место в рейтинге
  • 762325
  • 4246
  • 1515
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Великий Болонский поход

Близится к концу очередной учебный год. В связи с этим решил выложить свою статью, опубликованную в августе прошлого года на сайте n-e.kz, который сейчас по неизвестным мне причинам не функционирует. Актуальность осталась, посему готов и сейчас подписаться под каждым словом.

В марте текущего года (на момент написания - 2010 год - прим. автора) Казахстан официально был принят в ряды участников так называемого Болонского процесса. Заявленной целью этой затеи для нашей страны стало в первую очередь расширение доступа к европейскому образованию, а также повышение мобильности студентов и преподавательского состава путем принятия соответствующей системы ступеней и кредитной системы обучения. Однако поход к Болонским стандартам начался в нашей стране более десяти лет назад, когда страна подписала и ратифицировала Лиссабонскую Конвенцию по признанию квалификаций высшего образования в Европейском регионе. Многие шаги в направлении европейских стандартов образования казахстанская система образования уже сделала, однако сейчас очевидно, что основные задачи Болонской декларации, а также её основополагающего документа - Великой хартии университетов, были выполнены у нас в стране либо для проформы, либо не до конца обдуманно.

Одной из целей Болонской декларации является принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Согласно этой цели, в Казахстане, начиная с 2004 года, была внедрена многоступенчатая структура высшего и послевузовского образования. Таким образом, вместо полноценного высшего образования и гордого звания «специалист» мы получили ставшими уже полуругательными ступени «бакалавр» (с сопутствующей ему припиской «бакалавров на работу не принимаем»), «магистр» и PhD. Однако данное следование дани европейской моды не в полной мере соответствует требованиям качества образования. Уже в Европе первые ласточки начали информировать о результатах этой реформы. Так, большинство профессоров и доцентов Санкт-Галленского университета, который первым перешел на эту ступенчатую систему, заявляют, что эта реформа негативно отразилась на образовательном процессе, особенно заметно ударив по гуманитарным специальностям.

В Казахстане присоединение к Болонскому процессу уже вызвало путаницу с учебными программами и породило определенные проблемы трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. У нас в стране четырехлетний бакалавриат стал неизменно восприниматься, как неполное высшее образование, а бакалавры – как «недоспециалисты». То, что это представление не так уж и далеко от истины, становится понятным, если взглянуть на современные учебные программы в отечественных университетах. Первые два года студиозуосы любых специальностей, от филолога до физика-ядерщика, изучают исключительно предметы «для общего развития»: социологию, культурологию, психологию, валеологию и прочие основы безопасности жизнедеятельности. Лишь два года (вместо пяти по старой системе!) уделяются предметам по специальности. Очевидно, что учебные планы по ним были сужены до минимума. Странным это представляется также в совокупности с тем фактом, что система среднего образования была за уши растянута на 12 лет, и многие из общих предметов, будут изучаться, как в школе, так и в университетах приблизительно в одном и том же объеме. Для тех же, кто решает продолжить обучение в магистратуре, ряд предметов, например, философию придется изучать уже в третий раз.

Другим характерным явлением системы казахстанского образования, особенно по гуманитарным специальностям, является феномен «практики». Ни для кого не является секретом, что большая часть университетов, в том числе и национальных, организует учебную практику для своих подопечных по принципу самотека. Это означает, что студенты сами занимаются поиском мест, где они в идеале должны на практике пытаться применить полученные в alma mater знания, так как высшие учебные заведения совершенно не заботятся о том, чтобы найти соответствующие места и заключить договоры с частными предприятиями о предоставлении практики. Поэтому, к примеру, для студента-юриста в лучшем варианте практика превращается в перебирание и сортировку бумаг и выполнении функций «принеси-подай», в худшем – ответственный за практикантов на предприятии в первый же день предупреждает: «Заполните, что нужно, напишите характеристику, как вам нужно. Принесите мне, и я поставлю свою роспись и печать.» Ряд предприятий даже нашли способ зарабатывать на этой нише – за определенную сумму денег студент получит печать компании на дневнике и отчете о практике по большому спектру специальностей.

