• 38493
  • 221
  • 53
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Сенсорное развитие детей или как мы недооценивали чувства

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. (wikipedia)

Вы, наверное, уже отдавали себе отчет, что детские впечатления такие яркие и незабываемые! Печенье было вкуснее, яблоки съедобнее, школьное футбольное поле необъятное, муравьи живее, трава и цветы также обладали душой! Уверенна, что все из вас вспомнят прямо сейчас запах булочек из школьной столовой :-) или запах бабушки, джайлау (если был такой опыт), яблоневого сада :-) Одни и те же конфеты в детстве казались обладали неповторимым вкусом, но когда мы едим их сейчас, мы говорим: "Раньше вкуснее были".

Многие родители не позволяют своим детям ходить босиком, голышом, брать мелкие предметы, возиться в песке, лужах, лежать на траве, сидеть на камне, ползать по земле (некоторым даже дома нельзя - пол холодный (автор: ай-ай-ай!), слюнявить предметы, чем сильно ограничивают опыт восприятия окружающего мира. Это примеры слепого подражания тех методов воспитания, объектами которого мы были сами :-(. Это проявления духовной лени, подавленного когда-то врожденного интереса к познанию, хотя тенденция все большего числа родителей, готовых расти в этом плане уже набирает обороты (искренне прошу прощения за категоричность - моя миссия защищать интересы ребенка, а не родителя в данном случае)

В то время как именно через чувства!! формируется наше сознание - устанавливаются и закрепляются, обогащаются и развиваются нейронные связи, которые до трех лет должны набирать обороты, а их пик приходиться на шесть лет. Больше такой феномен в жизненном цикле человека не повторяется!

"Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий." (Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей)

Именно в этот период и только через восприятие ребенок готовится к логике, речи, языку, развивается память, внимание и мышление.

Ребенок может исследовать мир только через обоняние (читай: нос), зрение (глаза), слух (уши), вкус (рот), ощущения (руки, ноги, душа).

Игрушки, музыку, которые вы выбираете для детей, возможности и методы, которыми вы пользуетесь должны служить цели помочь ребенку иметь "глаз, который видит; душу, которую чувствует; и руку, которая слушается" (автора цитаты не знаю, цитировали на лекции Монтессори курса)

Научиться читать и считать можно в любом возрастет, но возможности, которые предоставлены ребенку в период высокой чувствительности проходят навсегда. Именно поэтому ребенку после шести лет (так говорят многие педагогические источники, но я рискну сказать, что после трех) не овладеть многими понятиями в той мере, какой они могли бы, чтобы быть успешными в интеллектуальном, физическом, творческом и духовном развитии.

Родителям, которым захочется дальше узнать о том, как помочь ребенку в сенсорном развитии надо почитать информацию о сенситивных (сензитивных) периодах развития ребенка и системе образования монтессори.

Прочитать и ничего не делать - значит ржаветь!

 

Лана Диканчиева Nerzhaveika
Не позволяю себе ржаветь! Надеюсь, этот блог тоже не заржавеет :-)
2 марта 2011, 1:38
873

Загрузка...

