• 64172
  • 27
  • 27
Нравится блог?
Подписывайтесь!

ЗДОРОВЬЕ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА

ПРЕДМЕТ КОНСИЛИУМА – ЗДОРОВЬЕ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА

Сегодня недостаточно высокий уровень управления как в целом ряде  компаний, так и в государственном аппарате сводит потенциал Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) к нулю. Компании, активно использовавшие кредитные ресурсы в момент роста и теперь оказавшиеся в сложной ситуации, но успевшие создать отличную производственную базу, узнаваемые бренды, технологическую платформу и выстроить управление, априори попали в категорию неэффективных.

В подходах государства и его экономической политике основным фокусом в реализации вышеупомянутой программы является создание условий для роста эффективных и обеспеченных ресурсами компаний, что поможет последовательно выправить макроэкономическую ситуацию и обеспечить  сбалансированное развитие экономики. Вместе с тем позиция государства предполагает, что этот фокус позволит избежать или минимизировать работу с проблемными компаниями.

Государство, как и ранее, ориентировано на быстрые результаты. Его  твердой долгосрочной позицией  является, исключая торговлю (импорт) и «неэффективных», поддержка производственных компаний. Сейчас уже очевидно,  что взгляд на проблему и расчеты оказались оптимистичными , поверхностными и теперь требуют корректировки. Четкого определения критериев эффективности компаний и проектов нет  Намерение модернизировать экономику рассыпается от тотального дефицита зрелых предпринимателей, способных реализовывать сложные проекты и стратегии, а низкие деловая этика и финансовая дисциплина приводят к иждивенческому поведению.

Бизнес в целом проявил неспособность менять ситуацию, формировать необходимый бизнес-климат, предпочитая, как и прежде, кулуарно лоббировать отдельные интересы через личные связи. Само отношение к стратегической программе и заложенным в ней задачам является главной причиной неэффективности действий,  а между тем время работает против нас. Необходимо взглянуть на прежние проблемы с точки зрения возможных альтернативных путей развития, взяв за отправной пункт начало докризисного роста. После, приняв то, что к кризису пришли общими усилиями, понять, как двигаться дальше вперед.

Начав модернизировать экономику и реализовывать ГПФИИР, государство столкнулось с тем, что большинство компаний и проектов не готовы  участвовать в ней. Ключевая проблема – низкий финансовый потенциал и финансовая неустойчивость предприятий. Иными словами, компании не могут привлекать кредиты ввиду высокого кредитного левериджа; собственного капитала недостаточно, а инвесторы не согласны  ждать прибыли 8-10 лет, пока предприятие расплатится с существующими долгами. Вместе с тем среди компаний, активно использовавших кредитные ресурсы в момент роста и теперь находящиеся в сложной ситуации, есть те, кто обладает отличной производственной базой, технологической платформой и выстроенным управлением, но априори оказались в категории неэффективных. Однако  при условии достижения компромисса между государством и предприятиями эти компании  вполне могут стать драйверами  модернизации.

Диагноз

Чтобы обозначить такие компании и работать над достижением компромисса, необходимо преодолеть общее недоверие. К сожалению, в Казахстане нет статистических данных, позволяющих оценить финансовое состояние несырьевых компаний производственного сектора – это тоже одна из причин сложившегося положения. Понимая это и обладая достаточным уровнем доверия, компания Zertteu последние два года была сконцентрирована на исследовании проблемы долговой нагрузки предприятий несырьевой экономики и вариантах ее решения.

Двухлетняя работа, включающая три масштабных исследовательских проекта[1], позволила собрать и систематизировать данные, на сегодня объективно являющиеся уникальными и наиболее полными. За это время  проанализировано более 1500 предприятий, проведено более 500 встреч-консультаций и множество заседаний рабочих групп с участием всех заинтересованных сторон. Была формализована и отражена архитектура казахстанского бизнеса, от предприятий  получены финансовая отчетность и качественная информация по основным аспектам деятельности бизнеса.

Количественные результаты исследований отражают, что из ста крупнейших производственных предприятий несырьевого сектора – участников проекта NB500 – 40% нуждаются в реструктуризации основного долга. Выборочное обследование 25 крупных производственных предприятий, испытывающих долговую нагрузку от различных несырьевых отраслей, позволило оценить глубину проблемы. В среднем отношение финансового долга к показателю EBITDA по крупным и средним несырьевым производственным компаниям с долговой нагрузкой на сегодня составляет 7/1, т.е. на погашение долга требуется семь лет. У шести предприятий только процентные платежи превышают 50% от операционной прибыли, а у двенадцати этой операционной прибыли недостаточно для обслуживания даже процентных платежей. Полученные данные показывают, что коэффициент покрытия долга у всех компаний значительно меньше единицы и после уплаты основного долга и вознаграждения они не смогут работать в нормальном режиме.