Эта же схема сохраняется в дальнейшем при получении дипломов бакалавра. В советское время существовала интересная практика оценки достижений пятилетки на уровне от предприятия до страны, которая выражалась в различных цифровых показателях. Так, многие выпускаемые станки исчислялись не количеством в штуках, а… в килограммах. Поэтому на всех предприятиях специально добавлялись детали, единственной целью которых было утяжеление станков. Благодаря унаследованной от советской системы «любви к цифрам» в требованиях, которые предъявляются к вузам во время государственной аккредитации, присутствует такой любопытный показатель, как количество трудоустроенных выпускников. На первый взгляд, является отрадным то, что абсолютно все вузы в этом показателе достигают результатов от девяноста до ста процентов, но курьезен и дик путь достижения таковых «успехов». Просто напросто никому из выпускников, будь то Казахского национального университета или частного вуза в регионе, не выдается диплом до тех пор, пока бывший студент не принесет справку с какого-либо предприятия о трудоустройстве. Как добываются эти справки, знают все, однако все высшие учебные заведения, во-первых, отрицают существование системы невыдачи дипломов по получения справок, во-вторых, не проводят должной работы с потенциальными работодателями.

Все это возможно лишь «благодаря» тому, что Министерство образования и науки Казахстана работает, как будто, в альтернативной реальности. Погоня за цифрами отнюдь не осталась в прошлом, и качество казахстанского образования до сих пор измеряется количеством доцентов на одного студента, погонном квадратном метраже зданий вузов и количеством книг в библиотечных фондах (поэтому в библиотеках вузов не торопятся списывать полные собрания сочинений классиков марксизма-ленинизма). Все это вызывает опасение, что Великий Болонский поход закончится отнюдь не поднятием уровня нашего образования до качества европейского, а очередным «хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

Яков Фёдоров theYakov
Человек разумный
18 апреля 2011, 1:06
1402

Loading...

