Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
12:42, 17 мая 2011

РинадТемирбеков: образование и молодежь - не те сферы, где можно экспериментировать

Blog post imageТемирбеков Ринад, исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии

NB: Ринад, Вы впервые участвовали в NBF. Ваши впечатления от форума?

Р.Т.: Темы, которые поднимались на форуме, актуальны во все времена – об этом никогда ни поздно и никогда ни мало говорить. Сейчас мы наблюдаем разнонаправленные процессы в области образования: одна группа вузов пытается повысить качество предоставляемых образовательных услуг и стать элитарными, а другая, большая часть, – к сожалению, демонстрирует падение качества, о чем свидетельствуют многочисленные замеры МОН и других институтов и наши собственные исследования. Поэтому то, что собрались представители абсолютно разных сфер, чтобы обсудить эти проблемы и выслушать друг друга, – уже хорошо.

Лично мне было интересно услышать многие, я бы сказал оригинальные идеи, касающиеся необходимости возрождать  духовные ценностные составляющие образования[1]. В целом поддерживая данное мнение, все же считаю, что относиться к этому стоит осторожно. Образование и молодежь – не те сферы, где можно экспериментировать, потому что исправлять результаты таких экспериментов потом будет сложно. Это сразу скажется на целых поколениях людей. Поэтому считаю, что подобные идеи должны постоянно обсуждаться, подвергаться экспертизе и общественной, и со стороны государства, методически апробироваться. Возможно, конкретно идеи, озвученные на NBF, могут быть несколько преждевременными, потому что снова не будет последовательности, так как, по сути, пока еще не сформулирована идеология самого государства, у нас идеологический вакуум. Процесс формирования национальной идеи, идеологии все еще идет, и он не скоро завершится. Поэтому к преобразованиям должен быть более прагматичный подход – в краткосрочной перспективе, прежде всего, надо решить проблему качества образования. Как можно сейчас говорить о поднятии духовности в вузах при таком разгуле коррупции в них? Представьте, какой результат даст попытка заложить в детях духовность, нравственность и мораль, если выходя из стен школы, они будут сталкиваться с прямо противоположными вещами? Поэтому тут должен быть системный комплексный подход, по сути, идеологией в таком ее понимании должно быть охвачено все общество, а образование – это лишь один из элементов.

Хорошо, что на вашей площадке начато обсуждение таких вопросов, но должна быть интеграция с другими площадками. И, конечно, надо продолжать эту работу – возможно, не от форума к форуму, а, например, на основе постоянно действующих семинаров, think-tank.

 

NB: Вы видите варианты решения проблем в образовании?

Р.Т.: Наши вузы должны выпускать специалистов, конкурентоспособных не только у себя в стране, но и в глобальном контексте, учитывая, что сейчас в Казахстане все больше международных компаний, выпускников западных вузов. Поэтому мы должны знать и понимать последние общемировые тенденции. Я убежден, что надо развивать местный потенциал образования – и не на словах, а на деле. Думаю, должна быть создана какая-то группа общественных экспертов – на это можно потратить деньги, время, силы, – которая бы по единому стандарту оценила все высшие учебные заведения. Причем  курировать ее должно Министерство образования, но только курировать, и такая группа будет эффективна, только если  сможет полноценно представлять население, студенчество, работодателей, общественный сектор. Ну а дальше, конечно, нужно принимать кардинальные меры: стоит пересмотреть, нужно ли нам такое количество сомнительных вузов.

Все проблемы образования упираются в проблему преподавателей –  коррумпированность, слабый профессиональный и творческий потенциал, методическая подготовленность. Все это сейчас полностью отдано на откуп вузам, которые не всегда способны и не всегда хотят инвестировать в решение вопроса.

 

NB: А Вы не думаете, что нам, по примеру большинства европейских стран, стоило бы перевести образование в государственную сферу и финансировать централизованно?

Р.Т.: Я вообще-то не сторонник крайних мер. На собственном опыте мы убедились, что отдельные частные вузы – если там хороший менеджер и хорошая команда  – порой оказываются более эффективны в сравнении с государственными. Они гибче, менее бюрократизированы, лучше понимают свою стратегию, рыночную среду, больше ориентируются на ее запросы.

И потом, чтобы ориентироваться на Европу и вообще на развитые страны, надо обеспечить такой статус преподавателя и научного работника, который обеспечен там. Да и во всем остальном тогда нужно ориентироваться на них. Гарвард и Стендфорд не имеют филиалов, а у нас в каком-нибудь поселке Сарыагаш пять филиалов алматинских вузов – какой у них может быть статус? Наши вузы давно перестали быть научными центрами, они, по сути, занимаются штамповкой и продажей дипломов в хорошем или плохом смысле этого слова. Когда иностранные партнеры спрашивают, куда в Казахстане  можно обратиться за научной экспертизой, нам нечего ответить – притом что на Западе такие вещи делаются именно в вузах и при вузах. А у нас всего лишь пять вузов из более чем 140 являются партнерами Национального инновационного фонда и Центра инжиниринга и трансферта технологий.

Прежде чем отдать вузы государству, оно сначала должно доказать свою способность обеспечить должное качество этих вузов, доказать, что у него есть компетентные кадры в министерстве и в управлении вузами. Сейчас даже формат оценки вузов министерством не выдерживает критики – он ориентирован на показатели типа «сколько в вузе преподавателей?», «сколько имеющих степень?», «сколько квадратных метров на одного студента?», «сколько в библиотеке книжек на одного студента» и т.д. Невозможно представить, чтобы западные вузы аккредитовывали по такому образцу! Даже вопросы трудоустройства у нас не контролируются должным образом, как правило, превращаясь в профанацию. Поэтому я не думаю, что простой перевод вузов в сферу госфинансирования решит проблему.

NB: Ринад, расскажите о проектах вашего фонда в области образования.

Р.Т.: Работа по образовательным проектам – один из наших приоритетов. На сегодня мы можем говорить о таких проектах, как создание магистратуры при Евразийском национальном университете, внедрение бизнес-программы совместно с Казахстанско-Американским свободным университетом в Усть-Каменогорске . Еще один интересный проект – по поддержке экологического туризма, который мы проводили с университетом «Туран» (открытие программы специализации). Был еще один интересный проект, когда мы, собрав группу экспертов, по заказу учредителя провели анализ деятельности одного из вузов и разработали конкретные рекомендации по его приближению к международным стандартам. Сейчас у нас большой проект с «Тенгизшевройл» и компанией «Шеврон» в области профтехобразования – разработка конкретной учебной программы по специальности, востребованной рынком, но не освоенной нашими ПТУ.

Во всех наших  работах мы придерживаемся следующей схемы: сначала определяем тему – как правило, в результате опросов экспертов, работодателей, других стейкхолдеров; путем проведения открытого конкурса находим иностранных партнеров; привлекаем спонсоров, для чего вырабатываем  четкий план и ясный механизм реализации идеи.

NB: Спасибо, Ринад. Успехов Вам и Вашей команде!

© National Business №84 (2011)


[1] Касается презентации «Политика образования 2020» научно-образовательного фонда  «Аспандау» (прим. NB).

0
445
0