В открытых источниках и официальной статистике проблема долговой нагрузки отражается в качестве ссудного портфеля Банков второго уровня, доля неработающих кредитов с учетом реструктурированных более половины совокупного портфеля банковского сектора. Количество эмитентов KASE, допустивших дефолт по своим обязательствам, 29, из которых 20 – это компании несырьевого, нефинансового сектора и не оперирующие на монопольных рынках или 71% от всех эмитентов рассматриваемой группы.

Таким образом, высокая долговая нагрузка уже переросла с уровня отдельной компании на отраслевой, а с учетом последствий для банков и системы финансирования экономики –  на уровень всей макроэкономики. Финансирование не продумано и в самой ГПФИИР, за исключением поддержки в виде субсидирования, но предприниматели отмечают, что субсидирование процентной ставки в рамках второго направления (оздоровление предпринимательского сектора) программы «Дорожная карта бизнеса -2020» полностью не решает проблемы. Это, безусловно, снижает  текущие расходы на финансирование, но для привлечения новых средств необходимо изменить соотношение заемных средств и собственного капитала (уменьшить финансовый леверидж).

В переговорах с предпринимателями, различными инвесторами и кредиторами, с учетом международного опыта, в процессе исследований было рассмотрено множество кейсов. Каждый из них, в конечном счете, сводился к необходимости снижения соотношения финансового долга к EBITDA до различных уровней для положительного решения инвестора и вхождения в капитал предприятий. В данный момент политика государства в отношении снижения долговой нагрузки направлена на появление новых проектов, чем и объясняется приоритетность поддержки эффективных компаний и проектов, которые обеспечены ресурсами. Однако основываясь на результатах исследовательской работы, считаем, что увеличение количества новых проектов – это сложная задача, которую можно и нужно реализовывать в среднесрочной перспективе. Но в ближайшие два-три года  не менее важно использовать различные варианты реструктуризации основного долга существующих потенциально конкурентоспособных предприятий. Актуализация самими государственными ведомствами данной проблемы при реализации ГПФИИР еще раз подтверждает необходимость изменений в подходах.

Выбор лечения

Есть два варианта развития событий вокруг долговой нагрузки - инерционный и форсированный, которые предельно упрощенно можно сформулировать следующим образом. В случае инерционного сценария, в конечном счете, все само выровняется рынком, при этом в реализации ПФИИР основной акцент будет сделан на национальные компании и создание новых переделов в сырьевом секторе. В несырьевом секторе будут осуществляться номинальное выполнение поставленных результатов и сопутствующие несистемные меры поддержки отдельных отраслей. В итоге  темпы развития сырьевого сектора окажутся значительно выше, чем остальной экономики, и структурный дисбаланс увеличится.

Форсированный сценарий предполагает принятие системных мер по пропорциональному, с учетом всех интересов, снижению долговой нагрузки в несырьевой экономике, возникшей в результате инвестиционной ловушки и перегрева отдельных отраслей, что явилось результатом общих усилий. Эффективные в производстве и управлении компании стабилизируют свое финансовое состояние и продолжат развитие, скорректировав направления в соответствии с ГПФИИР, что уменьшит разницу в темпах развития между сырьевым и несырьевым секторами.

В контексте короткого окна возможностей (состояние мировой экономики, изменение расклада сил и среднесрочный прогноз высоких цен на нефть) форсированный сценарий – это  назревшее и наиболее осязаемое измерение для переосмысления процесса модернизации экономики, первой целью которого являются качественные преобразования. Функция государства в этом процессе заключается в обеспечении  стимулов для повышения качества управления в бизнесе и создания встроенных механизмов и инфраструктуры для совместной проработки решений.

Осуществление форсированного сценария предполагает корректировку политики государства в подходахк к определению эффективных компаний, что позволит повысить эффективность программы и проводить действительную модернизацию экономики. Важно учитывать, что одна из основных целей государства – извлечение бизнесом урока и направленность на устойчивое долгосрочное развитие  -  в текущий момент, по прошествии трех лет, осознается, и парадигма меняется.

С кризисом и жесткой политикой государства девальвируется само понятие «предприниматель», что является демативационным фактором в обществе. В момент роста именно личная эффективность, лидерство  и управленческий талант позволяли строить большие планы, привлекать большие объемы кредитных ресурсов, увеличивать количество инвестиционных проектов, соответственно повышая риск попадания в ловушку кредита и неуправляемости направлениями.