Комментарии

В точку! Все так и есть, к сожалению. Лично я тоже не вижу актуальности перехода к четырехлетнему образованию. Гораздо проще было бы отучиться 5 лет и справедливо считать себя специалистом с высшим образованием.
А такие предметы, как социология, культурология, философия и т.п. я бы вообще из программы исключила! Готова предоставить с десяток аргументов в силу бесполезности вышеназванных предметов.
В целом, даже на старших курсах специализированных предметов мало. Беру на своем примере. Я по специальности - филолог китайского языка, однако изучаю лингвистику, современный РУССКИЙ язык, литературу... В неделю китайский язык у нас три раза проводится! А все остальное время уходит на изучение других предметов, мягко говоря, мало связанных с китайским языком.
В общем, тема наболевшая, о ней можно говорить и говорить...
remnew
0
0
а МОН тем временем будет внедрять и внедрять...
причем бешеными темпами - пятилетку за четыре года
это проблема не только образования. это вся наша жизнь так проходит.
3% нашей жизни посвящается полезным, нужным делам.
кстати, n-e.kz функционирует.
спс за коммент, месяцев пять висел банер "наш сайт на переработке. запуск через 00 лет 00 месяцев 00 часов 00 минут 00 секунд" =)))))
хотя даже сейчас судя по скорости добавления материала можно смело сказать: "не функционирует" =)
да, у нас почти весь казнет такой =))))
igrek
0
0
ну насколько я в курсе происходящего на сайте, в остановка размещения контента на сайте замешан главный редактор, который кстати и публиковал статью
А по-мрему, в общем это позитивный процесс - переход на мировые стандарты послешкольного образования. Другое дело, что на пройдёт минимум лет 10-15 лет, пока всё утрясётся. И безусловно, не сладко придётся людям, которые учатся в вузах именно в эти 10-15 лет. И не надо путать идею с тем, как её выполнили. Бакалавриат как раз предполагает практическую напрвленность образования. То, как построены программы в конкретных вузах - ответственость ректората и Минобразрвания.
скорее, это безответственность ректората и Минобразования =)
usov
0
0
Болонская система расчитана не качество преподавания и поднятие образованности населения, а направлена на гораздо большее ступенчатое выкачивание денег из карманов населения. В общем принцип "разделяй и властвуй" в идеале присутсвует в этой системе. Это приведет к еще большей недоступности хорошего образования малообеспеченным слоям населения, что для страны не есть хорошо, так как пахнет экспансией внешнего управления ввиду внедрения специалистов из "развитых" стран в экономику страны.
Задорное понимание Болонского процесса, жалко, если оно такое и у студентов и у работников вузов. Болонская система расчитана на разумность образования. Вы посмотрите, сколько сейчас дипломированных юристов, менеджеров и прочее, которые работают продавцами, потому что другой работы нет. Работа продавца - нормальная работа, но зачем тратить ресурсы на ненужное образование? И кандидатов наук на голову населения столько, что качество научной работы нивелировалось донельзя. В нормальном обществе нужно больше специалистов с практическими навыками, мало что умеющих вЫсокообразованных людей с дипломами.
usov
0
0
хороший аргумент, но старовато-предсказуемый. Очевидные проблемы с невостребованностью и отсутсвия элементарных задач для подготовки специалистов у государства вы хотите решить с помощью внедрения "заморской штучики" из Болони. Такой прицип традиционен для этих мест, ведь мы в сторону запада смотрим уже много веков. А на своей земле пророков нет. Большие деньги льются с запада для внедрения Болонской системы, выгодополучали будут заботиться об оправдании ее.
Конечно, я могу ошибаться в оценке реалий, но мне кажется, относиться к этой реформе образования как к внедрению "заморской штучки" - это тоже самое, что отказаться от сипользования банковских карточек только потому, что "у нас" традиционно за всё рассчитываются наличными. Я работала в немецкой организации здесь в Казахстане, которая помогала с поиском мастреских программ в Германии. Я видела кучу талантливых людей, которые хотели бы учиться по своей специализации в лучших универах Европы, но у них были такие трудности из-за разности образовательных систем. Я не совсем пониминаю, зачем, к примеру, студенту медику ждать, пока в Казахстане будет настолько развита кардиохирургия, что он сможет специализироваться именно здесь. Уже сейчас он может поехать в Европу, а потом поднимать ту же кардиохирургию здесь. Вы не согласны?
Обмен опытом и внедрение разные вещи, нужен анализ. И прежде определение тех, кто получает от этого дивиденды. Система образования не должна слепо копировать "опыт западных стран", распоряжаться своими ресурсами не вопреки своей стране, а в пользу. Болонская система имеет очень много вопреки государственности и самостоятельности нашей страны. Вот одно из мнений довольно знающих людей нашего времени kiwi.kz
Спасибо за ссылку, посмотрела, я подумаю. Много дельного дядька говорит. Меня смущает только "теория заговора" - она меня всегда смущает. И еще эти размышления названы "ВУЗы готовят марионеток". Если взять именно этот тезис, то совесткая система высшего образования, которую противопоставляют Болонскому процессу, марионеток готовила с неменьшим успехом. Может, даже с бОльшим.
"Теория заговора" ничто иное как следствие геополитических нажимов со стороны англосаксов на непокорных их растовщическому режиму. Болонская ситема ничто иное как часть этих глобальных планов. Мир в рассмотрении с позиций геополитических другой весьма, имеет другие параметры и точки отсчета. Как-то не принято обсуждать это с этих позиций. А с них это очень хорошо просматривается.
Режим прогнил и досточтоно было "посадить на зарплату дессидентов" как он пал. Образование в СССР сильнейшее и выпускало специалистов имевших очень высокий уровень подготовки в зависимости от вуза. После распада эти специалисты эимигрировав в США, Европу составили цвет всей науки и военно-промышленного комплекса НАТО. Они и сейчас готовы приехать обратно, но увы им негде работать и не на что будет здесь жить. Большенство предприятий ВПК разрушили "добрые люди" под умелым руководством и на гранты США.
Мне, допустим, как физику-ядерщику, вообще нафиг не сдались такие предметы. Уже зае*али...
Причем, приборов толком у нас НЕТ! А если есть то советские и раздолбаные, где осталось только мех.часть прибора, эл.часть к чертям. Их не закупают, закупают профессора на свои деньги. А потом на чем работать???
студенты-инженеры вообще очень сильно от этого страдают
По мне та студенты тоже во многом виноваты. Во-первых, система предполагает самостоятельное обучение (СРС и СРСП не просто так придумали), но наши этим не занимаются, он сами не отошли от старой системы когда им все преподносили на блюдечке, хотя студенты - это не школьники, они должны более осознано подходить к делу, с мыслями что в первую очередь эти знания им нужны, а не преподавателям, ВУЗу или минобр.
Во-вторых, необходимо было просто лучше изучать Болонскую систему, ведь ни государство, ни вузы ни препода не были готовы толком к ней - каждый трубил со своей колокольни так как он понял - сам это видел, когда разные преподаватели объясняли мне о данной системе кардинально противоположными мнениями. Поэтому минобр быстро ретировался и решил, что систему будем вводить поэтапно.
Я не дождался лучших времен:) Какова ситуация сейчас не в курсе:)

