место в рейтинге
  • 124928
  • 653
  • 342
Нравится блог?
Подписывайтесь!

RE: Про Болашак

Привет!

Я стипендиат программы "Болашак", этим летом заканчиваю бакалавриат в Канаде. Через три месяца планирую написать большой обзор этого опыта – от ЕНТ до получения диплома бакалавра. То есть все, о чем упоминается в этом посте я обязательно опишу подробнее чуточку позже.

А сегодня хочется прокомментировать пост коллеги-болашакера "Про Болашак":

Тут важно понимать, что роль государства не только обеспечить хорошее настоящее для своих граждан, но и сделать так, чтобы у страны было будущее. Кроме решения внутренних проблем, стране нужно конкурировать и на внешних рынках. В современном глобальном мире отсидеться не получится.

Очень верно!

Несовершенная бизнес и социальная среда не освобождает нас от необходимости стараться вести бизнес цивилизованно и постоянно улучшать ситуацию. Для этого государство отправляет студентов за рубеж, чтобы они переняли лучшее и смогли адаптировать это у нас в стране.

Очень очень верно!

Но хочется добавить, что хотя формально задача – обучить человека, опыт жизни в другой, как правило в намного более мультикультурной среде – это огромная польза для человека и того общества, в котором он будет в последствии жить. То есть студенты должны не только стать дипломированными инженерами или архитекторами, но получить все возможное из опыта проживания НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ в развитой стране. Именно чтобы "адаптировать это у нас в стране".

На примере своих друзей могу сказать, что те кто приехал в прошлом в среднем около 6 месяцев не могли найти подходящую работу. Этому есть несколько объяснений.

Самое главное объяснение – Центр Международных Программ (оператор стипендии "Болашак") запрещает студентам проходить практику в стране обучения, не смотря на то, что ничего подобного в контракте с ними (как правило) нет. Проблема даже не в этом, а в том, что многие болашакеры таки соглашаются с ними и слабо интересуются юридическим аспектом происходящего. Многие в глаза не видели своего контракта, той самой единственной бумажки, которая описывает все взаимоотношения между стипендиатом и спонсором (государством). О пользе опытного работника для государства мало кто задумывается – не разрешили ну и ладно.

Устроиться на работу по специальности достаточно легко, особенно если студент учится хорошо, как и должен учится болашаковец. То есть среди болашаковцев вероятности найти хорошую работу на лето очень высоки. Естественно, академическое образование и опыт работы – совершенно разные вещи, и работодатели в Казахстане это понимают.

Работодатели слабо понимают, какую пользу могут принести работники с иностранным образованием.

Они отлично понимают, какую пользу могут принести такие работники. После четырех лет учебы в столице Канады я могу утверждать, что эта пресловутая западная система образования находится в глубоком кризисе, и (в том числе ввиду экономических проблем) получить диплом бакалавра, ничего не понимая в изучаемой области, стало очень легко. Честное слово, посади меня сейчас в кресло директора фирмы и скажи, что болашакер пришел искать работу – никакого приоритета ему не дам. Не потому что "слабо понимаю пользу", а как раз наоборот. Диплом с запада ничего не означает о способностях человека работать в указанной в дипломе области. Решать академические задачи и писать экзамены – да, отличный кандидат, но работодателям такие не нужны.

В итоге каждое лето толпы болашакеров возвращаются на родину, где всем работодателям нужен опыт работы, и многие студенты просто отдыхают от "тяжелой учебы за рубежом", хотя могли бы быть заняты намного более полезной для себя и для Казахстана практикой в зарубежной компании, опыт которой как раз и призывают адаптировать в Казахстане.

Про ЦМП вообще отдельный разговор будет.

В любом случае я верю, что в среднем специалист в хорошим образованием, лучше специалиста с плохим.

о_О

Можно с уверенностью сказать, что страна отправляет лучших из лучших.

Верно. Но не только их.

Обычно казахстанцы в зарубежных ВУЗах держаться дружной группой, справляют все наши праздники, чтят обычаи, и стараются разговаривать на родном языке. Старшие товарищи не дают сбиться с пути молодым.

Это звучит мило, но на самом деле все чуточку печальнее. "Дружная группа" обычно означает "изолированная группа": болашакеры живут в своем маленьком Казахстане, мало общаются с другими людьми, вообще слабо представляют себе ту страну и город, в котором они живут несколько лет. Многие живут в маленьком константом Казахстане. Ездят к своим друзьям в соседнии штаты или страны – в другие маленькие Казахстаны.