Назначение

В данный момент, правительство  уже приняло рамочное решение о том, что будет отдельная Программа по оздоровлению крупных и средних предприятий, в основу которой положена реструктуризация основного долга. Она станет частью ГПФИИР и будет  подчинена достижению ее целей и выполнению задач. Уполномоченным органом предположительно выступит Министерство финансов РК. Помимо этого, основными субъектами программы должны стать Совет по финансовому оздоровлению предприятий, консультанты и непосредственно кредиторы и заемщики.

Из обсуждений с представителями власти очевидно, что основным принципом программы должно стать паритетное участие сторон в оздоровлении предприятия – объемы государственной поддержки должны быть сопоставимы с объемами, вкладываемыми кредиторами и самими собственниками. Ключевым вопросом, осложняющим выработку и принятие программы, является целесообразность государственного вмешательства и моральная сторона вопроса спасения перекредитованных предприятий. Без взвешенного подхода программа способна подорвать конкуренцию, и, соответственно, она возможна исключительно на условиях сохранения баланса преимуществ между компаниями,  с учетом всего негативного опыта программы «30 корпоративных лидеров».

Основными из обсуждаемых в рабочих группах направлений государственной поддержки в рамках программы являются предоставление дополнительного финансирования для обеспечения конвертации обязательств заемщика в капитал и предоставление долгосрочного целевого займа БВУ в целях рефинансирования банком части долга заемщика.

Главным вопросом на данный момент являются критерии отбора участников потенциальной программы и механизмы реструктуризации. Помимо того, что это должны быть предприятия, соответствующие приоритетам ГПФИИР и имеющие стратегическое значение для экономики, они должны учитывать холдинговую структуру бизнеса. Несырьевая экономика фактически представлена тремя сотнями холдингов, зачастую сформировавшихся из формально независимых компаний различных отраслей, что подтвердилось в результате репрезентативного экспертного опроса и составления рэнкинга в рамках исследовательского проекта NB500. Такая организация бизнеса сложилась исторически в целях как защиты от поглощения, так и увеличения возможностей привлечения финансирования и дальнейшего перераспределения финансовых потоков, которое предельно сложно отслеживать и контролировать.

Это обстоятельство добавляет сложности, поскольку на практике  критерии, закладываемые в государственные программы, эффективны применительно к отдельному предприятию.  Вместе с тем при реструктуризации  план оздоровления должен учитывать систему взаимных гарантий и все будущие финансовые потоки. Критерии отбора, однако,  не учитывают, что практически любое потенциально конкурентное предприятие может являться частью неэффективного холдинга. К тому же  будет проблематично выдержать критерии при сопоставлении моделей проектов из различных отраслей и видов деятельности (рис. 1).

У государства есть опыт проведения сложных сделок по реструктуризации с банками, однако он был ограничен одновременной работой только по трем организациям, тогда как в рамках данной программы, оценочно, таких проектов будет порядка семидесяти пяти (рис. 2).

Схема, приведенная на рисунке, тоже построена на основе результатов проекта NB500. Мы не можем заранее оспаривать критерии, закладываемые в программу, но они требуют широкого обсуждения, поскольку, скорее всего, окажутся не исчерпывающими. Основными упускаемыми вопросами остаются методологические, возникающие с появлением индивидуального подхода и режима ручного управления экономикой:

  • На примере инициативы создания тридцати корпоративных лидеров, когда поддерживались отдельные компании в отраслях, видно, что результатом явилось не развитие отрасли, а снижение конкуренции за счет искусственного усиления конкурентных преимуществ т.н. корпоративных лидеров. Необходима поддержка нескольких компаний в одной отрасли, чтобы появились движущие силы: конкуренция, инвестиционная привлекательность отрасли, пул  качественных предпринимателей.
  • Нужно учитывать специфику архитектуры казахстанского бизнеса – бизнес в нашей стране фактически представлен холдинговыми структурами, а поддержка одного производственного эффективного актива/проекта группы не учитывает и не просчитывает сложности и риски, обусловленные  низкой эффективностью других активов/проектов, взаимосвязями и распределением финансовых ресурсов внутри группы

Программа, о которой идет речь, только часть целостного подхода к модернизации экономики. Параллельно с сокращением долговой нагрузки  необходимо структурировать и увеличивать потоки инвестиций, которые тесно связаны с вопросами менеджмента, организации, лидерства и человеческого капитала на уровне отдельной компании, отдельного работника. Вместе с тем это потребует смены парадигмы и формирования стремления к созиданию во всем обществе. В совокупности перечисленное отражает систему необходимых преобразований. Данные аспекты модернизации делают проблему слишком сложной, чтобы государственные служащие в условиях сжатых сроков, низкого уровня мотивации и аппаратной неэффективности прорабатывали ее качественно.

