Статья посвящена поиску ответа на вопрос: возможно ли партнерство между ключевыми участниками «ренессанса» – вузами, гражданскими институтами, бизнесом и государством. Участники гуманитарной секции NBF-2011 попытались расставить точки над «i» по основным блокам вопросов реформирования системы образования Казахстана.
Часть первая.
Форум прошел. Да здравствует форум!
Главной целью, поставленной нами на NBF-2011, была проработка идеи партнерства в модернизации системы образования в формате: а) горизонтальной консолидации гражданских институтов б) вертикальной консолидации этих институтов с вузами, Министерством образования, бизнесом. Мы убеждены в том, что только партнерский подход и выстраивание модели сотрудничества «снизу вверх» способны влить свежую кровь в устаревший морально и физически принцип взаимодействия вузов и министерства и едва ли не стать панацеей для спасения национальной системы образования.
Однако, как оказалось, мы немного поспешили с решениями, а задачи, вынесенные на форум, пожалуй, можно назвать несколько амбициозными, а где-то даже и преждевременными. Поэтому задуманная организаторами «фишка» в форме подписания меморандума о создании консорциума НПО и социально-ответственного бизнеса не получилась. Оказалось, что стороны принципиально не готовы к такому шагу. Но мы не склонны отчаиваться, понимая, что такие вещи не делаются наскоком, таящем потенциальную опасность формализма, столь присущего многим благим начинаниям в нашей стране. Заседание гуманитарной секции NBF нельзя назвать непродуктивным – оно позволило объективно проанализировать существующую ситуацию и выкристаллизовать и актуализировать существующие проблемы.
Итак, чем же запомнилась «гуманитарка» NBF-2011?
Во-первых, кругом обсуждаемых проблем – от узкопрофильных до очень масштабных по глубине и охвату. Все они на поверку оказались злободневными, актуальными и вызвали серьезные дебаты в экспертной аудитории. В серии нижеследующих кратких очерков мы попробуем донести до читателя все темы, поднятые в рамках форумного дня.
Во-вторых, составом участников. Считаем, что на форуме было максимально эффективное число представителей всех заинтересованных сторон – вузы, Министерство образования, гражданские институты, международные организации, отдельные авторитетные эксперты. Забыли мы, наверно, только о студентах – основных потребителях и бенефициарах модернизации системы образования. Но говоря об этом, следует отметить, что это был не столько недочет организаторов (хотя и он, без сомнения, тоже), сколько результат опасений, что вопросы, поднимаемые для обсуждения, пока слишком незрелы, а решения по ним, увы, еще не скоро выкристаллизуются в том виде, в каком их можно представить на рассмотрение молодой, но, со своей позиции, взыскательной студенческой аудитории. Заметим, однако, что, к сожалению, не все из приглашенных заинтересовались участием в гуманитарной секции форума. Увы, не было ожидаемого отклика от вузов (лишь единицы проявили интерес к диалогу – видимо не все считают нужным обсуждать проблемы образования в «непрофильной» аудитории), от государственных чиновников и народных избранников, многие общественные организации и эксперты тоже проигнорировали нашу инициативу. Поэтому мы с особой теплотой и благодарностью говорим о тех, кто пришел на форум, чтобы принять участие в диалоге и высказать свое мнение. Возможно, пришли именно те, кому было что сказать и вынести это на суд общественности.
Запомнились также противоречивость в подходах, разночтение во взглядах и порой абсолютно противоположное видение проблем. Что, впрочем, тоже хорошо – это свидетельствует, во-первых, о том, что люди пришли не просто «посидеть и послушать», а во-вторых – стало очевидно, что единого мнения по многим, даже требующим схожего суждения вопросам сейчас еще нет. Об этом было очень точно сказано Гульмирой Досмагамбетовой из Национальной школы государственной политики Академии госуправления.