И ЭТО УЖАСНО.

Успех многих развитых стран заключался в УСЛОВИЯХ, в которых умные и полезные люди из разных стран хотели жить и работать. США, Канада, Англия, Франция, Австралия – вот это мультикультурность, дружба народов и прочее. Сравнивать это с казахстанским "миром и толерантностью" смешно, там государству пришлось делать такие условия, чтобы разные люди из разных уголков планеты могли вместе жить и работать на равных условиях, а народ Казахстана почти век жил в одной стране, после чего естественно не начал убивать друг друга. И если хотите

лидировать и конкурировать на равных

то нужно перенимать не только академическое образование, но и опыт настоящей мультикультурности, социальных взаимоотношений и государственных институтов. Многие болашакеры не знают политического строя страны, в которой учатся. Потому что они учатся в своем маленьком Казахстане.

Поймите меня правильно, сообщества казахстанских студентов – это здорово и правильно, ровно до того момента, когда это сообщество становится единственным социальным кругом общения и взаимоотношений.

Естественно, это вина не только самих студентов, но и ЦМП. Если выпускника средней школы из провинции отправить за рубеж, не проведя никакой подготовки, то, скорее всего, ему будет спокойнее "со своими". Многих из моих знакомых так и отправляли – их никто не встречал, ничего не было скоординировано, многие неделями жили в мотелях в ожидании разгребания этого бардака. Некоторых отправляли транзитом через те страны, куда нужна отдельная транзитная виза, о которой никто никого не предупреждал.

Эта группа людей должна составить ядро нации, интеллигенцию, которая поможет стране выйти на новый уровень развития и успешно конкурировать в глобальном информационном сообществе. Согласитесь, задача не из самых легких.

Мне тоже так казалось в начале. Проблема в том, что по сути многие болашакеры не отличаются от своих коллег-студентов из РК. То самое "непринятие западной культуры" доходит до абсолюта, и кроме хороших оценок и некоторое количества знания люди ничего не "увозят" из далеких стран. Ах, да, и сувениры... "Кучкование со своми" только усугубляет ситуацию. Я не говорю, что это плохо само по себе, но это неэффективно и глупо: западных подход от болашакеров становится обычным подходом с английским жаргоном.

Про сравнение Японии и Казахстана молчу.

Программа Болашак отправляет около 3000 человек в год в десятки стран по всему миру.

Это неправда. На 3000 человек выделен бюджет, но редко набирается и половина.

За те годы, которая программа существует, количество выпускников увеличивается.

о_О

В целом, я конечно согласен с Рустемом. Нужно работать и использовать свой потенциал.

Во всяком случае то, что от него осталось, после нескольких намеренных ограничений.

P.S. Надеюсь, я не показался вам ворчащим занудой. Я ценю предоставленную мне возможность получить образование в Канаде. Просто я считаю, что если взялись что-то делать – то нужно делать хорошо. Нужно использовать и изучать все, что доступно. Нужно быть эффективным. Нужно, чтобы ЦМП было заинтересовано в эффективности, а не ставило палки в колеса при попытке человека получить опыт работы или дополнительную специальность внутри своей программы (об этом всем позже в большом посте).

Спасибо за внимание.

Рахим Давлеткалиев freetonik
Разработчик, преподаватель.
22 апреля 2011, 14:37
5920

Loading...

Комментарии

ну так приди и работай, измени эту страну. Государство- это я.
Zhaka
0
0
Государство-это он))) чье имя нельзя произносить))
any
0
0
Почему нельзя? Нурсултан Назарбаев!
Согласен насчет ЦМП) Есть проблемы с координацией. Болашаковцев как будто бросают в прорубь и смотрят - выпловит, нет))Большинство справляется, и все же.

Маленький Казахстан - есть такое. Но разве только у студентов из КЗ? У кого есть возможность кучкаваться - делают это. Проходил курсы английского в Ванкувере. Мультикультурный город, но, что я увидел - деление. Китайцы ходят с китайцами, арабы с арабами и т.д. Нет смешанности. Не хотелось бы перенимать ТАКУЮ мультикультурность.

А как ты понял мультикультурность?