Автору - отличный слог, мне очень понравилось, как стилистика, так и содержание! Не понятно только почему ты об этом пишешь???:))) Только не говори, что за Отчизну обидно:)
а вот скажу - обидно за державу =)

вообще, у меня складывается такое ощущение, что система образования намеренно спускается в ...
скоро выложу мысли по этому поводу в блоге
zoya_f
0
0
помню я начало этой ацкой болонки. Наш курс был последним, кто учился 5 лет. На наших глазах уровень обучения резко упал, сократили нужные для профессии предметы и добавили абсолютно ненужных, типа естествознания. Многие хорошие преподаватели поуходили. Глупо все это было, неполезно и ненужно никому.
и что вы предлагаете? что вы готовы сделать? или что нужно сделать?
было бы круто, если бы наш минобр мог бы внятно на эти вопросы ответить. в целом систему нужно перенастроить на качество образования, даже система аттестации вузов имеет кучу щелей, благодаря которым практически любой кандидат наук средней руки может открыть вуз при определенных финансовых вложениях. поэтому необходимо четко определиться с критериями качества при аттестации, составлении учебных планов, учебных и методических пособий. можно еще много написать про развитие науки при университетах, но это вообще отдельная тема...
вы сами педагог?
я сам бывший студент =) зачастую педагогам не хватает взгляда "снизу". по отношению к чиновникам предыдущее предложение нужно стократно умножить и возвести в квадрат )
Assiya
0
0
прочла и обрадовалась, что учусь на мех-мате МГУ, где до сих пор выдают дипломы специалиста =)
в новой системе все зависит от студента, а не от преподавателя.
Весь багаж знаний, который он получит зависит от него.
Это и есть Болоньская система.
Сам радуюсь что закончил в 2004
Сейчас беру второе высшее и правда многое смущает
но надо работать с тем, что есть либо учиться заграницей...как многие и делают в России, КНР или Кыргызстане
usov
0
0
качество образования за рубежем кроме России, крайне низкое, но престижное по приезду в Казахстан, хотя со мной многие не согласятся))) Как бы то нибыло, это факт, который не признают те, кто отвалил БОЛЬШИЕ деньги за обучение в престижнейщих вузах далекой заграницы))).
Я могу сказать, по своему опыту обучения в англии: не стоит такое обучение - таких денег. У меня в неделю было максимум шесть (6) часов лекций, остальное время - самообучение. Так кстати там у многих гуманитариев, у технарей чуть больше. Я был бакалавром, курс журналистика - full time. У магистров вообще в неделю один день занятий. Спрашивается, с чего это я должен платить 10000 фунтов если все равно придется все знания получать самостоятельно? Самая полноценная Болонская система... Преподаватели кстати там тоже работают на двух - трех работах...
спасибо за пояснения, считаю что это наиболее показательное добавление к моим словам и в целом к статье.
Пример здесь очень кстати.
Болонская система - ересь, вызванная слепым копированием и подражанием без учета наших реалии и отсутствием альтернатив. В идеале Болонская система дает выбор, что ты хочешь изучать. У нас, естественно такого нет и не будет. Потому что элементарно отсутствует сама система выбора предмета, нет таких альтернативных преподавателей, слабое МТО ВУЗов.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Исламская ипотека в Казахстане: в этом году выйдет на розничный рынок

