Институт по освещению войны и мира (IWPR)
Представительство в Республике Таджикистан
Проект «Защита прав человека и правозащитное образование посредством
СМИ в Центральной Азии»
Комитет по делам женщин и семьи при Правительстве Республики Таджикистан
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Проблемы домашнего насилия в странах Центральной азии. механизмы ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ»
Конференц-зал, Азия Гранд Отель, Душанбе
29-30 марта 2011 г.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Участники круглого стола, представители государственных органов, парламента, неправительственных и международных организаций, средств массовой информации Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана,
Обсудив вопросы соответствия законодательства стран региона по проблематике домашнего насилия реалиям сегодняшнего дня, достигнутые успехи и извлеченные уроки
Выразив обеспокоенность тенденцией учащения фактов домашнего насилия во всех странах ЦА;
Изучив негативные социально-экономические, морально-психологические и другие последствия домашнего насилия в странах региона, а также настоятельную необходимость усиления и диверсификации механизмов защиты от домашнего насилия;
Признавая объективно важную роль средств массовой информации в освещении вопросов домашнего насилия и содействии в их решении;
Приняли следующие рекомендации:
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ КАЗАХСТАНА, КЫРГЫЗСТАНА, ТАДЖИКИСТАНА, ТУРКМЕНИСТАНА И УЗБЕКИСТАНА:*
- Рассмотреть возможность создания межпарламентской сети стран Центральной Азии с целью защиты основных прав и возможностей во исполнение Целей развития тысячелетия и ратифицированных странами Центральной Азии международных Соглашений и Конвенций при участии НПО и СМИ;
- Неукоснительно следовать принятым международным обязательствам и нормам по продвижению гендерного равенства, защите прав женщин и искоренению насилия в отношении женщин, ратифицированных странами Центральной Азии;
- Провести анализ и контроль имплементации международных договоров, касающихся домашнего насилия;
- Осуществлять реализацию намеченных мер по предотвращению насилия в отношении женщин, принятых правительствами каждой страны в рамках Национальных стратегий развития, Стратегий сокращения бедности и других государственных программ;
- Ратифицировать Дополнительный протокол к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, который предоставляет физическим лицам возможность защиты их экономических, социальных и культурных прав на международном уровне;
- Ратифицировать Факультативный Протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Повысить ответственность министерств и ведомств за реализацию обязательств как страны-участницы Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской Платформы действий, Целей развития тысячелетия и других международных договоров в области прав человека;
- Предусмотреть бюджетное финансирование системы предотвращения домашнего насилия; привлекать дополнительные внебюджетные инвестиции для финансирования системы защиты от домашнего насилия;
- Подробно изучить ситуацию с домашним насилием в странах Центральной Азии для выработки общей идеологии неприятия этого явления и разработки дальнейших консолидированных действий по созданию системы реагирования и превентивных мер;
- Национальным институтам по правам человека активно проводить мониторинг защиты и предотвращения домашнего насилия, включать данную информацию в ежегодные доклады, а также информировать общественность, в том числе и посредством СМИ;
- Проводить общенациональные информационные кампании с тем, чтобы женщины лучше знали свои права и в случае их нарушений могли пользоваться процедурами и средствами правовой защиты в рамках международных Конвенций и национального законодательства;