Комментарии

Samson
0
0
yvision.kz - перенесите в это сообщество плиз)
баннер будем делать вашему блогу)
я только что вступила в сообщество, но я не знаю как переносить...
все разобралась :-) спасибо!
Захотелось еще добавить, что не всем детям подходит методика Монтессори, в том плане что в классе нужно заниматься самостоятельно, не контактируя с другими детьми. Мы месяц ходим именно в такой Детский Развивающий Центр. Со всем материалом сын правильно работает, справляется с задачами, но в последнее время (2-3 занятия) он без особого энтузиазма находиться там. Ему больше нравиться когда в начале занятия педагог работает с группой, и в конце когда они все вместе танцуют и поют. Сделала вывод, что буду искать другой детский центр.
Однако, материалы на сенсорику приветствую. Ее можно развивать и дома. Даю играть с крупами, пересыпать, переливать, рисовать на манке. Когда игра заканчивается, и вся крупа рассыпана по всему ковру, даю побегать босиком. Включаю музыку каждый день (классика и медитативная (шум воды, дельфины и прочее) ), рисует свои каракули он у меня как и на А4, так и на огромных холстах и можно до бесконечности перечислять.
Просто родителям нужно знать, что все, что там в этой методике Монтессори можно и дома делать самим бесплатно.
У малыша до трех лет самостоятельно не может контактировать с детьми - всегда нужно, чтобы были рядом те, кто бы мог помочь выстраивать отношения. примерно с трех лет начинается настоящий интерес ребенка к общению, и он готов понимать чувства других, уступать им для достижения компромисса.
Я прошла подготовку монтессори педагога здесь, в Алматы под руководством российской ассоциации монтессори педагогов и полторагодичный курс лондонского монтессори центра. Работала в группах с детьми от 3 до 6 лет и в группе малышей, где они занимаются вместе с мамами. Могу сказать, что общение между детьми не только имеет права контактировать с другими детьми, но они это делают активно и это даже может фасилитироваться педагогами в отношении тех детей, которые быстрее находят общий язык с другим ребенком и замыкается при попытках педагога это сделать. Поощряется, чтобы дети помогал и друг другу в понимании какого либо материала и даже обучали, помогали новым детям влиться в группу, объяснять им правила и т.д. Особенно интересно, что про свою систему, сама Монтессори говорила, как о незаконченной. Педагоги монтессори всегда находятся в состоянии ученичества - происходит обмен опытом, анализ деятельности детей, самих педагогов, регулярно происходят семинары для родителей и педагогов. В этом я вижу особенную силу этой системы. Ну и конечно я видела и продолжаю видеть множество доказательств того, что работа в монтессори среде помогает ребенку формировать правильные позитивные социальные отношения (ПРЕЖДЕ ВСЕГО, для меня это важнее, чем интеллектуальные достижения детей, которые я недооцениваю) между детьми, между взрослыми и детьми, родителями и детьми, родителями и родителями.
Создать дома монтессори среду возможно только отчасти. потому, что среда - это не только игрушки (материалы), это другие дети, люди, знания этих людей и детей и возможность поддерживать то, что называется рабочей атмосферой.

Вывод Л. Берк (Развитие ребенка, Изд-во Питер, серии Мастера психологии, 2006, стр. 43) "Однако все более распространенным становится мнение, что родители не могут справиться с задачей воспитания детей в одиночку; им необходима помощь заинтересованного окружения и общества."
Х. Клинтон (1996) "Требуется целая деревня, чтобы воспитать ребенка"

Деревня - это идеально в моем понимании, но в условиях города - монтессори среда, которая отличается от школы к школе, спасение детских душ, мое ИМХО.
Извините, не перечитала перед отправкой.
"Педагоги монтессори всегда находятся в состоянии ученичества - происходит обмен опытом, анализ деятельности детей, самих педагогов, регулярно происходят семинары для родителей и педагогов. " а также отслеживание и изучение научных достижений.
"интеллектуальные достижения детей, которые я недооцениваю" читайте, пожалуйста, не недооцениваю.

Еще один комментарий: если вы хотите, чтобы ребенок научился отвечать за свои действия, начинайте помогать осознавать это уже сейчас - в его ежедневной деятельности. Я конечно сейчас громко выражусь, но поверьте, если ребенок создает ситуацию и разрешают ее родители и если в дальнейшей жизни так получится, что не осознавая вы исключительно из любви будете позволять ему делать то, за что он не способен нести ответственность (разбрасывать манку по всему ковру, заранее понимая, что он не в состоянии будет завершить действие, т.е. убрать все за собой)- такие люди в группе риска по зависимости от алкоголя и/или наркотиков в будущем. Так, как не способность нести ответственность за свои действия - это одно из тех психологических подоплек данных душевных заболеваний. В ситуациях, когда ребенок знает правила, что он должен за собой убирать, и он загоняет себя в ситуацию, где однозначно он не сможет или даже внутренне понимает, что он и не собирается этого делать... есть же мама, тетя и т.д., это несомненно переносится на характер, поступки. Это, конечно может корректироваться в будущем, но именно на таких очевидных примерах лучше всего можно увидеть, как и где ребенку помочь скорректировать понимание. В этом монтессори педагоги являются помощниками - это другой, опытный взгляд на работу ребенка, где родитель ничего не может увидеть за этим.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Я был удивлён, что в Азербайджане есть Казахский район