В свою очередь компания Zertteu обладает уникальной инфраструктурой, которая позволяет реализовывать подобные сложные проекты – исследовательский центр, постоянная и качественная связь c предпринимателями и экспертами, конструктивный диалог с правительством и государственными органами, медийное подразделение National Business и сайт www.nbforum.kz, а также диалоговая площадка National Business Forum.


[1] «Исследование стратегической среды», «Выборочное исследование долговой нагрузки предприятий несырьевого сектора» и проект «NB500» – итоговые материалы на www.nbforum.kz и в предыдущих выпусках National Business

© National Business №12 (82) 2010

national_business
Журнал «National Business» («Национальный Бизнес»). Издается с октября 2003 года. №1 ДЕЛОВОЕ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ КАЗАХСТАНА National Business – казахстанский ежемесячный деловой журнал №1, настольное издание топ-менеджеров, менеджеров среднего звена, владельцев бизнеса, decision-makers, ведущих представителей государственного и научно-образовательного сектора. Журнал охватывает наиболее образованную, экономически активную и состоятельную прослойку населения. Телефон редакции: +7 (727) 3121130, факс: +7 (727) 3121136, email: info@nb.kz
19 марта 2011, 17:02
714

Загрузка...

Комментарии

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Как мы «скидываемся» на красивую жизнь мажоров. Воровство пенсионных денег

Официальные спикеры КНБ РК рассказали о ходе расследования, раскрыв общественности схему, которую использовало руководство ЕНПФ для воровства 5 миллиардов тенге пенсионных накоплений.
openqazaqstan
13 янв. 2017 / 11:30
  • 14677
  • 16
10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

10 лучших районов Алматы. Широкие улочки, частные дома, летом – красота!

Названия улиц: Садовый бульвар, Солнечный проезд. Красиво звучит не так ли? Прям, как в Москве... Уютные улочки и радующие глаз одноэтажные домики, тихо и свободно, нет динамики, движух и ажиотажа.
gelberdeuet
16 янв. 2017 / 14:45
  • 7476
  • 96
Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Наверное, я себя почувствовала человеком именно в Корее. Не в Казахстане

Если я останусь в Казахстане, то идти мне здесь некуда, пахать за копейки на госслужбе? Прожить всю жизнь в однокомнатной вместе с котом и мамой?
savira6
13 янв. 2017 / 9:44
  • 5686
  • 36
Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
вчера / 21:50
  • 4908
  • 16
Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Айсулу Салгарина. Решил пойти в гости к той, что вызывает гордость за казахских девушек

Прошло около 2 лет. За эти годы в моей жизни многое изменилось. И мне стало интересно, какие же изменения произошли в жизни тех, у кого я когда-то брал интервью...
DastanIskakov
14 янв. 2017 / 11:43
  • 4890
  • 5
Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Многочасовые очереди, смерти в ЦОНах: почему вопросы об этом ставят парламентариев в тупик?

Ожидали ли депутаты Мажилиса всего этого? Как планировали этот процесс регистрации, и обсуждали ли его, прежде чем одним нажатием кнопки принять нормы с такими абсурдными временными рамками?
openqazaqstan
17 янв. 2017 / 14:32
  • 4518
  • 20
Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Сейчас даже дяденьки и тетеньки в 20-27 лет живут с родителями. Безработица в Алматы

Наверняка, все знают крылатую фразу Ленина "Кто не работает - тот не ест" В то время за безработицу осуждали, а кормили народ за счет предприятия - славные были времена, пусть я и застала их лишь...
DoZa
13 янв. 2017 / 9:54
  • 4406
  • 49
Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

Сильное ДТП произошло в Алматы на Тимирязева-Байзакова

NoComment (c) Официальный слоган EuroNews. Катастрофа на алматинской утренней трассе началась с того, что водители «Ниссана» и микровена ожидали сигнала светофора на запад по Тимирязева...
ibestreporter
17 янв. 2017 / 22:52
  • 3333
  • 5
Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Вейпинг безопасен? Эндрю Холл из США тоже так считал, пока что-то не пошло не так

Эндрю Холл из США считал, что вейпинг безопасен и усиленно убеждал в этом близких. Но как-то раз что-то пошло не так. Это результат взрыва хипстерского устройства - выбило 7 зубов + ожоги и раны...
Maxambet
17 янв. 2017 / 16:28
  • 3179
  • 45