Да и, общаются же, приходится)) А если говорить о изучении страны, перенятии опыта (не совсем понимаю, о чем конкретно речь), то, возможно, ответ на это и есть то, что болашаковцы, по сути, те же самые студенты из РК. Требовать от них чего-то сверх.. Хотя здесь опять же вопросы к ЦМП. От них многое зависит.
Кучкуются представители развивающихся стран как правило.
Мультикультурность это когда не говорят "у нас/у них", как минимум.

Давайте я завтра нормально отвечу, спать хочется ))
Ну да, поздновато.

П.С. где-нибудь еще есть этот пост?
Нет, пост только тут.

Про "маленький КЗ" – конечно, это не только у наших студентов. Самые "кучкующиеся" по моим наблюдениям в Оттаве – арабы, нигерийцы, китайцы, корейцы, казахи. Американцы, канадцы, европейцы вообще мало интересуются "откуда человек" и не формируют круг общения на основании этого. Вот это мультикультурность.

"Перенятие опыта" в широком смысле.. например, почему в Канаде такая успешная демократия и самый дружелюбный народ на планете? видимо, если пожить тут, то можно понять хотя бы что-то, как так получилось, понимаете? Для многих это уникальный опыт, и они его упускают.
Хм.. Согласен, что, когда студенты начинают общаться только со своими - это есть плохо. Но в реале, разве это так?

Если есть такая возможность, если подружились со своими, то провождение большинства времени со студентами из КЗ для меня выглядит совершенно естественным. А как вы хотели? Все-таки мы сделаны из одного теста), если можно так выразиться. Есть у нас вещи - культура, язык, ценности - которые и объединяют.

Что я хочу сказать - студены из КЗ (СНГ?) не объединяются потому, что так надо или так лучше (в основном), а потому, что этот процесс где-то естественный. Если хотите общаться со студентами из других стран, то желательно быть одному или сознательно не общаться со своими. А оно того стоит?

Freetonik, а разве одно другому мешает? Имею в виду "маленькие кз" и перенятие опыта ("перенятие опыта"?)? Перенятие опыта - задача, "работа", а "маленький кз" - личное время. Должно быть так.

Про демократию вам виднее, столица все-таки, а вот про дружелюбность.. не знаю.

Согласен с вами насчет.. активности что ли, заинтересованности, что надо стараться использовать время с макс. пользой для себя и, соответственно, надеюсь, для страны.