Многие клиенты, вздыхая о харамном ссудном проценте местных банков, сокрушались по поводу отсутствия у нас халяльного кредитования. Поддержка исламского банкинга на уровне МФЦА есть...
DanaJarlygapova
24 марта 2017 / 18:28
  • 13023
  • 46
Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Престарелый старец-киборг Рокфеллер предлагал уничтожить 90% населения Земли

Первую пересадку сердца Рокфеллер пережил в 1976 году на 62-м году жизни. Последнюю пересадку ему сделали в августе 2016 года. Пересадка сердца такому старому пациенту не имеет аналогов...
Timur_Tregulov
21 марта 2017 / 23:10
  • 6780
  • 52
Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

Компания LG Electronics открыла предзаказ на новый флагман LG G6

LG Electronics объявляет о начале предварительного заказа онлайн на новый смартфон LG G6. Оформить предзаказ можно на сайтах магазинов электроники до 16 апреля 2017 года.
LG Electronics
24 марта 2017 / 14:20
  • 4636
  • 0
Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Беременность по-американски. Никто не ждет до 40 дней, с малышом гуляют с первого дня

Мои волшебные 9 месяцев протекали в новой среде и далеко от всех родственников и подружек. Никто из моих знакомых в США на тот момент не успел обзавестись малышом, поэтому мне не с кем было...
Zarema_
23 марта 2017 / 9:25
  • 4297
  • 14
Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Алматы – это город-урод. Если вы живете здесь, то сами найдете кучу примеров

Париж, Рим, Барселона, Лондон, Алматы, Венеция – выберите город, который на ваш взгляд кажется лишним в этом списке. Если бы не было слова "урод", было бы легче определиться?
corridere
21 марта 2017 / 14:59
  • 4460
  • 75
Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Страну, где так строят дороги, победить невозможно!

Шестиминутный ролик про строительство автомобильной дороги в США - это как острый нож в пузо нашим чиновникам. Они же подавятся бешбармаком, увидев его! Похлеще любого пропагандистского фильма...
Timur_Tregulov
24 марта 2017 / 11:26
  • 3668
  • 31
Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Это вам не Дисней. Реальный прототип «Красавицы и Чудовища»

Многие уверенны на 100%, что сказка «Красавица и Чудовище» - это интересная выдумка ее создателей. Однако, действия, происходящие в мультфильме и фильме, имели место в истории, и у главных героев...
Naomi_K
24 марта 2017 / 18:42
  • 3929
  • 34
Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу.

Семь причин почему вам надо перестать откладывать переезд за границу.

Вы думаете о переезде за границу, но постоянно откладываете дату, потому что вас беспокоит тысяча мелочей, которые могут пойти не так? У меня есть семь причин, почему пора перестать мотать нервы...
Lesch
24 марта 2017 / 17:50
  • 2715
  • 14
Будьте бдительны при покупке цифровой техники! «Наебизнес» в магазинах техники

Будьте бдительны при покупке цифровой техники! «Наебизнес» в магазинах техники

Покупая бытовую технику в магазинах будьте внимательны. Сейчас практикуется впаривание дополнительных услуг по настройке. Прежде чем оформлять, проверьте суммы и уточните у манагеров если что-то не сходится.
dr_Motor
20 марта 2017 / 2:13