Знаковым является и четко обозначившееся видение того, что даже к горизонтальной консолидации гражданские институты еще не готовы. Опять же, потому что говорят о разных вещах и на разных языках. Часто превалирует узость мышления – порой возникает ощущение аналогии с суфийской притчей о слепых и слоне. Немаловажно в этом ключе высказывание директора Ассоциации выпускников программы «Болашак» Жанны Тулегеновой: «Готовность к консолидации гражданского общества – сейчас самый сложный вопрос. Наш опыт показывает, что лидерами гражданских институтов зачастую движут личные амбиции и личный PR, что идет вразрез с самой идеей консолидации, при которой неизбежно поглощение». Другим моментом является то, что сами НПО не видят особых преимуществ такой консолидации – им не вполне ясно, какие выгоды они могут получить от взаимодействия друг с другом, и есть ли выгоды вообще. Все это снова говорит о том, что нужно создавать площадки для диалога, обмена мнениями, чтобы понять, в чем сейчас острый дефицит. И только потом появятся первые ростки подлинного партнерства, основанного на социальной контрибуции, а не на личных дружеских отношениях.
На форуме как бы выявились все недостающие для общего понимания проблемы детали, и пазл сложился. Стало ясно, что мы можем сделать со своей стороны. Проще говоря, мы поняли, что время действовать в формате конкретных мероприятий, возможно, еще не настало. Сегодня важнее не столько действовать, сколько проговаривать проблемы, для того чтобы вузам, государству, бизнесу, гражданскому обществу научиться поначалу говорить на одном языке для выработки сколько-нибудь общей идеологии и понимания тех явлений, которые стремительно и стихийно захлестнули образовательный процесс в нашей стране. А если в ходе обсуждений побочно возникнут идеи, проекты, консорциумы, программы – прекрасно, но это, пожалуй, не самоцель для нас…
Сегодняшнюю миссию NBF мы видим, скорее, в создании некоего диалогового пространства, способного пусть не консолидировать, но собирать экспертов и обсуждать проблемы, в понимании которых есть столько противоречий. Опять-таки плюрализм мнений тоже неплох, ведь истина рождается в споре.
Часть вторая.
Буйствующие, как в безумии
Вопрос участия гражданского общества в модернизации системы образования на сегодняшний день звучит даже еще более злободневно, чем в первые годы независимости. Тогда были азарт и запал по поводу переустройства мира, пусть хотя бы в самой локальной его области. Но прошли годы, а результат этой активности все еще не виден, и в ответ началась новая волна раздражения, усталости и апатии.
Однако проблема, как оказалось, состоит не в отсутствии гражданских институтов, их организационной или лоббистской слабости. Это все-таки удалось выстроить. Главное препятствие сейчас видится в том, что до сих пор очень мало ниш, инструментов, технологий, которые позволили бы гражданскому обществу полноценно участвовать в процессах модернизации. Более того – подобные инициативы часто намеренно тормозятся на разных уровнях. Показательным примером является общественная экспертиза учебников – кейс с красноречивым названием «Учебник как отражение процесса модернизации?» был представлен на форуме Жанар Джандосовой из Исследовательского центра «Сандж».
В течение 2010 года под руководством МОН РК функционировал Республиканский совет по рассмотрению результатов экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий, в состав которого вошел и центр «Сандж».
Однако эта отрадная по своей сути инициатива, к сожалению, оказалась во многом формальной, если не сказать бутафорской.
Свое выступление г-жа Джандосова начала с образного сравнения и посыла к Мишелю Фуко: «В древней китайской энциклопедии говорится, что животные подразделяются на: a) принадлежащих Императору b) бальзамированных c) прирученных d) молочных поросят e) сирен f) сказочных g) бродячих собак h) включенных в настоящую классификацию i) буйствующих, как в безумии k) неисчислимых l) нарисованных тонкой кисточкой из верблюжьей шерсти m) только что разбивших кувшин n) издалека кажущихся мухами. Вероятно, каждый из переписывавших эту энциклопедию добавлял в список что-то от себя, в результате чего он приобрел такой гротескный характер. Похоже, процесс написания и экспертизы учебников и пособий в нашей стране складывается по тому же принципу».