П.С. за тот небольшой период времени в Канаде я так и не поел ни одного канадского блюда. Я вообще слабо понял, что есть Канада. Пусть будет глобализация, нам нужен прогресс, но пусть наш бесбармак останется нашим бесбармаком.
"После четырех лет учебы в столице Канады я могу утверждать, что эта пресловутая западная система образования находится в глубоком кризисе, и (в том числе ввиду экономических проблем) получить диплом бакалавра, ничего не понимая в изучаемой области, стало очень легко. Честное слово, посади меня сейчас в кресло директора фирмы и скажи, что болашакер пришел искать работу – никакого приоритета ему не дам. Не потому что "слабо понимаю пользу", а как раз наоборот. Диплом с запада ничего не означает о способностях человека работать в указанной в дипломе области. Решать академические задачи и писать экзамены – да, отличный кандидат, но работодателям такие не нужны."
Из всего написанного больше всего согласен с этим. Западная система образования потихоньку деградирует, надо было ехать учиться в Азию)) Здесь и практику проходят в обязательном порядке, да и выучили бы тебя (вас) так что не возникло желание критиковать уровень обучения, да и времени бы просто не было писать длинные статьи :)
Это перегибы в разные стороны.
будущее за азиатскими тиграми
У тебя есть практический опыт работы?
а в Казахстане?
Расскажу подробнее, если интересно, только завтра :)
Договорились, расскажи об опыте применения полученных знаний за рубежом на практике в Казахстане. А я выскажу свои наблюдения на этот счет.
Комментарий удалён автором поста.
Комментарий удалён автором поста.
drum-e
0
0
пост Рустема показался мне немного розовым, по крайней мере с оттенками розового.
megido
0
0
ты предлагаешь внести поправки в договор, чтобы можно было проходить практику заграницей?
Лично я прошёл практику за границей после второго курса (из трёх), хоть и не в стране обучения. "ЦМП" как раз требовали предоставления мед справки или чего-то в этом роде, а у меня уже был на руках билет в Танзанию и договор на 3 месяца работы по программе обмена IAESTE. Сказали, окей, просто расскажите, что за практика, что за компания и что вообще Вы там будете делать всё лето. Возможно, отделы, курирующие не Великобританию, по-другому смотрят на это, но кто бы мне попробовал запретить за свой счёт лететь и проходить практику там, где я захочу?
megido
0
0
а сам ты по Болашаку учился получается?
Да, по "Болашаку" учился на бакалавриате в Англии.
Я думаю, он о том, что каждый отучившийся в Великобритании и ЕС студент (не знаю о США и Канаде), имеет право на год работы в этой стране при наличии достаточных средств на проживание.
KokTis
0
0
"Да, к нам приходят молодые перспективные кадры, но с единственной целью – уехать за рубеж по «Болашаку». Кстати, в зарубежных организациях сотрудники не имеют права подавать заявки на администрируемые ими программы."
Президент центра Саясат Нурбек.
megido
0
0
Предлагаю перенести в отдельное сообщество "Болашак":
Поддерживаю! А то что-то там совсем пусто.
ijk
0
0
считаю глупым переваливать ответственность за интегрированность в иностранное общестбо Болашакера на ЦМП.
это сугубо личное дело каждого человека.
Его культурный шок, Его культурная адаптация зависит от Его личностных качеств.
DotBot
0
0
Согласен.
Обычно это происходит из-за недостаточного знания языка.
ijk
0
0
Вы правы. чаще всего это случается с теми, кто едет за границу изучать язык. т.е. на языковые курсы.
вот этой части программы я не поняла совсем.
ведь есть столько желающих поехать среди тех, кто уже хорошо знает язык!
Есть категории как гос. служащие, сельская и тд. где стипендиаты не имеют достаточного уровня языка. Для этого и отправляют, чтобы стипендиаты смогли улучшить "свой язык".
целесообразнее было бы обучить их языку в кз, пригласив тех же высококвалифицированных преподователей сюда. это гораздо менее затратно, чем содержание студентов за границей в течение года, двух пока он осилит язык там.
тем более стоит учитывать то, что за границей никто и ничто не будет мотивировать их учить язык быстрее, потому что никому это не надо.
будучи в кз, у них будет стимул скорее поступить, чтобы поехать и увидеть таки ту или иную страну.
anyway, это все в руках Нурбека Саясата и Мин Образования.
Мотивация есть, и даже больше чем в кз. За время зарубежом стипендиат должен освоить язык и поступить в университет. Если этого не будет, то можно лишиться стипендии. Лично сам сейчас на языковых курсов, и у меня хватает мотивации изучать язык. Тем более за время изучения языка, как раз таки и получаешь культурное образование... Так что яз.курсы являются необходимыми
Таир, у всех опыт разный. Ты должен это понимать. Такие же разные и договора. у некоторых людей срок на обучения языка и поступление растягивается на 2 года!!
Будучи свободным от какого либо контроля.. в стране полной соблазнов, со стипендией и уймой свободного времени... это не всегда приводит к эффективной и сосредоточенной учебе.
Ты молодец. удачи!
Спасибо Айжан. Ну у нас учатся (и по 2 года), но желания и старания у них не отнимать. Так что все равно лучше чтобы эта возможность была, чем не было. А то что некоторые используют стипендию не по значению, это уже их вина...
По-моему, к единому мнению никогда не придем. "So many people, so many minds" - так кажется? Просто в начальных классах деградирую)) Насчет системы образования Запада, ничего не могу сказать - знаю только с чужих слов. Но лично я хотела бы поехать, чтобы научиться развивать в детях критическое мышление. А для того, чтобы учить кого-то, нужно самой этому научиться))
К сожалению, в наших университетах и школах критически мыслить не учат. Привыкли дети делать то, что им говорят и не спрашивать "Зачем?". А преподавателям так удобно. Привыкли к авторитарному стиля обучения
Это зависит от университета и студента.
И всё-таки в наших университетах чаще всего используется старая, "проверенная временем" советская система, с "проверенными же временем" советскими учебниками и программами. Единственная критическая мысль, которая может возникнуть, глядя на всё это - "Госспадибожемой, вы ведь шутите?" Хотя в то же время не сказать, что в каждом западном универе прямо таки безупречные профессора. Но хотя бы тот факт, что часто преподают люди с реальным опытом работы в индустрии, которые не просто читают текст со слайдов (хотя и таких хватает), а на каждую строчку из учебника готовы привести пример из опыта, - вот это действительно полезно.
Ты мыслишь стереотипно. Во-первых, университеты все разные и у всех разные методики. Я понятия не имею, как в остальных университетах, но у нас, например, наоборот - слишком много тестируют всякие новые методики и другую ерунду. В моем университете сейчас есть предметы, которые еще в США толком не преподаются и я тебе скажу, что это тот еще epic fail. Не всегда новое - синоним слова "хорошее".

