Yvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
05:02, 19 марта 2011

ЗДОРОВЬЕ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА

ПРЕДМЕТ КОНСИЛИУМА – ЗДОРОВЬЕ НЕСЫРЬЕВОГО СЕКТОРА

Blog post imageСегодня недостаточно высокий уровень управления как в целом ряде  компаний, так и в государственном аппарате сводит потенциал Программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) к нулю. Компании, активно использовавшие кредитные ресурсы в момент роста и теперь оказавшиеся в сложной ситуации, но успевшие создать отличную производственную базу, узнаваемые бренды, технологическую платформу и выстроить управление, априори попали в категорию неэффективных.

В подходах государства и его экономической политике основным фокусом в реализации вышеупомянутой программы является создание условий для роста эффективных и обеспеченных ресурсами компаний, что поможет последовательно выправить макроэкономическую ситуацию и обеспечить  сбалансированное развитие экономики. Вместе с тем позиция государства предполагает, что этот фокус позволит избежать или минимизировать работу с проблемными компаниями.

Государство, как и ранее, ориентировано на быстрые результаты. Его  твердой долгосрочной позицией  является, исключая торговлю (импорт) и «неэффективных», поддержка производственных компаний. Сейчас уже очевидно,  что взгляд на проблему и расчеты оказались оптимистичными , поверхностными и теперь требуют корректировки. Четкого определения критериев эффективности компаний и проектов нет  Намерение модернизировать экономику рассыпается от тотального дефицита зрелых предпринимателей, способных реализовывать сложные проекты и стратегии, а низкие деловая этика и финансовая дисциплина приводят к иждивенческому поведению.

Бизнес в целом проявил неспособность менять ситуацию, формировать необходимый бизнес-климат, предпочитая, как и прежде, кулуарно лоббировать отдельные интересы через личные связи. Само отношение к стратегической программе и заложенным в ней задачам является главной причиной неэффективности действий,  а между тем время работает против нас. Необходимо взглянуть на прежние проблемы с точки зрения возможных альтернативных путей развития, взяв за отправной пункт начало докризисного роста. После, приняв то, что к кризису пришли общими усилиями, понять, как двигаться дальше вперед.

Начав модернизировать экономику и реализовывать ГПФИИР, государство столкнулось с тем, что большинство компаний и проектов не готовы  участвовать в ней. Ключевая проблема – низкий финансовый потенциал и финансовая неустойчивость предприятий. Иными словами, компании не могут привлекать кредиты ввиду высокого кредитного левериджа; собственного капитала недостаточно, а инвесторы не согласны  ждать прибыли 8-10 лет, пока предприятие расплатится с существующими долгами. Вместе с тем среди компаний, активно использовавших кредитные ресурсы в момент роста и теперь находящиеся в сложной ситуации, есть те, кто обладает отличной производственной базой, технологической платформой и выстроенным управлением, но априори оказались в категории неэффективных. Однако  при условии достижения компромисса между государством и предприятиями эти компании  вполне могут стать драйверами  модернизации.

Диагноз

Чтобы обозначить такие компании и работать над достижением компромисса, необходимо преодолеть общее недоверие. К сожалению, в Казахстане нет статистических данных, позволяющих оценить финансовое состояние несырьевых компаний производственного сектора – это тоже одна из причин сложившегося положения. Понимая это и обладая достаточным уровнем доверия, компания Zertteu последние два года была сконцентрирована на исследовании проблемы долговой нагрузки предприятий несырьевой экономики и вариантах ее решения.

Двухлетняя работа, включающая три масштабных исследовательских проекта[1], позволила собрать и систематизировать данные, на сегодня объективно являющиеся уникальными и наиболее полными. За это время  проанализировано более 1500 предприятий, проведено более 500 встреч-консультаций и множество заседаний рабочих групп с участием всех заинтересованных сторон. Была формализована и отражена архитектура казахстанского бизнеса, от предприятий  получены финансовая отчетность и качественная информация по основным аспектам деятельности бизнеса.

Количественные результаты исследований отражают, что из ста крупнейших производственных предприятий несырьевого сектора – участников проекта NB500 – 40% нуждаются в реструктуризации основного долга. Выборочное обследование 25 крупных производственных предприятий, испытывающих долговую нагрузку от различных несырьевых отраслей, позволило оценить глубину проблемы. В среднем отношение финансового долга к показателю EBITDA по крупным и средним несырьевым производственным компаниям с долговой нагрузкой на сегодня составляет 7/1, т.е. на погашение долга требуется семь лет. У шести предприятий только процентные платежи превышают 50% от операционной прибыли, а у двенадцати этой операционной прибыли недостаточно для обслуживания даже процентных платежей. Полученные данные показывают, что коэффициент покрытия долга у всех компаний значительно меньше единицы и после уплаты основного долга и вознаграждения они не смогут работать в нормальном режиме.

