Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов42 подписчика
Всяко-разно
0
09:33, 28 марта 2011

Выходные для того, чтобы ... укорениться ...

В студенческие годы я очень сильно увлекалась историей казахов, вплоть до того, что читала отрывки из летописей и знала наизусть почти все даты. Не знаю, как объяснить эту тягу у казаха, выросшего в совке и не знающего толком своего языка…

Blog post image

Но со временем, чем больше я в это погружалась, тем больше приходило осознавание, что историю своего народа, ту, которая была на самом деле, узнать из книг невозможно. Что летописи пишутся придворными писцами и отражают то, что хочется слышать правителю. Ну вы знаете, о чем я.. Плюс перевод, или расшифровка записей искажается настолько, что изначальный смысл теряется вовсе (та же самая «Аз и Я» тому подтверждение). И вот мой интерес к истории как к науке был потерян.

И только много позже я поняла, как получить доступ к истинным знаниям о своем народе. Через то самое подсознательное, через информацию, уж не знаю, где закодированную, в генах или еще где. И самый простой доступ туда происходит через искусство.

В «длинные выходные» я снова ходила на спектакль сестер Габбасовых «Тамыр».

Blog post image

Сестры Габбасовы для меня – это как глоток свежего воздуха для души. Помню, впервые я видела их в немецком театре много лет назад с постановкой «Schnee» (снег). Тогда я мало что поняла, но внутри что-то сдвинулось.

Тамыр не понять невозможно. Он весь построен на символах и ритуалах. Он затрагивает такие глубинные слои генетической памяти, что внутри каждый раз происходит потрясение. Проверено – я смотрю его уже как минимум пятый раз. Смеюсь, что «ставлю на себе эксперимент – когда же я перестану плакать». Скорее всего, эксперимент этот будет бесконечен.

Blog post image

Как рассказывала мне Гульмира Габбасова, спектакль был задуман и поставлен в 2004 году, когда они с сестрой довольно долгое время находились за границей и приехали сюда, испытывая сильнейшую тоску по родной земле.

Уж не знаю, как это к ним пришло, и как вообще можно было сделать такое мощное по энергетике действо, в то время как на сцене находятся всего лишь две хрупкие девушки в очень простых костюмах. Да и сцена совсем небольшая – она даже не на возвышении, зритель сидит практически «на сцене», совсем рядом. А энергия просто «сносит». Гораздо сильнее, чем на помпезных балетных массовых эпических постановках… магия?

Blog post image

Магия начинается уже с первых минут,  когда Гульнара очищает пространство при помощи священной травы адраспан. Сцену и зрителя окутывает дым и запах, знакомый каждому с детства… Играет песня в исполнении казахских бабушек, взятая из архивных записей…

Отдельно о персонажах. Они многослойные. Их можно понять и как двух людей – человека, урбанизированного и оторванного от своих корней, потерявшего контакт с самим собой, и  - матерью, которая одним своим прикосновением «вылечивает» и дает силы…

Blog post image

Можно увидеть более крупно - народ и родину-мать. Причем я именно так их и увидела… здесь можно «прочитать» и наш современный народ – забывший свой язык и живущий что называется «на автомате».. а можно увидеть и народ  тех времен – кипчакских воинов, которые большую часть своей жизни проводили вне родной земли – в завоеваниях ли, в защите, вдали от своего очага.. И символическая родина-мать, аруах, родная земля, запах которой с одной стороны и противен чуть ли не до рвоты, с другой – вызывает степные образы, воспоминания в теле каких-то народных танцевальных движений,  соединяя человека-народ с самим собой…

Blog post image

Мне сразу вспомнилось поверье про то, что если дать казаху понюхать пучок ковыля, то в какой точке земного шара он бы ни был, он сорвется и поедет в родные края в тот же момент…

Blog post image

Моя подруга, которую я вытащила в театр спонтанно и которая является автором этих живых фотографий, увидела в них что-то другое. Она «прочитала» персонажи как сущности – духи, которые взаимодействуют друг с другом.

Кто-то читает в них инь и ян – женское и мужское начало.

Blog post image

Действие органично «ведет» музыка Куата Шильдебаева, который написал ее специально для этого спектакля. Особенно трогает финальная песня – всем вам известная «Отан Ана» в исполнении Батыра. Я спрашивала Гульмиру, почему именно песня? Ведь это не совсем в традициях танцтеатра.. А оказывается они сделали это специально. Ведь этот спектакль  они возят на международные фестивали. И там постоянно просят «что-нибудь сказать на казахском». И удивляются, насколько красивый и певучий у нас язык. Так вот песня, помимо всего прочего, это еще и демонстрация народной речи… а еще под нее они делают обряд омовения перед молитвой, символически очищая себя перед новой дорогой…

Blog post image

Что ж, я могу часами рассказывать про Тамыр. И скорее всего еще напишу про него и не раз… Но лучше, как говорится, один раз увидеть… Вот я сама сейчас пишу и мне снова хочется посмотреть… а если честнее, то сыграть в нем роль матери

Blog post image

Увидеть его можно будет в танцтеатре по адресу: ул. Тургут Озала (Баумана) 100, уг. Ул. Васнецова (выше ул. Толе Би), телефоны для справок 329-06-72
+7 701 323 72 70

К сожалению, я пока не знаю, когда он будет по репертуару в следующий раз, но обязательно напишу.

Blog post image

PS.  А в эту субботу приглашаю вас на спектакль «Иллюзия любви». Это история про отношения мужчины и женщины. Истории, если быть точнее. Здесь можно увидеть воплощенную Любовь)) и даже с ней как-то повзаимодействовать. А ведь были случаи – девушку на спектакле поцеловала Любовь, и она потом встретила свою половинку в жизни))) хотите попробовать?

   
0