Мне как казаху по национальности очень хотелось туда попасть. Оказалось, что климат там намного суровей и люди, говорят, суровые и воинственные. Казах – город на западе Азербайджана...
alidimash
18 янв. 2017 / 21:50
  • 31265
  • 18
Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

Астана глазами алматинских девушек. Как при таких погодных условиях можно выжить?

В спальных районах, и в высотных домах сквозь стены слышно завывание ветра. В особенности ночью. Такие звуки, я слышала, пожалуй, только по телевизору, в фильмах про метель.
Naomi_K
20 янв. 2017 / 12:36
Разрубить сирийский узел. Казахстан как миротворец сделает невозможное?

Разрубить сирийский узел. Казахстан как миротворец сделает невозможное?

Только что в Астане начались межсирийские переговоры. Событие это примечательно не столько содержанием и ожидаемыми результатами, а самим фактом.
openqazaqstan
23 янв. 2017 / 13:35
  • 3752
  • 16
Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Это поколение просрет страну. 20-летняя молодежь представляет из себя сказочных эльфов

Смотря в очередные пустые глаза вчерашнего студента, приходящего устраиваться на первую работу страшно становится. Потому что сравниваю с теми же китайскими студентами, которые готовы выгрызать себе мечту.
mbaitykov
18 янв. 2017 / 11:34
Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Становится хуже, но как-то постепенно. Беднеем, но тоже как-то не разом

Помню, когда я уезжал и Казахстана, тут было довольно прилично, даже не смотря на то, что жить было невыносимо. Но прилично так. Мусора было меньше. Дороги чистили, вони почти не было. Да и в остальном тоже норм.
shootnix
18 янв. 2017 / 12:49
  • 4022
  • 37
Алматы глазами обычного парня из Астаны – большая барахолка всего Казахстана

Алматы глазами обычного парня из Астаны – большая барахолка всего Казахстана

"Местные" люди мне понравились - разодеты как феерические единороги. Каждый одет по последнему писку моды. По сторонам не смотрят, не обращают внимания на других людей и им побоку, что думают окружающие.
Madya_R
вчера / 11:36
Поправки в стиле «1937» не прошли. МИК отказалось от запрета анонимных комментариев

Поправки в стиле «1937» не прошли. МИК отказалось от запрета анонимных комментариев

Сегодня Министерство информации и коммуникаций исключило из законопроекта предложенные ранее нормы, предполагавшие «деанонимизацию» комментаторов и регистрацию блогеров.
openqazaqstan
20 янв. 2017 / 12:12
  • 2553
  • 22
Почему мужчины используют некоторых женщин? Случай из жизни

Почему мужчины используют некоторых женщин? Случай из жизни

Однажды мне довелось приеxать к своей сестре в другой город с ночевкой. Она живет одна и ей почти 33 и она не замужем. Лично я считаю, что её старой девой называть рано, она все еще открыта для...
Roza_pvl
19 янв. 2017 / 15:32
  • 3035
  • 94
Пожив в Китае, привыкаешь к вопросам типа «Ты что, не китаянка?»

Пожив в Китае, привыкаешь к вопросам типа «Ты что, не китаянка?»

Привет всем) Сегодня хотелось бы поделиться ощущениями, какого это быть "чужой" среди "своих" Около одного года проживаю в Китае, и уже сама начинаю верить, а иногда даже задумываться о вероятности...
asemik07
20 янв. 2017 / 18:52
  • 2439
  • 19