В открытых источниках и официальной статистике проблема долговой нагрузки отражается в качестве ссудного портфеля Банков второго уровня, доля неработающих кредитов с учетом реструктурированных более половины совокупного портфеля банковского сектора. Количество эмитентов KASE, допустивших дефолт по своим обязательствам, 29, из которых 20 – это компании несырьевого, нефинансового сектора и не оперирующие на монопольных рынках или 71% от всех эмитентов рассматриваемой группы.

Таким образом, высокая долговая нагрузка уже переросла с уровня отдельной компании на отраслевой, а с учетом последствий для банков и системы финансирования экономики –  на уровень всей макроэкономики. Финансирование не продумано и в самой ГПФИИР, за исключением поддержки в виде субсидирования, но предприниматели отмечают, что субсидирование процентной ставки в рамках второго направления (оздоровление предпринимательского сектора) программы «Дорожная карта бизнеса -2020» полностью не решает проблемы. Это, безусловно, снижает  текущие расходы на финансирование, но для привлечения новых средств необходимо изменить соотношение заемных средств и собственного капитала (уменьшить финансовый леверидж).

В переговорах с предпринимателями, различными инвесторами и кредиторами, с учетом международного опыта, в процессе исследований было рассмотрено множество кейсов. Каждый из них, в конечном счете, сводился к необходимости снижения соотношения финансового долга к EBITDA до различных уровней для положительного решения инвестора и вхождения в капитал предприятий. В данный момент политика государства в отношении снижения долговой нагрузки направлена на появление новых проектов, чем и объясняется приоритетность поддержки эффективных компаний и проектов, которые обеспечены ресурсами. Однако основываясь на результатах исследовательской работы, считаем, что увеличение количества новых проектов – это сложная задача, которую можно и нужно реализовывать в среднесрочной перспективе. Но в ближайшие два-три года  не менее важно использовать различные варианты реструктуризации основного долга существующих потенциально конкурентоспособных предприятий. Актуализация самими государственными ведомствами данной проблемы при реализации ГПФИИР еще раз подтверждает необходимость изменений в подходах.

Выбор лечения

Есть два варианта развития событий вокруг долговой нагрузки - инерционный и форсированный, которые предельно упрощенно можно сформулировать следующим образом. В случае инерционного сценария, в конечном счете, все само выровняется рынком, при этом в реализации ПФИИР основной акцент будет сделан на национальные компании и создание новых переделов в сырьевом секторе. В несырьевом секторе будут осуществляться номинальное выполнение поставленных результатов и сопутствующие несистемные меры поддержки отдельных отраслей. В итоге  темпы развития сырьевого сектора окажутся значительно выше, чем остальной экономики, и структурный дисбаланс увеличится.

Форсированный сценарий предполагает принятие системных мер по пропорциональному, с учетом всех интересов, снижению долговой нагрузки в несырьевой экономике, возникшей в результате инвестиционной ловушки и перегрева отдельных отраслей, что явилось результатом общих усилий. Эффективные в производстве и управлении компании стабилизируют свое финансовое состояние и продолжат развитие, скорректировав направления в соответствии с ГПФИИР, что уменьшит разницу в темпах развития между сырьевым и несырьевым секторами.

В контексте короткого окна возможностей (состояние мировой экономики, изменение расклада сил и среднесрочный прогноз высоких цен на нефть) форсированный сценарий – это  назревшее и наиболее осязаемое измерение для переосмысления процесса модернизации экономики, первой целью которого являются качественные преобразования. Функция государства в этом процессе заключается в обеспечении  стимулов для повышения качества управления в бизнесе и создания встроенных механизмов и инфраструктуры для совместной проработки решений.

Осуществление форсированного сценария предполагает корректировку политики государства в подходахк к определению эффективных компаний, что позволит повысить эффективность программы и проводить действительную модернизацию экономики. Важно учитывать, что одна из основных целей государства – извлечение бизнесом урока и направленность на устойчивое долгосрочное развитие  -  в текущий момент, по прошествии трех лет, осознается, и парадигма меняется.

С кризисом и жесткой политикой государства девальвируется само понятие «предприниматель», что является демативационным фактором в обществе. В момент роста именно личная эффективность, лидерство  и управленческий талант позволяли строить большие планы, привлекать большие объемы кредитных ресурсов, увеличивать количество инвестиционных проектов, соответственно повышая риск попадания в ловушку кредита и неуправляемости направлениями.

Назначение

В данный момент, правительство  уже приняло рамочное решение о том, что будет отдельная Программа по оздоровлению крупных и средних предприятий, в основу которой положена реструктуризация основного долга. Она станет частью ГПФИИР и будет  подчинена достижению ее целей и выполнению задач. Уполномоченным органом предположительно выступит Министерство финансов РК. Помимо этого, основными субъектами программы должны стать Совет по финансовому оздоровлению предприятий, консультанты и непосредственно кредиторы и заемщики.