Со слов эксперта, сам процесс написания учебников выглядит весьма странно. МОН объявляет конкурс на создание учебников, в котором, по логике, должны участвовать авторы. Однако в силу того, что у последних, как правило, нет ни времени, ни денег, ни интереса, на конкурс «реагирует» издатель, который нанимает автора. Причем издатель руководствуется принципом «с наименьшими издержками», а потому авторами обычно выступают менее «капризные» в этом смысле ученые пенсионного возраста из соседних республик Центральной Азии, которые являются авторами практически всех наших учебников для средней школы. Далее учебником занимаются эксперты.
Жанар Джандосова: «На вопрос о том, почему она больше не является экспертом, одна моя знакомая, которая на протяжении двух лет была экспертом РНПЦ «Учебник», дала очень простой ответ: потому что я пишу отрицательные рецензии. Этим все сказано».
После этого учебники попадают на Республиканский совет, который состоит из редко посещающих подобные мероприятия ректоров и профессоров ведущих вузов, нескольких «подневольных» учителей, пары чиновников и представителей НПО. За недельный срок они должны прочитать горы учебников. В результате в лучшем случае получается 2-3 часа на один учебник. Фактически, монопольное право на контроль за качеством учебников при такой сомнительной схеме в конечном счете получает РНПЦ «Учебник» – структура, прямо аффилированная с МОН.
Глядя на данные объемов производства учебников и их стоимости, понимаешь, что этот рынок – весьма лакомый кусочек, который, по словам эксперта, давно безмолвно поделен между участниками. Расходы на реализацию программы даже по приблизительным подсчетам составляют порядка $2,4 млрд. Само качество учебников при таком подходе играет едва ли не последнюю роль. Система псевдообщественной экспертизы учебников порождает видимость участия гражданских институтов в этой экспертизе при полной их неспособности реально влиять на ситуацию.
Часть третья.
Союз бизнеса и вузов: быть или не быть?
Похоже, ситуация с политикой государства в лице МОН, исчерпывающе представленная одним емким кейсом, становится более-менее ясна. А что же с другой стороны? А там – вузы, тоже, увы, не слишком готовые к продуктивному взаимодействию. Вопросам взаимодействия вузов и бизнеса было посвящено выступление исполнительного директора фонда Евразия Центральной Азии Ринада Темирбекова. Заметим, что у фонда огромный опыт в этой области.
Жалобы вузов на то, что бизнес не интересуется проектами в образовании, необоснованны, считает эксперт. Согласно исследованию ПРООН, образование занимает первое место в рейтинге важности социальной жизни для участия в ней бизнеса, оставляя позади культуру, экологию и даже помощь детям. Можно назвать как минимум три мотива, которыми движим бизнес: во-первых, вкладывая в образование, он, так или иначе, инвестирует в свои будущие кадры; во-вторых, это неотъемлемая часть стратегии корпоративной социальной ответственности; в-третьих, договоры с государством предполагают финансирование социальных проектов.