- Обязательным компонентом всех государственных программ и проектов по гендерным вопросам сделать общенациональную информационную работу против насилия в отношении женщин. Внедрить специальные учебные программы для работников правоохранительной и судебной системы (с обязательным блоком по противодействию домашнего насилия) с тем, чтобы обеспечить должную защиту прав пострадавших. Предоставлять в отчетах подробную информацию о сексуальном насилии, включая сексуальные домогательства, и о мерах по их ликвидации;
- Организовать на постоянной основе объективное освещение вопросов и проблем домашнего насилия через СМИ посредством развития/активизации пресс-центров министерств и ведомств, а также ответственных лиц по связям с общественностью на местном уровне и регулярного предоставления информации в виде брифингов, пресс-конференций, пресс-релизов и т.д.;
- Рассмотреть возможность развития образовательной гендерной и правовой журналистики путем включения блока по гендерному образованию в перечень предметов в учебных заведениях при Министерствах образования стран Центральной Азии;
- Более активно и на более постоянной основе взаимодействовать с организациями гражданского общества и привлекать неправительственные организации к разработке законов, обеспечивающих равные права и возможности мужчин и женщин;
- Рассмотреть возможность финансирования за счет средств государственного бюджета кризисных центров, непосредственно оказывающих помощь пострадавшим от бытового насилия и жертвам торговли людьми;
- Скоординировать страновые программы и усилия по предотвращению торговли людьми в центральноазиатском регионе; создать межведомственный банк данных;
- Должники, лица обязанные выплачивать алименты, выезжают в РФ и другие страны на заработки, не сообщая о своем местонахождении и работе. Розыск таких лиц на территории других государств не разрешен в связи с отсутствием нормы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Поэтому следует решить вопрос о внесении дополнений в Конвенцию, предусмотрев в ней возможность розыска лиц по гражданским делам (алиментные, установление отцовства). Создать государственный алиментный фонд;
- Совершенствовать действующее законодательство и «разбудить» так называемые «спящие» нормы права в УПК каждой станы, которые необоснованно редко применяются на практике с целью ужесточения мер по привлечению к ответственности лиц, причастных к преступлениям, связанным с любыми формами насилия и торговлей людьми;
- Развивать меры по ранней профилактике семейного неблагополучия и домашнего насилия с привлечением инновационных технологий и лучшего опыта и учетом специфики страны;
- Рассматривать и развивать новые подходы и механизмы, которые помогли бы сообществам преодолеть обычаи, наносящие вред развитию и здоровью женщин и девочек, а также обеспечили им доступ к получению медицинских, правовых, образовательных и социальных услуг вне независимости от происхождения и места проживания;
- В рамках реализации госпрограмм на национальном уровне усилить работу по предупреждению наихудших форм детского труда, вовлечения детей в проституцию, порнографию, торговлю детьми;
- Уделить особое внимание повышению ответственности родителей/семьи за воспитание и безопасность детей. Поощрять лучшие семьи с целью пропаганды семейного воспитания и семейных ценностей. Способствовать изменению общественного мнения от патриархальной позиции к активному осуждению домашнего насилия и дискриминации женщин, формированию чувства сопереживания жертвам насилия и ответственности за их защиту;
- Разработать четкий механизм исполнения судебного ордера;
- Создавать кризисные центры для оказания помощи пострадавшим от насилия не только на базе общественных организаций, но и государственных;
- Создавать социально-реабилитационные центры;
- Создать национальную сеть «Горячий телефон»;
- Ввести практику возбуждения уголовных дел по всем случаям суицидов и отойти от семейных стереотипов;
- Обратить внимание на подготовку специалистов (психологов, юристов) кризисных центров, предложить и внедрить меры по улучшению методик;
- Рекомендовать Министерствам образования государств включить в учебную программу образовательных учреждений предмет «Семья и семьеведение».
