Несколько лет назад я предложила Светлане Юрьевне (специалисту нашего центра) ознакомиться с книгой Глена Домана «Как научить ребенка читать». Доман совместно с учеными института развития человеческого потенциала разработал инновационные подходы обучения чтению детей, в том числе с ограниченными образовательными потребностями, которые легко реализуются в домашних условиях. Мы приняли решение разработать свои подходы к этому методу на основе разработок Глена Домана и основных его рекомендаций.
В нашем центре мы применяем метод с детьми с психоневрологическими патологиями, для которых формирование академических знаний представляет определенные трудности. Глен Доман рекомендует для детей с нормой весь обучающий процесс делить на 5 этапов, в том числе, чтение:
1) отдельных слов;
2) словосочетаний;
3) простых предложений;
4) распространенных предложений;
5) книг.
Учитывая специфику состояния детей с особыми образовательными потребностями, мы используем в основном первые 2 этапа. Конечной целью мы ставим не формирование навыка чтения, а, в первую очередь, узнавание слов и словосочетаний. Мы выбрали и утвердили темы, которые часто встречаются нашим детям в повседневной жизни. Начинается работа по изучению глобального чтения с темы «Семья». Первые слова, с которыми знакомятся дети – это «мама» и «папа». Затем идет накопление слов по утвержденным темам. Здесь важно иметь в виду, что у каждого ребенка своя накопительная коробочка со словами. Это связано с тем, что у детей разные имена, фамилии, разный состав семьи, но есть и слова общие для всех, такие как город, в котором ты живешь, названия магазинов и продуктов.
Особенно полюбились нашим детям следующие слова: мама, спасибо, хорошо, молоко, хлеб, молодец. Дети с удовольствием путешествуют по карте, показывают города Казахстана, узнают фразы: «Наша родина – Казахстан, город мой – Алматы».
При подготовке мероприятий для наших детей мы рассчитываем на результат. Для этого в обязательном порядке мы используем принципы олигофренопедагогики и разработанные в нашем центре этические нормы работы с детьми и персоналом.
В качестве примера успешной работы, ориентированной на результат, вспоминается эпизод с Айдосом. Готовясь к празднику «Наурыз», в коррекционном классе на уроке глобального чтения дети проходили казахские пословицы и поговорки. Одна из них – «Хлеб – всему голова». В эти дни на кухне дежурил Айдос. Светлана Юрьевна предложила ему пойти с ней за обедом, на что он ответил: «Да, пойду. Хлеб понесу. Хлеб – всему голова!». Они принесли еду, и Светлана Юрьевна пошутила: «Кушать подано!» Дети говорят: «Напиши!». Так в копилку словосочетаний вошли новые слова.
Ранее считалось, что наша категория детей не умеет переносить в новую ситуацию имеющийся опыт, но у меня есть пример того, как прошлый опыт был с легкостью перенесен в настоящую жизнь. Дети из коррекционного класса ставили сказку-оперу «Репка». Айдос играл роль Репки. По сценарию, изнывая от жажды, Репка поет: «Пить хочу, засыхаю!». И вот, на одном из уроков Айдос начал капризно просить: «Пить хочу!» Все были поглощены новой темой, и на него никто не обращает внимания. Он опять: «Пить хочу!». Та же реакция. Вдруг Айдос хитро улыбнулся и запел: «Пить хочу, засыхаю!». Во-первых, все схватились за животы от смеха, а, во-вторых, ему принесли целых три стакана воды!
А Анара из того же класса взяла на вооружение шутки героев бабы Яги и Кощея: «Дышит? Не дышит? Песню!». Поскольку дети любят петь, Анара частенько провоцирует во время урока: «Песню!». Приходится учителю делать перерыв и петь.
Дети нашего центра музыкальны, эмоциональны, понимают и ценят шутки. Мы стараемся чаще хвалить их за, пусть маленькие, но успехи, и они очень благодарны за это. Дети и нас хвалят - «Молодец! Умница!» - и друг друга умеют хвалить. Им нужен праздник, и они его получают, впрочем, как и мы, взрослые. Взаимная любовь, уважение и восхищение друг другом творят чудеса.