Другой вопрос, что вузы сами не способны предложить проекты, которые могли бы заинтересовать в инвестировании денег, времени, энергии, опыта. Причин этому немало. Среди основных – недостаточная финансовая прозрачность и коррупция в вузах, что подрывает доверие к ним, низкое качество образования и несоответствие знаний выпускников требованиям индустрии и самой специальности, в частности, оторванность от практики. Отсутствуют гибкость и оперативность в управлении вузами: в большинстве из них элементарно нет специализированных отделов по связям с донорами и корпорациями; излишний бюрократизм, затруднения с делегированием полномочий от ректора, проректора к руководителям проектов; в отдельных случаях нет даже специальных расчетных счетов для отражения донорских средств. Нет опыта и соответствующего штата по управлению проектами; эффективной службы по отслеживанию карьеры выпускников и учету мнения работодателей о качестве их образования. Отмечалось также непонимание вузами своей рыночной ниши и отсутствие рыночной стратегии развития учебных заведений. Как результат, современные выпускники, по мнению потенциальных работодателей, не владеют современными стандартами работы в бизнесе и на производстве, навыками самостоятельной работы, отличаются отсутствием лидерских навыков и слабыми аналитическими способностями, низкой адаптируемостью к профессиональной и организационной среде. Вследствие этих накладывающихся друг на друга сложностей объективного и субъективного характера у представителей бизнеса возникает ощущение, что сегодня вузы и бизнес говорят на разных языках и вряд ли способны прийти к какому-то консолидированному решению вопросов, которые во всем мире решаются объединенными усилиями.
Впрочем, удивляться не приходиться – развитые страны пришли к этому в результате лет, а то и веков совместного сосуществования и развития. У нас же молод и незрел сам бизнес, да и национальная система образования начала развиваться в самостоятельном режиме всего несколько лет назад. Но отсутствие опыта не снимает ответственности. В передовых странах развитие бизнеса и формирование модели его взаимодействия с гуманитарной сферой происходило параллельно. И хотя эксперт справедливо отметил, что большинство проблем, возникающих при взаимодействии вузов и бизнеса – это вопросы не денег, а менеджмента и мотивации, тем не менее добавим от себя, что, наверно, говорить о продуктивном взаимодействии и подлинно социально-ответственном бизнесе можно будет только тогда, когда у нас появятся свои Соросы, Вандербильды и Гейтсы.
Серьезные замечания добавил г-н Темирбеков от себя лично: «Большим препятствием для эффективной партнерской работы вузов с бизнесом и вообще с внешней средой является отсутствие единого аналитического ресурса по вопросам образования, создание которого могло бы стать хорошей инициативой со стороны МОН, а также отсутствие пула экспертов в этой сфере и диалоговой площадки для совместного обсуждения наиболее насущных проблем в сфере образования».
Часть четвертая.
Большая дорога из маленьких шагов
А что же сами НПО? Процесс предфорумной подготовки, да и сам форум показали, что проблему наличия и консолидации гражданских институтов, пожалуй, не следует рассматривать с одного ракурса. Гражданских институтов в образовании действительно не так много, но их способность к оценке процессов, происходящих в образовательной сфере, их желание внести поправки в эти процессы нельзя недооценивать. Как показал опыт, сейчас в стране успешно функционируют несколько достаточно сильных институтов, точечно сконцентрированных на вопросах модернизации образования, и обладающих довольно серьезными ресурсами. Таковым является, например, Ассоциация выпускников программы «Болашак», практикующая пусть узкую, но очень прикладную и весьма успешную работу по конкретным проектам. Руководитель ассоциации Жанна Тулегенова рассказала на NBF о проектной работе ассоциации: «Много инициатив исходит от самих ребят. Поддержку со стороны ассоциации получают те проекты, которые подразумевают накопление какого-то инструментария и пролонгированный характер».
Проект «Болашак, - жастар Yшін», в котором участвуют студенты старших курсов, позволяет развить в них дух предпринимательства, инновационности, навыки проведения презентаций, продвижения проектов, критическое мышление, аналитическое письмо, логику и речь. Из 180 реализованных на текущий момент проектов 20 были оценены как проекты с инновационным потенциалом, в том числе 12 – в социальной сфере, 6 бизнес-планов и 2 – в государственном менеджменте. Проект «Кадровый резерв» охватывает 4 тыс. молодых специалистов, которые участвуют в летних лагерях, тренингах личностного роста, тематических профессиональных семинарах. Не менее интересны конкурс инновационных проектов «Новое решение», конкурс научной фантастики «Байконур», а также менее масштабные инициативы – например, разовая акция «Мастер-класс с детскими домами по развитию художественных навыков», посредством которой болашаковцы хотели привлечь внимание к доступности качественного образования для выпускников детских домов, другие социальные акции. Подобный инструментарий апробирован и хорошо освоен ассоциацией. В этом смысле конвергенция с другими НПО, пожалуй, смогла бы наполнить имплементируемые ею проекты большей смысловой и содержательной глубиной.