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:**
Принять самое непосредственное и активное участие в формировании современной общественно-политической культуры в сфере домашнего насилия, в том числе в повышении правовой грамотности в сфере домашнего насилия среди населения;
- Проводить общественный мониторинг реализации государственной политики по решению проблем насилия в отношении женщин и рекомендаций Комитета Совета ООН по Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Провести мониторинг законодательной практики по защите от насилия в семье в странах Центральной Азии и имеющимся механизмам предотвращения (профилактики), пресечения и оказания помощи пострадавшим;
- Продолжить развивать систему неформальных учреждений защиты и оказания помощи совместно с государственными структурами и оказывать социально-правовую поддержку пострадавшим от семейного насилия;
- Инициировать и активно осуществлять программы по обучению психологов, медицинских работников и других категорий специалистов, вовлеченных в оказание помощи пострадавшим от насилия, для улучшения качества предоставляемых услуг;
- Продолжить изучение всех факторов, способствующих проявлению насилия с акцентом на культурные и социальные аспекты, присущие странам центральноазиатского региона;
- Создавать и развивать партнерские сети (в целях усиления деятельности общественных организаций в борьбе с домашним и гендерным насилием);
- Обеспечивать независимую экспертизу и исследования в области семейного насилия совместно с соответствующими государственными органами и международными организациями;
- Участвовать в проведении гендерной экспертизы законодательства; а также проводить регулярный мониторинг на предмет соблюдения прав женщин, активно вовлекая в этот процесс СМИ;
- Использовать все ресурсы для привлечения внимания общественности к проблемам бытового насилия путем организации массовых акций с участием известных деятелей культуры, науки, современного искусства, средств массовой информации;
- Регулярно проводить обучающие программы по гендерным проблемам и профилактике домашнего насилия, репродуктивному здоровью и планированию семьи для государственных служащих министерств и ведомств, местных органов власти и махаллинских советов, правоохранительных органов, судов и т.п.;
- С целью усиления потенциала, уверенности женщин в своих правах, экономической самостоятельности, и как средство предотвращения домашнего насилия и защиты от него, инициировать проведение и реализацию экономических программ и проектов для поддержки женщин, особенно в сельской местности;
- Направить усилия на реализацию профилактических (информационных и просветительских) программ среди населения: представителей сельских общин, старейшин, духовенства, молодежи, подростков, учителей, и других специалистов, имеющих возможность предотвратить насилие или оказать срочную помощь;
- Создать социально-правовую систему охраны жизни, здоровья членов семьи от насилия и предоставления защиты пострадавшим от семейного насилия, основанную на соблюдении международных стандартов в области прав человека;
- Развивать сотрудничество с политическими партиями по вопросам защиты от насилия в семье;
- Разработать совместно со СМИ коммуникационную стратегию по противодействию гендерному неравенству. Включить информационный блок во все проекты по гендерным вопросам, максимально использовать возможности СМИ по объективному освещению проблемы и информированию населения.
МЕЖДУНАРОДНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ:
- Проводить регулярный мониторинг проектов, направленных на решение вопросов по искоренению насилия в отношении женщин, с целью оценки эффективности внешней помощи в данном аспекте и разработки приоритетности финансируемых в будущем сфер деятельности;
- В процессах определения приоритетов для страны проводить многосторонние консультации с государственным сектором, НПО и СМИ для улучшения разрабатываемых совместных партнёрских стратегий и программ, а также планируемого воздействия на изменение ситуации в отношении домашнего насилия в странах региона;
- Скоординировать усилия и ресурсы программ и проектов для распространения мультидисциплинарного подхода к предотвращению домашнего насилия и торговли людьми;
- Сформировать региональную дискуссионную платформу по вопросам противодействия насилия и дискриминации в отношении женщин с целью разработки регионального Плана действий;
- Способствовать развитию институционального сотрудничества с целью приведения законодательств стран в соответствие с международными стандартами, а также проведения мониторинга процесса реализации этих законов;
- Продолжить изучение всех факторов, способствующих проявлению насилия с акцентом на культурные и социальные аспекты, присущие странам центральноазиатского региона;
- Оказывать помощь в поддержке социальных проектов, кризисных центров и шелтеров;
- Проводить пропагандистские кампании и акции для привлечения внимания общественности к теме домашнего насилия;
- Привлекать внимание Правительств к необходимости соблюдения международных пактов и соглашений, направленных на предотвращение домашнего насилия и торговли людьми;
- Блок работы со СМИ, информирование население и объективное освещение проблемы сделать одним из условий конкурсов на выделение грантов по гендерным вопросам;
- Проводить обучающие тренинги, семинары и другие мероприятия для журналистов по теме домашнего насилия, чтобы они могли более качественно и объективно освещать проблемы и способствовать, таким образом, предотвращению домашнего насилия в странах Центральной Азии;
- Проводить конкурсы для журналистов на лучшее освещение правозащитной тематики с отдельной номинацией для материалов по домашнему насилию;
- Направить усилия на повышение информированности участниц женского движения Центральной Азии по вопросам международного права. Предоставить им доступ к актуальной информации, касающейся стандартов, технологий и лучших моделей по профилактике насилия и оказанию помощи его жертвам;
- Предоставить представителям государства и гражданского сектора возможность периодически обмениваться опытом и информацией по международным стратегиям борьбы с домашним насилием;
- Адресно распределять средства, выделяемые для правозащитных проектов в целях улучшения системы механизмов защиты и предотвращения домашнего насилия;
- Рассмотреть возможность поддержки создания и функционирования межпарламентской сети в области защиты и предотвращения домашнего насилия.
СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И МЕДИАЭКСПЕРТАМ:
- Играть более активную и ответственную роль в распространении информации о равноправии полов и правах женщин. Системно и углубленно освещать вопросы семейного насилия в СМИ;
- Развивать в медиахолдингах социально-ответственный бизнес и, соответственно, в годовых благотворительных программах учитывать бесплатное предоставление НПО полос/минут (и т.п.) для статей /роликов, отражающих ситуацию в отношении домашнего насилия, пропаганде ненасилия и ответственности сторон–участников домашнего насилия;
- Развивать более тесное сотрудничество с госструктурами, органами местной власти и общественными организациями с тем, чтобы пропагандировать в обществе неравнодушие к проблеме домашнего насилия, а также психологически и юридически просвещать целевую аудиторию;
- Обеспечить доступ населения, особенно женщин, к каналам поддержки и помощи путем организации в газетах «горячих линий» с психологами, юристами и другими специалистами;
- Соблюдать правила журналистской этики при освещении вопросов, касающихся прав жертв домашнего насилия;
- Разработать в рамках своих профессиональных организаций Кодекс поведения для журналистов, фотографов и редакторов, которые освещают факты насилия с тем, чтобы держать общественность в курсе событий без неоправданного вмешательства, нарушающего неприкосновенность частной жизни и посягающего на человеческое достоинство жертв насилия и членов их семей;
- Расширить проведение специальных программ по обучению и повышению квалификации журналистов по освещению гендерных проблем и профилактике насилия в семье;
- Создавать специальные рубрики в СМИ по теме домашнего насилия;
- Активно участвовать в создании и проведении информационных кампаний против домашнего насилия и гендерных стереотипов, которые должны вызвать большой резонанс в обществе по отношению к данной проблеме;
- Развивать сотрудничество с НПО и правоохранительными органами в целях предотвращения распространения незаконных сообщений или видеоматериалов в сети Интернет, пропагандирующих культ насилия;
- Разработать в тесном сотрудничестве с профессиональными организациями, НПО и международными агентствами справочник для журналистов, публикующих сообщения о насилии;
- На регулярной основе информировать общественность и средства массовой информации о правительственных стратегиях и мерах, направленных на профилактику насилия, а также о его причинах;
- Развивать связи между НПО в разных областях стран; в перспективе организовать телемост между центральноазиатскими странами для решения проблем по домашнему насилию.
* Дополнительно
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНАМ ТАДЖИКИСТАНА:
- Разработать и принять отдельный нормативный закон «О семейных судах»;
- Принять Закон «О защите от насилия в семье». В процессе разработки вывести законопроект на всеобщее обсуждение, используя все виды СМИ;
- В пакет законов «О защите от насилия в семье» внести закон о бесплатной адвокатской помощи, а также имплементацию функционирования семейных судов для рассмотрения, в том числе случаев семейного насилия;
- Внести дополнение к Семейному Кодексу РТ об обязательном характере заключения брачного договора, как временной меры.
** Дополнительно
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ ТАДЖИКИСТАНА:
- Лоббировать принятие Закона «О защите от насилия в семье» и продолжить сбор подписей в его поддержку;
- Лоббировать ратификацию Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.