Мы почти все изучаем по тем же методикам, что и в США и Великобритании. Я в этом ничего особенного не вижу и вопросы в голове возникают в основном такие же, как у студентов в других странах - "а нахрена мне все это нужно и когда я буду это использовать на практике?".

Что касается учебников - почти все учебники новые, кроме математики и физики. По этим дисциплинам наши учебники как минимум не хуже, потому что ничего нового в этой сфере не появилось и не появится в ближайшее время.

Насчет людей из индустрии - тоже не всегда правда. Если человек обладает большим опытом, но не умеет преподавать, то он тебя ничему не научит. У меня есть конкретные примеры, о которых я тебе расскажу лично, если хочешь =)

В то же время, даже такие топовые ВУЗы, как Бристоль страдают оттого, что там зачастую преподают всякие неадекватные люди, которые проходят курс PhD и иногда даже толком не знают английский - думаю, ты догадываешься, откуда я это знаю )

И самое последнее, что я хочу сказать - больше всего качество образования зависит не от университета, а от студента. Если он хочет учиться и стремится к знаниям, то он будет учиться. Кроме того, важно то, с кем ты учишься под одной крышей, потому что если все ребята умные, то ценить они будут ум, достижения в этой области и так далее. У тебя просто не будет выбора и ты сам будешь тянуться за ними.

Это все мое мнение.
МММ Канада! Там достойное обучение
Почти со всем согласен! Спасибо за объективность, несмотря на то, что ты сам Болашакер, а то у нас принято хвалить свое болото =)
Ctight
0
0
Интересная статья!
помоему мон уже завязывает с болашаком по бакалаврам... будет тока по магистрантам и докторантам
Там особо ничего грандиозного сейчас нет!
Пока что...
remus
0
0
про деградацию образовательной сис-мы запада.. смешно. У наших людей такие интересные мысли иногда всплывают, аж плакать хочется. Вот учились вы в Канаде, нельзя универ назвать? Или достаточно только страны? Да и есть определенный список учебных заведений куда попадают большинство. Допустим мой брат попал в UCLA в США, отучившись там, месяц ищет работу. А уж там, поверьте, готовят одних из самых лучших компьютерных инженеров. Одно дело экзамены по экономике сдавать, а другое проект разрабатывать где движение фломастером по воздуху переносит картину на экран монитора. Деградирует елки, насмешили, суровые советские студенты))
<<"Дружная группа" обычно означает "изолированная группа": болашакеры живут в своем маленьком Казахстане, мало общаются с другими людьми, вообще слабо представляют себе ту страну и город, в котором они живут несколько лет. Многие живут в маленьком константом Казахстане. Ездят к своим друзьям в соседнии штаты или страны – в другие маленькие Казахстаны.>>
Согласен
Zhaka
0
0
Именно чтобы "адаптировать это у нас в стране".)) В реале это мы адаптируемся к реалиям Казахстана)
Я бы хотел получить зарубежное/качественное образование, пусть даже потом на свои деньги, но мой английский пока оставляет желать лучшего. Қалған 3 ай оқуыңды сәтті аяқтауыңа тілектеспін.)
Подтверждаю. Я вот теперь после возвращения из США тоже сожалею что слишком много общался с казахами и мало общался с американцами. Просто кучковаться легче, потому что нет барьеров языкового и в менталитете, а с другими культурами такой барьер возникает.
Bah881
0
0
Я учился в Канаде. Могу согласиться с автором, что кучковаться со своими слишком много - крайне вредно. Но с другой стороны, kazakh community иногда оказывает необходимую поддержку болашакерам, так как не все самостоятельны, или психологически готовы к проживанию за рубежом.
Касательно общения с местными. Мой опыт говорит о том, что всегда проще общаться с международными студентами или студентами по обмену или канадцами - иммигрантами первого или второго поколения. Не могу сказать, что у меня были сверхпрочные отношения с "коренными" (белыми) канадцами.
Все таки на многих уровнях они отличаются от нас. Но все равно прихожу к мнению, что надо всегда стремится понять местную культуру и находить друзей.
kas
0
0
старый пост, но интересный.