Из обсуждений с представителями власти очевидно, что основным принципом программы должно стать паритетное участие сторон в оздоровлении предприятия – объемы государственной поддержки должны быть сопоставимы с объемами, вкладываемыми кредиторами и самими собственниками. Ключевым вопросом, осложняющим выработку и принятие программы, является целесообразность государственного вмешательства и моральная сторона вопроса спасения перекредитованных предприятий. Без взвешенного подхода программа способна подорвать конкуренцию, и, соответственно, она возможна исключительно на условиях сохранения баланса преимуществ между компаниями,  с учетом всего негативного опыта программы «30 корпоративных лидеров».

Основными из обсуждаемых в рабочих группах направлений государственной поддержки в рамках программы являются предоставление дополнительного финансирования для обеспечения конвертации обязательств заемщика в капитал и предоставление долгосрочного целевого займа БВУ в целях рефинансирования банком части долга заемщика.

Главным вопросом на данный момент являются критерии отбора участников потенциальной программы и механизмы реструктуризации. Помимо того, что это должны быть предприятия, соответствующие приоритетам ГПФИИР и имеющие стратегическое значение для экономики, они должны учитывать холдинговую структуру бизнеса. Несырьевая экономика фактически представлена тремя сотнями холдингов, зачастую сформировавшихся из формально независимых компаний различных отраслей, что подтвердилось в результате репрезентативного экспертного опроса и составления рэнкинга в рамках исследовательского проекта NB500. Такая организация бизнеса сложилась исторически в целях как защиты от поглощения, так и увеличения возможностей привлечения финансирования и дальнейшего перераспределения финансовых потоков, которое предельно сложно отслеживать и контролировать.

Это обстоятельство добавляет сложности, поскольку на практике  критерии, закладываемые в государственные программы, эффективны применительно к отдельному предприятию.  Вместе с тем при реструктуризации  план оздоровления должен учитывать систему взаимных гарантий и все будущие финансовые потоки. Критерии отбора, однако,  не учитывают, что практически любое потенциально конкурентное предприятие может являться частью неэффективного холдинга. К тому же  будет проблематично выдержать критерии при сопоставлении моделей проектов из различных отраслей и видов деятельности (рис. 1).

Blog post image

У государства есть опыт проведения сложных сделок по реструктуризации с банками, однако он был ограничен одновременной работой только по трем организациям, тогда как в рамках данной программы, оценочно, таких проектов будет порядка семидесяти пяти (рис. 2).

Blog post image

Схема, приведенная на рисунке, тоже построена на основе результатов проекта NB500. Мы не можем заранее оспаривать критерии, закладываемые в программу, но они требуют широкого обсуждения, поскольку, скорее всего, окажутся не исчерпывающими. Основными упускаемыми вопросами остаются методологические, возникающие с появлением индивидуального подхода и режима ручного управления экономикой:

  • На примере инициативы создания тридцати корпоративных лидеров, когда поддерживались отдельные компании в отраслях, видно, что результатом явилось не развитие отрасли, а снижение конкуренции за счет искусственного усиления конкурентных преимуществ т.н. корпоративных лидеров. Необходима поддержка нескольких компаний в одной отрасли, чтобы появились движущие силы: конкуренция, инвестиционная привлекательность отрасли, пул  качественных предпринимателей.
  • Нужно учитывать специфику архитектуры казахстанского бизнеса – бизнес в нашей стране фактически представлен холдинговыми структурами, а поддержка одного производственного эффективного актива/проекта группы не учитывает и не просчитывает сложности и риски, обусловленные  низкой эффективностью других активов/проектов, взаимосвязями и распределением финансовых ресурсов внутри группы

Программа, о которой идет речь, только часть целостного подхода к модернизации экономики. Параллельно с сокращением долговой нагрузки  необходимо структурировать и увеличивать потоки инвестиций, которые тесно связаны с вопросами менеджмента, организации, лидерства и человеческого капитала на уровне отдельной компании, отдельного работника. Вместе с тем это потребует смены парадигмы и формирования стремления к созиданию во всем обществе. В совокупности перечисленное отражает систему необходимых преобразований. Данные аспекты модернизации делают проблему слишком сложной, чтобы государственные служащие в условиях сжатых сроков, низкого уровня мотивации и аппаратной неэффективности прорабатывали ее качественно.

В свою очередь компания Zertteu обладает уникальной инфраструктурой, которая позволяет реализовывать подобные сложные проекты – исследовательский центр, постоянная и качественная связь c предпринимателями и экспертами, конструктивный диалог с правительством и государственными органами, медийное подразделение National Business и сайт www.nbforum.kz, а также диалоговая площадка National Business Forum.


[1] «Исследование стратегической среды», «Выборочное исследование долговой нагрузки предприятий несырьевого сектора» и проект «NB500» – итоговые материалы на www.nbforum.kz и в предыдущих выпусках National Business

© National Business №12 (82) 2010

0
349
0