ПРЕДМЕТ КОНСИЛИУМА – ЗДОРОВЬЕ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА
Сегодня недостаточно высокий уровень управления как в целом ряде компаний, так и в государственном аппарате сводит потенциал Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) к нулю. Компании, активно использовавшие кредитные ресурсы в момент роста и теперь оказавшиеся в сложной ситуации, но успевшие создать отличную производственную базу, узнаваемые бренды, технологическую платформу и выстроить управление, априори попали в категорию неэффективных.
В подходах государства и его экономической политике основным фокусом в реализации вышеупомянутой программы является создание условий для роста эффективных и обеспеченных ресурсами компаний, что поможет последовательно выправить макроэкономическую ситуацию и обеспечить сбалансированное развитие экономики. Вместе с тем позиция государства предполагает, что этот фокус позволит избежать или минимизировать работу с проблемными компаниями.
Государство, как и ранее, ориентировано на быстрые результаты. Его твердой долгосрочной позицией является, исключая торговлю (импорт) и «неэффективных», поддержка производственных компаний. Сейчас уже очевидно, что взгляд на проблему и расчеты оказались оптимистичными , поверхностными и теперь требуют корректировки. Четкого определения критериев эффективности компаний и проектов нет Намерение модернизировать экономику рассыпается от тотального дефицита зрелых предпринимателей, способных реализовывать сложные проекты и стратегии, а низкие деловая этика и финансовая дисциплина приводят к иждивенческому поведению.
Бизнес в целом проявил неспособность менять ситуацию, формировать необходимый бизнес-климат, предпочитая, как и прежде, кулуарно лоббировать отдельные интересы через личные связи. Само отношение к стратегической программе и заложенным в ней задачам является главной причиной неэффективности действий, а между тем время работает против нас. Необходимо взглянуть на прежние проблемы с точки зрения возможных альтернативных путей развития, взяв за отправной пункт начало докризисного роста. После, приняв то, что к кризису пришли общими усилиями, понять, как двигаться дальше вперед.
Начав модернизировать экономику и реализовывать ГПФИИР, государство столкнулось с тем, что большинство компаний и проектов не готовы участвовать в ней. Ключевая проблема – низкий финансовый потенциал и финансовая неустойчивость предприятий. Иными словами, компании не могут привлекать кредиты ввиду высокого кредитного левериджа; собственного капитала недостаточно, а инвесторы не согласны ждать прибыли 8-10 лет, пока предприятие расплатится с существующими долгами. Вместе с тем среди компаний, активно использовавших кредитные ресурсы в момент роста и теперь находящиеся в сложной ситуации, есть те, кто обладает отличной производственной базой, технологической платформой и выстроенным управлением, но априори оказались в категории неэффективных. Однако при условии достижения компромисса между государством и предприятиями эти компании вполне могут стать драйверами модернизации.
Диагноз
Чтобы обозначить такие компании и работать над достижением компромисса, необходимо преодолеть общее недоверие. К сожалению, в Казахстане нет статистических данных, позволяющих оценить финансовое состояние несырьевых компаний производственного сектора – это тоже одна из причин сложившегося положения. Понимая это и обладая достаточным уровнем доверия, компания Zertteu последние два года была сконцентрирована на исследовании проблемы долговой нагрузки предприятий несырьевой экономики и вариантах ее решения.
Двухлетняя работа, включающая три масштабных исследовательских проекта[1], позволила собрать и систематизировать данные, на сегодня объективно являющиеся уникальными и наиболее полными. За это время проанализировано более 1500 предприятий, проведено более 500 встреч-консультаций и множество заседаний рабочих групп с участием всех заинтересованных сторон. Была формализована и отражена архитектура казахстанского бизнеса, от предприятий получены финансовая отчетность и качественная информация по основным аспектам деятельности бизнеса.
Количественные результаты исследований отражают, что из ста крупнейших производственных предприятий несырьевого сектора – участников проекта NB500 – 40% нуждаются в реструктуризации основного долга. Выборочное обследование 25 крупных производственных предприятий, испытывающих долговую нагрузку от различных несырьевых отраслей, позволило оценить глубину проблемы. В среднем отношение финансового долга к показателю EBITDA по крупным и средним несырьевым производственным компаниям с долговой нагрузкой на сегодня составляет 7/1, т.е. на погашение долга требуется семь лет. У шести предприятий только процентные платежи превышают 50% от операционной прибыли, а у двенадцати этой операционной прибыли недостаточно для обслуживания даже процентных платежей. Полученные данные показывают, что коэффициент покрытия долга у всех компаний значительно меньше единицы и после уплаты основного долга и вознаграждения они не смогут работать в нормальном режиме.
