• 38175
  • 221
  • 53
Нравится блог?
Подписывайтесь!

Сенсорное развитие детей или как мы недооценивали чувства

Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. (wikipedia)

Вы, наверное, уже отдавали себе отчет, что детские впечатления такие яркие и незабываемые! Печенье было вкуснее, яблоки съедобнее, школьное футбольное поле необъятное, муравьи живее, трава и цветы также обладали душой! Уверенна, что все из вас вспомнят прямо сейчас запах булочек из школьной столовой :-) или запах бабушки, джайлау (если был такой опыт), яблоневого сада :-) Одни и те же конфеты в детстве казались обладали неповторимым вкусом, но когда мы едим их сейчас, мы говорим: "Раньше вкуснее были".

Многие родители не позволяют своим детям ходить босиком, голышом, брать мелкие предметы, возиться в песке, лужах, лежать на траве, сидеть на камне, ползать по земле (некоторым даже дома нельзя - пол холодный (автор: ай-ай-ай!), слюнявить предметы, чем сильно ограничивают опыт восприятия окружающего мира. Это примеры слепого подражания тех методов воспитания, объектами которого мы были сами :-(. Это проявления духовной лени, подавленного когда-то врожденного интереса к познанию, хотя тенденция все большего числа родителей, готовых расти в этом плане уже набирает обороты (искренне прошу прощения за категоричность - моя миссия защищать интересы ребенка, а не родителя в данном случае)

В то время как именно через чувства!! формируется наше сознание - устанавливаются и закрепляются, обогащаются и развиваются нейронные связи, которые до трех лет должны набирать обороты, а их пик приходиться на шесть лет. Больше такой феномен в жизненном цикле человека не повторяется!

"Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий." (Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей)

Именно в этот период и только через восприятие ребенок готовится к логике, речи, языку, развивается память, внимание и мышление.

Ребенок может исследовать мир только через обоняние (читай: нос), зрение (глаза), слух (уши), вкус (рот), ощущения (руки, ноги, душа).

Игрушки, музыку, которые вы выбираете для детей, возможности и методы, которыми вы пользуетесь должны служить цели помочь ребенку иметь "глаз, который видит; душу, которую чувствует; и руку, которая слушается" (автора цитаты не знаю, цитировали на лекции Монтессори курса)

Научиться читать и считать можно в любом возрастет, но возможности, которые предоставлены ребенку в период высокой чувствительности проходят навсегда. Именно поэтому ребенку после шести лет (так говорят многие педагогические источники, но я рискну сказать, что после трех) не овладеть многими понятиями в той мере, какой они могли бы, чтобы быть успешными в интеллектуальном, физическом, творческом и духовном развитии.

Родителям, которым захочется дальше узнать о том, как помочь ребенку в сенсорном развитии надо почитать информацию о сенситивных (сензитивных) периодах развития ребенка и системе образования монтессори.

Прочитать и ничего не делать - значит ржаветь!

 

Лана Диканчиева Nerzhaveika
Не позволяю себе ржаветь! Надеюсь, этот блог тоже не заржавеет :-)
2 марта 2011, 1:38
869

Загрузка...

Комментарии

Samson
0
0
yvision.kz - перенесите в это сообщество плиз)
баннер будем делать вашему блогу)
я только что вступила в сообщество, но я не знаю как переносить...
все разобралась :-) спасибо!
Захотелось еще добавить, что не всем детям подходит методика Монтессори, в том плане что в классе нужно заниматься самостоятельно, не контактируя с другими детьми. Мы месяц ходим именно в такой Детский Развивающий Центр. Со всем материалом сын правильно работает, справляется с задачами, но в последнее время (2-3 занятия) он без особого энтузиазма находиться там. Ему больше нравиться когда в начале занятия педагог работает с группой, и в конце когда они все вместе танцуют и поют. Сделала вывод, что буду искать другой детский центр.
Однако, материалы на сенсорику приветствую. Ее можно развивать и дома. Даю играть с крупами, пересыпать, переливать, рисовать на манке. Когда игра заканчивается, и вся крупа рассыпана по всему ковру, даю побегать босиком. Включаю музыку каждый день (классика и медитативная (шум воды, дельфины и прочее) ), рисует свои каракули он у меня как и на А4, так и на огромных холстах и можно до бесконечности перечислять.
Просто родителям нужно знать, что все, что там в этой методике Монтессори можно и дома делать самим бесплатно.
У малыша до трех лет самостоятельно не может контактировать с детьми - всегда нужно, чтобы были рядом те, кто бы мог помочь выстраивать отношения. примерно с трех лет начинается настоящий интерес ребенка к общению, и он готов понимать чувства других, уступать им для достижения компромисса.
Я прошла подготовку монтессори педагога здесь, в Алматы под руководством российской ассоциации монтессори педагогов и полторагодичный курс лондонского монтессори центра. Работала в группах с детьми от 3 до 6 лет и в группе малышей, где они занимаются вместе с мамами. Могу сказать, что общение между детьми не только имеет права контактировать с другими детьми, но они это делают активно и это даже может фасилитироваться педагогами в отношении тех детей, которые быстрее находят общий язык с другим ребенком и замыкается при попытках педагога это сделать. Поощряется, чтобы дети помогал и друг другу в понимании какого либо материала и даже обучали, помогали новым детям влиться в группу, объяснять им правила и т.д. Особенно интересно, что про свою систему, сама Монтессори говорила, как о незаконченной. Педагоги монтессори всегда находятся в состоянии ученичества - происходит обмен опытом, анализ деятельности детей, самих педагогов, регулярно происходят семинары для родителей и педагогов. В этом я вижу особенную силу этой системы. Ну и конечно я видела и продолжаю видеть множество доказательств того, что работа в монтессори среде помогает ребенку формировать правильные позитивные социальные отношения (ПРЕЖДЕ ВСЕГО, для меня это важнее, чем интеллектуальные достижения детей, которые я недооцениваю) между детьми, между взрослыми и детьми, родителями и детьми, родителями и родителями.
Создать дома монтессори среду возможно только отчасти. потому, что среда - это не только игрушки (материалы), это другие дети, люди, знания этих людей и детей и возможность поддерживать то, что называется рабочей атмосферой.