Сейчас у нас, увы, не так много подобных начинаний, а жаль. Ведь именно масштабное развитие проектов, в которых может участвовать молодежь, стало тем инновационным прорывом, который ознаменовал новую эпоху в современном образовании. В развитых странах многие подобные проекты финансируются крупными компаниями и венчурными фондами, а также государством и самими вузами. Примечательно, например, студенческое технологическое соревнование Imagine Cup, финансируемое «Майкрософт» и нацеленное на тех, кто хочет «решать не только учебные задачки, но и сложные мировые проблемы, используя инновационные технологии». Или же международные проекты по защите окружающей среды, финансируемые различными компаниями, самими вузами и общественными организациями. Такие начинания становятся все более популярными и реально продуктивными.
К сожалению, наши НПО сейчас представлены, в основном, в так называемом неформальном образовании, а их сотрудничество с институтами формального образования единично и малоплодотворно. Между тем, формальные, неформальные образования и просвещение в интересах устойчивого развития общества взаимно дополняют друг друга.
Многих тронуло краткое выступление президента фонда имени Болатхана Тайжана Мухтара Тайжана. Фонд Тайжана, кроме проведения пусть разовых, но весомых благотворительных акций, занимается переизданием раритетных изданий, имеющих уникальную историческую ценность, о чем и рассказал г-н Тайжан. При этом он обратился к потенциальным донорам, в частности, соорганизатору и основному спонсору гуманитарной секции NBF-2011 Фонду Первого Президента с пожеланием больше внимания уделять финансированию подобных хоть и не масштабных, но имеющих безусловную культурную ценность проектов.
Часть пятая.
Вечные ценности
Из всех откликнувшихся на предложение принять участие в форуме, научно-образовательный фонд «Аспандау» обладает на сегодня, пожалуй, наиболее широкими взглядами и выставляет для себя наиболее амбициозные приоритеты. На NBF-2011 «Аспандау» представил на суд экспертов свой доктринальный продукт – «Политика образования-2020». Среди вопросов, обозначенных в ней, наибольший интерес и отклик вызвали проблема деидеологизации образования и необходимость усиления теоретико-методологической составляющей процесса обучения: существующая у нас система образования не учит мыслить и не воспитывает, считают авторы концепции. А наиболее спорным оказался вопрос объективной системы ценностей, пропагандируемой «Аспандау». Задача действительно не из простых и интуитивно все понимают, что ввиду практически полной деморализации общества, наблюдаемой сейчас, ее постановка давно назрела. Вместе с тем складывается ощущение, что направление, в котором следует ее решать, а тем более какие-то конкретные шаги и предложения, возможно, только начали прорисовываться, в том числе и у самих авторов концепции. Думается, сейчас не время давать оценки – плохо это или хорошо, сам факт очерчивания проблемы и вынесения ее на общественный суд – уже значительный прогресс, достигнутый благодаря смелости авторов концепции. Нужно время и интерес широкой общественности, чтобы позволить идее оформиться в полноценный системный продукт. На форуме «Аспандау» удалось выступить неким think-tank, заставив задуматься о глубинных вещах – эту роль фонд активно играет и в жизни.
Кроме постановки глобальных проблем «Аспандау» предлагает многие вполне конкретные прикладные шаги. Таковыми, по мнению экспертов, являются идея создания Корпуса профессиональных просветителей, поддержанная аудиторией, а также необходимость повышения квалификации обучающих, для чего «Аспандау» предлагает переключить программу «Болашак» на стипендии для практикующих преподавателей.