В открытых источниках и официальной статистике проблема долговой нагрузки отражается в качестве ссудного портфеля Банков второго уровня, доля неработающих кредитов с учетом реструктурированных более половины совокупного портфеля банковского сектора. Количество эмитентов KASE, допустивших дефолт по своим обязательствам, 29, из которых 20 – это компании несырьевого, нефинансового сектора и не оперирующие на монопольных рынках или 71% от всех эмитентов рассматриваемой группы.
Таким образом, высокая долговая нагрузка уже переросла с уровня отдельной компании на отраслевой, а с учетом последствий для банков и системы финансирования экономики – на уровень всей макроэкономики. Финансирование не продумано и в самой ГПФИИР, за исключением поддержки в виде субсидирования, но предприниматели отмечают, что субсидирование процентной ставки в рамках второго направления (оздоровление предпринимательского сектора) программы «Дорожная карта бизнеса -2020» полностью не решает проблемы. Это, безусловно, снижает текущие расходы на финансирование, но для привлечения новых средств необходимо изменить соотношение заемных средств и собственного капитала (уменьшить финансовый леверидж).
В переговорах с предпринимателями, различными инвесторами и кредиторами, с учетом международного опыта, в процессе исследований было рассмотрено множество кейсов. Каждый из них, в конечном счете, сводился к необходимости снижения соотношения финансового долга к EBITDA до различных уровней для положительного решения инвестора и вхождения в капитал предприятий. В данный момент политика государства в отношении снижения долговой нагрузки направлена на появление новых проектов, чем и объясняется приоритетность поддержки эффективных компаний и проектов, которые обеспечены ресурсами. Однако основываясь на результатах исследовательской работы, считаем, что увеличение количества новых проектов – это сложная задача, которую можно и нужно реализовывать в среднесрочной перспективе. Но в ближайшие два-три года не менее важно использовать различные варианты реструктуризации основного долга существующих потенциально конкурентоспособных предприятий. Актуализация самими государственными ведомствами данной проблемы при реализации ГПФИИР еще раз подтверждает необходимость изменений в подходах.
Выбор лечения
Есть два варианта развития событий вокруг долговой нагрузки - инерционный и форсированный, которые предельно упрощенно можно сформулировать следующим образом. В случае инерционного сценария, в конечном счете, все само выровняется рынком, при этом в реализации ПФИИР основной акцент будет сделан на национальные компании и создание новых переделов в сырьевом секторе. В несырьевом секторе будут осуществляться номинальное выполнение поставленных результатов и сопутствующие несистемные меры поддержки отдельных отраслей. В итоге темпы развития сырьевого сектора окажутся значительно выше, чем остальной экономики, и структурный дисбаланс увеличится.
Форсированный сценарий предполагает принятие системных мер по пропорциональному, с учетом всех интересов, снижению долговой нагрузки в несырьевой экономике, возникшей в результате инвестиционной ловушки и перегрева отдельных отраслей, что явилось результатом общих усилий. Эффективные в производстве и управлении компании стабилизируют свое финансовое состояние и продолжат развитие, скорректировав направления в соответствии с ГПФИИР, что уменьшит разницу в темпах развития между сырьевым и несырьевым секторами.
В контексте короткого окна возможностей (состояние мировой экономики, изменение расклада сил и среднесрочный прогноз высоких цен на нефть) форсированный сценарий – это назревшее и наиболее осязаемое измерение для переосмысления процесса модернизации экономики, первой целью которого являются качественные преобразования. Функция государства в этом процессе заключается в обеспечении стимулов для повышения качества управления в бизнесе и создания встроенных механизмов и инфраструктуры для совместной проработки решений.
Осуществление форсированного сценария предполагает корректировку политики государства в подходахк к определению эффективных компаний, что позволит повысить эффективность программы и проводить действительную модернизацию экономики. Важно учитывать, что одна из основных целей государства – извлечение бизнесом урока и направленность на устойчивое долгосрочное развитие - в текущий момент, по прошествии трех лет, осознается, и парадигма меняется.
С кризисом и жесткой политикой государства девальвируется само понятие «предприниматель», что является демативационным фактором в обществе. В момент роста именно личная эффективность, лидерство и управленческий талант позволяли строить большие планы, привлекать большие объемы кредитных ресурсов, увеличивать количество инвестиционных проектов, соответственно повышая риск попадания в ловушку кредита и неуправляемости направлениями.
Назначение
В данный момент, правительство уже приняло рамочное решение о том, что будет отдельная Программа по оздоровлению крупных и средних предприятий, в основу которой положена реструктуризация основного долга. Она станет частью ГПФИИР и будет подчинена достижению ее целей и выполнению задач. Уполномоченным органом предположительно выступит Министерство финансов РК. Помимо этого, основными субъектами программы должны стать Совет по финансовому оздоровлению предприятий, консультанты и непосредственно кредиторы и заемщики.
