Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
2
12:01, 13 апреля 2011

Асык ату

Асык ату (альчики, маслы, бабки) – одна из древнейших игр кочевников, хотя в нее играли и оседлые народы. Основной атрибут – кости задних ног парнокопытных, чаще мелкого рогатого скота (овцы, козы), реже свиней и КРС, расположенные в районе коленных суставов, ребята меня поймут.

ИМХО, самая увлекательная игра моего детства. Blog post imageОсновная суть игры такова: в ряд (кон) ставятся асыки, задача сводится к тому чтобы с определенного расстояния своим асыком (сақа) выбить из ряда один или несколько асыков, которые становятся добычей игрока, их сбившего.

У каждого игрока есть асык, которым он пользуется для выбивания кона. Он называется сақа. Обычно для него выбирается самый крупный, соответственно самый тяжелый, асык из имеющихся в коллекции. Для большего утяжеления в асык заливают свинец и обматывают медной или алюминиевой проволокой. Уверенная игра собственной сахой дает большое преимущество.

Игра ведется в основном на земле, но мы играли и на асфальте, однако от этого быстро изнашивается саха. Впрочем сама игра теряет свой первозданный вид.

Очередь бросания определяется следующим образом. Сахи игроков собирались в руку одного из игроков и выбрасывались на поверхность вроде игральных костей. аждый асык может принять четыре основных положения.

бук (бүк) - выпуклая поверхность асыка, третья по значимости при выборе очерди броска.

чик (шік) - поверхность асыка с углублением, последняя по значимости.

айкур (алшы) - меньшая грань асыка с углублением, первая по значимости

таба - плоская грань асыка, вторая по значимости.

Если выпадают несколько айкуров, то право первого броска разыгрывается между ними.

также есть такое понятие как табан (стопа). это расстояние, равное длине стопы (размеру обуви)бьющего игрока. Blog post image

В случае выбивания асыка из кона, расстяние между выбитым асыком и чертой кона должно превышать три табана, причем за единицу измерения берется именно стопа выбившего игрока. Тем самым соблюдается принцип справедливости.

Каждый игрок имеет индивидуальный стиль стойки и броска. Кто-то предпочитает перед броском постукивать другой асык в незанятой при броске руке. Кто-то совершает крученый бросок. Кто-то сильно наклоняется назад. кто-то вперед...

Почти все игроки имели в коллекции так называемый залиток, свинцовый асык. В глину вдавливали настоящий асык, в полученную форму заливали жидкий свинец. Такие залитки могли применяться в игре, по договоренности. Но это было редко.

Нами игралось 4 разновидности игры.

1. Традиционные альчики. Игроки выставляют на кон по одному-два асыка. Количество игроков неограничено. Затем по очереди от кона игроки бросают битки (саха) на расстояние, которое им оптимально подходит для выбивания кона. Очередность определяется по принципу, указанному выше. Игроки могут намеренно попадают при броске на битки соперников, тогда они стреляют в кон с того же расстояния первыми. В общем чем дальше саха игрока от кона, тем раньше он стреляет. Игрок первым выбивший асык из кона на три табана, забирает весь кон. Если никто из игроков за первый бросок не сумел выбить кон, они стреляют с противоположной от кона стороны, причем с той линии на которой при первом броске оказался биток.

2. Алты атар. В переводе с казахского (шесть выстрелов). как обычно выставляются на кон по одному альчику от игрока. В идеале количество игроков должно быть равным шести, но допускаются исключения из правил. Таким же способом, как в предыдущей игре разыгрывается очередность. Однако, последний по очереди игрок права бить не имеет, и ставит свой биток в кон. по обе стороны от кона проводятся черты (чаще всего куском мела или силикатного кирпича), где-то на три-четыре метра. Оттуда игроки поочередно стреляют в кон, выбитые на три табана асыки забирают себе. Если кто-либо из игроков выбивает биток , который находится на кону, он забирает весь оставшийся кон. Каждый игрок имеет право на 6 выстрелов. Если за все 6 выстрелов игроков биток в кону не выбивается, оставшиеся альчики последний игрок, ну тот , который поставил свой биток на кон, забирает все оставшиеся асыки. При следующей игре он уже в розыгрыше очередности не участвует, и бьет первым.

3. Круг. вокруг кона чертится круг метра 2-3 в диаметре и линии по обе стороны  как в предыдущей игре. По установленной очередности игроки стреляют с этих линий по асыкам на кону. в случае попадания, игрок забирает себе асыки, выбитые за круг, и продолжает стрелять по асыкам в круге, стараясь выбить их из него. Если при броске он не выбивает асыки из круга, бросает уже следующий по очереди игрок. И так до полного отсутствия альчиков в круге.

4. Уш табан. Асыки выставляются на расстоянии одной стопы друг от друга в ряд. Очередность определяется так же. Только вот расстояние здесь выбирается поближе к кону. Но даже очередность выбора растояния не гарантирует права пробить первому. Для того чтобы иметь шанс первым выстрелить, нужно чтобы саха при броске заняла положение "алшы".

Асык ату - популярное занятие детей кочевников - выяявляла в игроках такие качества как лидерство, зоркость, смелость, взаимовыручка, точность, хладнокровие, впрочем как любой вид спорта.

2
24992
4