Yvision.kzYvision.kz
kk
Разное
Разное
399 773 постов41 подписчиков
Всяко-разно
0
22:56, 22 июня 2009

Политические коммуникации в Интернет

Публичные политические технологии к нам пришли с распадом Союза, но унаследовали очень многое из социалистического прошлого. Как и прежде, главным их направлением в Казахстане остается пропаганда. А она как форма коммуникации очень требовательна – эдакий информационный Наполеон, чьи аппетиты господства постоянно растут. Впрочем, эта характеристика присуща и всем режимам, которые возводят пропаганду в приоритет общения с народом. Отсюда и отеческая опека власти над телеканалами, и неприязнь к «пасынкам», выбивающимся из генеральной линии.

Другие политические силы тоже пытаются использовать политические коммуникации, но чаще всего они действуют традиционными методами. То есть теми, какие использовались еще во времена самых первых буржуазных революций – спорадические встречи с народом и публикации в симпатизирующей прессе. Между тем, современный мир уже достаточно давно испытывает кризис таких коммуникаций – на встречи ходят одни и те же люди, и аудитория критических газет тоже постоянная. То есть, информация чаще всего ходит по кругу, тогда как общество все меньше интересуется политикой и политиками.

Где нужно искать новые пути выхода на избирателя, куда уходят люди, которым надоел неоправданно оптимистичные теледикторы? Безусловно, Интернет – абсолютный канал коммуникации, в котором люди могут общаться, слушать и смотреть новости, а также и самостоятельно производить их. Что особенно важно для нашей оппозиции, не устающей жаловаться на невнимание телевидения, Всемирная сеть может дать такой медиа-канал, какому не будет равных по соотношению «цена-аудитория», и такую обратную связь с потенциальными сторонниками, какую не обеспечит даже легион активистов.

Исследования зарубежных социологов показывают, что пользователи Интернета гораздо более активны в политических коммуникациях, чем сограждане, не живущие регулярной виртуальной жизнью. Неудивительно – люди уходят онлайн для поиска альтернативной информации, а это, по нынешним меркам, уже большой акт гражданского действия. Это поняли во многих странах – например, впервые в истории вся президентская кампания в США от встреч с избирателями до теледебатов выкладывалась на видеопортал YouTube, повышая интерес избирателей и сохраняя это все для истории в одном месте.

Ту кампанию вообще прозвали цифровой – особенно ту, что раскручивал штаб Б. Обамы. Помимо мероприятий «в реале», кандидат от демократов вел записки на всех популярных блог-платформах, использовал медиавирусы в Интернете, а, выиграв в выборах, первым делом открыл фотоблог Белого дома, где ежедневно выкладываются фотографии рабочей и неформальной атмосферы в этой обители власти. А год назад пример для подражания показали малайцы, на парламентских выборах массово использовавшие социальные сети и микроблоги. В итоге, из пяти оппозиционеров, получивших мандаты, пятеро оказались заядлыми интернетчиками.

Конечно, Казахстан – это не Малайзия и не США по уровню проникновения Интернета, мы по-прежнему топчемся в нижней половине рейтингов «электронной готовности». Но пользователей становится заметно больше на фоне снижения стоимости доступа – и, как показывает беглый взгляд на Казнет, площадки для обсуждения социально-политических вопросов имеют устойчивую популярность. Поэтому власти так озаботились проблемой контроля и фильтрации содержания Интернета – ведь это прямая информационная угроза для пропагандистской монополии. Именно поэтому, а вовсе не из-за одного любителя подслушивания и писательства. Даже если бы его не было, онлайн-цензура была только вопросом времени.

Что же до оппозиции, то ей необходимо использовать новые каналы взаимодействия с обществом и выходить на новые аудитории, работать с ними. Дольщиков, мигрантов из аулов в города, безработных и других отчаявшихся агитировать партии научились. Да, активные пользователи Интернета – это совершенно другое сообщество, молодое, более скептичное в силу своего социального статуса и образования, более конформистское. С ним, быстро растущим будущим поколением, которое будет общаться и читать новости только в Интернете, работать труднее, но и необходимее – учитывая нынешние темпы виртуализации, выборный сезон 2012 года будет более благоприятен для тех, кто будет уметь и любить использовать новые медиа.

0