Возможно, наиболее близко подойти к пониманию вопроса системы ценностей удалось Сагындыку Кульматову, предложившему уточнить это понятие: «Под объективными ценностями «Аспандау», по-видимому, имеет в виду коллективные, объединяющие, универсальные, общечеловеческие ценности в противовес ценностям эгоистическим, антиобщественным. С необходимостью утверждения таких ценностей в образовательной деятельности нельзя спорить. Но возможен и другой смысл этого высказывания – а именно, утверждение, будто существует мировоззренческое представление, которое является окончательной абсолютной истиной. Например, Платон считал, что философы знают, как правильно жить, значит, они должны руководить государством и обществом. Эту претензию разума и науки на абсолютное знание развивали и деятели Просвещения. А Иммануил Кант, допустим, отметил, что в установлении доказанных разумом представлений о мире (объективных ценностей) есть границы. Окончательное представление о мире не может быть доказано рационально (объективно), мировоззрение – это личный выбор каждого человек. Для меня объективные ценности в этом смысле невозможны. Использование советской образовательно-идеологической схемы «детский сад, школа, институт» для внедрения в сознание очередной «правильной идеи» и «окончательной картины мира» – это путь создания еще одной тоталитарной системы».
Часть шестая.
Лучше с разумом быть несчастным…
В том, что главная задача образования – научить мыслить, а не наделить некими знаниями и компетенциями, сошлись все. Доктор философских наук Владимир Батурин отметил: «Образование – это образа ваяние. Обучение должно формировать образы, а знания – помогать воплощать создаваемые образы». Между тем, современная система образования все больше нацелена на механическое приобретение обучаемым какого-то объема знаний и навыков, практически без обучения инструментам, при помощи которых эти знания и навыки можно добыть самостоятельно. В результате вырастают целые поколения, неспособные адекватно «переварить» поток информации, который параллельно с этим становится все более доступен и все менее объективен. Кстати, эта проблема присуща не только Казахстану – вопрос неспособности современного «компетентностного подхода» в образовании развить мыслительные и адаптационные способности обучаемых все больше обсуждается экспертами всего мира. С этих позиций, например, критикуется практически повсеместно применяемая универсальная система тестирования – для подготовки к тестам нужно лишь запомнить огромный объем информации, притом что у учащегося зачастую не формируется системного видения изучаемых предметов. Это отмечали и эксперты NBF, говоря о том, что последние классы средней школы казахстанский ученик практически не учится, а только зазубривает тесты, что потом же продолжает делать, обучаясь в вузе, и это отучает его мыслить.
Интересная дискуссия развернулась вокруг фундаментального и профессионального образования. Согласно мнению методолога Валерия Цоя, фундаментальное образование должно включать развитие личности, ее способностей к анализу, мышлению, согласованию, организации – для этого достаточно первых семи лет обучения, изучение физики, химии и других дисциплин – это сфера профессионального образования – трех лет школьного обучения достаточно для профессионального самоопределения. С этих позиций большое непонимание экспертом вызывает переход на 12-летнюю систему образования.
Проректор Университета международного бизнеса Гульнара Шакирова отметила, что UIB уже на протяжении ряда лет практикует организацию профильных школ при общеобразовательных школах, что позволяет ученикам старших классов получить основы профессионального образования и достаточный базис для дальнейшего обучения в вузе.
Обсуждение таких масштабных – если не сказать глобальных – проблем явственно показало одно – в этой области еще слишком много вопросов, на которые сложно найти однозначные ответы. Поднимать их, выносить на общественный суд – непростая задача, и не всем она по нраву. Но только так мы получим модель, где принятые властные решения будут результатом совместного интеллектуального труда, а не очередной навязанной сверху программы с грифом «К исполнению».
© National Business №84 (2011)