальным средствам, приобретает особое значение в обучении детей с особыми образовательными потребностями, среди которых велик процент детей, не имеющих возможность использовать вербальную речь.
Алгоритм - это символический рисуночный знак.
Принципиальная особенность алгоритма, разработанного в центре «Кенес» заключается в том, что он на основе образа предметов формирует у ребенка понятия об определённых действиях (при использовании данной методики просим делать ссылку на авторство).
Алгоритм должен быть очень конкретным и простым для понимания и запоминания; предоставить возможность на первом этапе удовлетворять элементарные потребности. Желательно черно-белого цвета, рекомендуемый размер – 7 см/10см. На этапе объяснения можно использовать карточки более крупного размера (15см/20см), желательно ламинированные.
Использовать алгоритмы можно:
как средство временного общения, когда ребенок пока не говорит, но в перспективе может овладеть устной речью. В этом случае стоит задача - сохранить мотивацию и желание общаться;
как средство постоянного общения для ребёнка, не способного говорить и в будущем;
как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формирование элементарных представлений и понятий).
Роль алгоритмов в общении с детьми, у которых имеются особые образовательные потребности, очень значимы. С помощью алгоритма дети могут выразить свои потребности, могут спросить о чём-нибудь, могут усваивать различные действия с учетом техники безопасности.
При использовании алгоритмов дети меньше прибегают к активным формам протеста, таким как крик, побои, апатия. У них появляется возможность, общаться, выражать свои просьбы, состояния и влиять на отношения с другими. Понимание алгоритмов и овладение ими помогает нашим детям стать интересными в общении, формировать различные социальные навыки, приобретать друзей.