я абсолютно убежден в неэффективности мировой системы образования. Она морально устарела. во всех аспектах. а не меняют её, лишь потому, что в министерстве сидят такие же упоротые карьеристы, которые могут лишь выполнять условия, ну или создавать видимость их, для лучших результатов для своей задницы.

Этому и учат универы, но ничему большему. Только выкручиваться.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Архивные фотографии Алма-Аты из семейного альбома. Ностальгический пост

Насобирал разных фотографий про наш город, из семейного архива. Фотографии не от сканированные, а пересняты на телефон. Давно хотел выставить, но не решался) Сейчас уже мы все поменялись, уже...
Ispanec
22 февр. 2017 / 11:05
  • 12224
  • 25
«Ау, дорогой, проснись! 21 век на дворе давно!». Бездипломный-безработный-бесквартирный!

«Ау, дорогой, проснись! 21 век на дворе давно!». Бездипломный-безработный-бесквартирный!

Ну реально же, парни, откуда вы только беретесь такие простые, а? Я сейчас просто расскажу несколько историй из личного опыта, и судите сами – нормально это? Но для начала расскажу немного о себе...
socium_kzo
22 февр. 2017 / 11:38
  • 7157
  • 96
Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Вспомнились слова однокурсника: «Не завидую твоему будущему мужу»

Среди моих знакомых есть одна милая девушка, она тоже молодая мама как и я. Очень открытая, видная, недавно вышла на работу. У нее счастливая семья и все, тьфу-тьфу, складывается хорошо.
Roza_pvl
19 февр. 2017 / 11:49
  • 6053
  • 43
Диана Шурыгина – жертва или змея? Девочка красивая, а весь мир судит её именно за это

Диана Шурыгина – жертва или змея? Девочка красивая, а весь мир судит её именно за это

Я совсем не смотрю передачу "Пусть говорят", слишком много ругани и негатива, но новость про какую-то девушку заполонила все мои социальные сети, я открыла youtube и посмотрела несколько передач...
Roza_pvl
22 февр. 2017 / 11:49
  • 5210
  • 33
Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Как купить свое жилье при зарплате в 100 тысяч тенге

Итак, по просьбам трудящихся и по крикам души коллективного бессознательного решила я написать пост на эту тему. Вводные данные: 1) нет имущества, которое можно продать для покупки собственного...
DanaJarlygapova
20 февр. 2017 / 16:17
  • 4260
  • 47
Трамвайные пути Алматы ни в коем случае нельзя убирать, это окончательно уничтожит трамвай

Трамвайные пути Алматы ни в коем случае нельзя убирать, это окончательно уничтожит трамвай

В Алматы было сделано несколько заявлений касательно ситуации с трамваем, опять же не в пользу его восстановления и возвращения на улицы города. В городе собираются демонтировать рельсы...
SKYFALL
вчера / 16:01
  • 3731
  • 5
50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

50 бизнес-встреч с лучшими предпринимателями Астаны. «Наш бизнес начинался как хобби»

Друзья, представляю вашему вниманию второго героя моей рубрики "50 бизнес-встреч с лучшими (по моей версии) предпринимателей Астаны за 100 дней" - Асхата Солтанова!
Kultursyn
20 февр. 2017 / 12:46
  • 4028
  • 18
Замуж в 27. Это как отправиться на войну, но без оружия

Замуж в 27. Это как отправиться на войну, но без оружия

Я очень долго думала писать данный пост или нет. Потому, что тема очень тонкая, возможно кого-то может задеть, а, возможно, наоборот кому-то откроет глаза. Тема замужества в каждом поколении была и...
Adilyan
21 февр. 2017 / 20:22
  • 3592
  • 18
Диана Шурыгина как один из PR-инструментов продвижения своего товара и бренда

Диана Шурыгина как один из PR-инструментов продвижения своего товара и бренда

Простому обывателю социальных сетей уже известно, что самой обсуждаемой персоной в последнее время является печально известная 16-ти летняя девушка из Ульяновска Диана Шурыгина.
tala03
21 февр. 2017 / 13:27
  • 3408
  • 15