Из обсуждений с представителями власти очевидно, что основным принципом программы должно стать паритетное участие сторон в оздоровлении предприятия – объемы государственной поддержки должны быть сопоставимы с объемами, вкладываемыми кредиторами и самими собственниками. Ключевым вопросом, осложняющим выработку и принятие программы, является целесообразность государственного вмешательства и моральная сторона вопроса спасения перекредитованных предприятий. Без взвешенного подхода программа способна подорвать конкуренцию, и, соответственно, она возможна исключительно на условиях сохранения баланса преимуществ между компаниями, с учетом всего негативного опыта программы «30 корпоративных лидеров».
Основными из обсуждаемых в рабочих группах направлений государственной поддержки в рамках программы являются предоставление дополнительного финансирования для обеспечения конвертации обязательств заемщика в капитал и предоставление долгосрочного целевого займа БВУ в целях рефинансирования банком части долга заемщика.
Главным вопросом на данный момент являются критерии отбора участников потенциальной программы и механизмы реструктуризации. Помимо того, что это должны быть предприятия, соответствующие приоритетам ГПФИИР и имеющие стратегическое значение для экономики, они должны учитывать холдинговую структуру бизнеса. Несырьевая экономика фактически представлена тремя сотнями холдингов, зачастую сформировавшихся из формально независимых компаний различных отраслей, что подтвердилось в результате репрезентативного экспертного опроса и составления рэнкинга в рамках исследовательского проекта NB500. Такая организация бизнеса сложилась исторически в целях как защиты от поглощения, так и увеличения возможностей привлечения финансирования и дальнейшего перераспределения финансовых потоков, которое предельно сложно отслеживать и контролировать.
Это обстоятельство добавляет сложности, поскольку на практике критерии, закладываемые в государственные программы, эффективны применительно к отдельному предприятию. Вместе с тем при реструктуризации план оздоровления должен учитывать систему взаимных гарантий и все будущие финансовые потоки. Критерии отбора, однако, не учитывают, что практически любое потенциально конкурентное предприятие может являться частью неэффективного холдинга. К тому же будет проблематично выдержать критерии при сопоставлении моделей проектов из различных отраслей и видов деятельности (рис. 1).
У государства есть опыт проведения сложных сделок по реструктуризации с банками, однако он был ограничен одновременной работой только по трем организациям, тогда как в рамках данной программы, оценочно, таких проектов будет порядка семидесяти пяти (рис. 2).
Схема, приведенная на рисунке, тоже построена на основе результатов проекта NB500. Мы не можем заранее оспаривать критерии, закладываемые в программу, но они требуют широкого обсуждения, поскольку, скорее всего, окажутся не исчерпывающими. Основными упускаемыми вопросами остаются методологические, возникающие с появлением индивидуального подхода и режима ручного управления экономикой:
- На примере инициативы создания тридцати корпоративных лидеров, когда поддерживались отдельные компании в отраслях, видно, что результатом явилось не развитие отрасли, а снижение конкуренции за счет искусственного усиления конкурентных преимуществ т.н. корпоративных лидеров. Необходима поддержка нескольких компаний в одной отрасли, чтобы появились движущие силы: конкуренция, инвестиционная привлекательность отрасли, пул качественных предпринимателей.
- Нужно учитывать специфику архитектуры казахстанского бизнеса – бизнес в нашей стране фактически представлен холдинговыми структурами, а поддержка одного производственного эффективного актива/проекта группы не учитывает и не просчитывает сложности и риски, обусловленные низкой эффективностью других активов/проектов, взаимосвязями и распределением финансовых ресурсов внутри группы
Программа, о которой идет речь, только часть целостного подхода к модернизации экономики. Параллельно с сокращением долговой нагрузки необходимо структурировать и увеличивать потоки инвестиций, которые тесно связаны с вопросами менеджмента, организации, лидерства и человеческого капитала на уровне отдельной компании, отдельного работника. Вместе с тем это потребует смены парадигмы и формирования стремления к созиданию во всем обществе. В совокупности перечисленное отражает систему необходимых преобразований. Данные аспекты модернизации делают проблему слишком сложной, чтобы государственные служащие в условиях сжатых сроков, низкого уровня мотивации и аппаратной неэффективности прорабатывали ее качественно.
В свою очередь компания Zertteu обладает уникальной инфраструктурой, которая позволяет реализовывать подобные сложные проекты – исследовательский центр, постоянная и качественная связь c предпринимателями и экспертами, конструктивный диалог с правительством и государственными органами, медийное подразделение National Business и сайт www.nbforum.kz, а также диалоговая площадка National Business Forum.
[1] «Исследование стратегической среды», «Выборочное исследование долговой нагрузки предприятий несырьевого сектора» и проект «NB500» – итоговые материалы на www.nbforum.kz и в предыдущих выпусках National Business
© National Business №12 (82) 2010