Вывод Л. Берк (Развитие ребенка, Изд-во Питер, серии Мастера психологии, 2006, стр. 43) "Однако все более распространенным становится мнение, что родители не могут справиться с задачей воспитания детей в одиночку; им необходима помощь заинтересованного окружения и общества."
Х. Клинтон (1996) "Требуется целая деревня, чтобы воспитать ребенка"

Деревня - это идеально в моем понимании, но в условиях города - монтессори среда, которая отличается от школы к школе, спасение детских душ, мое ИМХО.
Извините, не перечитала перед отправкой.
"Педагоги монтессори всегда находятся в состоянии ученичества - происходит обмен опытом, анализ деятельности детей, самих педагогов, регулярно происходят семинары для родителей и педагогов. " а также отслеживание и изучение научных достижений.
"интеллектуальные достижения детей, которые я недооцениваю" читайте, пожалуйста, не недооцениваю.

Еще один комментарий: если вы хотите, чтобы ребенок научился отвечать за свои действия, начинайте помогать осознавать это уже сейчас - в его ежедневной деятельности. Я конечно сейчас громко выражусь, но поверьте, если ребенок создает ситуацию и разрешают ее родители и если в дальнейшей жизни так получится, что не осознавая вы исключительно из любви будете позволять ему делать то, за что он не способен нести ответственность (разбрасывать манку по всему ковру, заранее понимая, что он не в состоянии будет завершить действие, т.е. убрать все за собой)- такие люди в группе риска по зависимости от алкоголя и/или наркотиков в будущем. Так, как не способность нести ответственность за свои действия - это одно из тех психологических подоплек данных душевных заболеваний. В ситуациях, когда ребенок знает правила, что он должен за собой убирать, и он загоняет себя в ситуацию, где однозначно он не сможет или даже внутренне понимает, что он и не собирается этого делать... есть же мама, тетя и т.д., это несомненно переносится на характер, поступки. Это, конечно может корректироваться в будущем, но именно на таких очевидных примерах лучше всего можно увидеть, как и где ребенку помочь скорректировать понимание. В этом монтессори педагоги являются помощниками - это другой, опытный взгляд на работу ребенка, где родитель ничего не может увидеть за этим.

Оставьте свой комментарий

Спасибо за открытие блога в Yvision.kz! Чтобы убедиться в отсутствии спама, все комментарии новых пользователей проходят премодерацию. Соблюдение правил нашей блог-платформы ускорит ваш переход в категорию надежных пользователей, не нуждающихся в премодерации. Обязательно прочтите наши правила по указанной ссылке: Правила

Также можно нажать Ctrl+Enter

Популярные посты

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Мысли вслух. Почему казахи перестали общаться с родственниками и ходить в гости?

Дастархан в те времена был скромен. Не было понятия «сынау» - осуждения кто как живет, какой в доме ремонт и т.д. Пока взрослые обсуждали задержку заработной платы, мы играли в армию, жмурки, строили городки...
socium_kzo
5 дек. 2016 / 15:19
  • 28008
  • 30
Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

Верховный Суд презентовал комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу

ГПК содержит 505 статей, многие из которых написаны несколько сложным юридическим языком. Однако теперь понять их можно проще и без обращения к юристу.
RuSnake
6 дек. 2016 / 10:31
  • 10943
  • 0
Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

Японец о Казахстане: «Ваши девушки уж сильно себе набивают цену...»

"Мужчины должны у вас тут права качать, ибо их процент в вашей численности населения уступает проценту женщин". Я машинально начала уверять, что у нас в стране таковых не имеется...
Sapientia
5 дек. 2016 / 10:52
  • 10658
  • 71
Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

Известный европейский фотограф показал истинную красоту казашек

С 26 по 30 ноября в Алматы гостил известный европейский фотограф Ян Маклайн в рамках реализации совместного проекта с Казахстаном. Подробности не уточняются, однако ходят слухи о том, что этот...
Muchacho55
7 дек. 2016 / 18:29
  • 9158
  • 8
Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Распил 1 млрд долларов или спасение для Алматы? В 2017-м начнётся строительство БАКАД

Конечно, Алматы заслужил эту дорогу. Невзирая на все издержки, которые могут возникнуть. Заслужил и как крупнейший город Казахстана, и как субъект, формирующий своими налогами около четверти всех...
merurg
7 дек. 2016 / 12:35
  • 7317
  • 20
«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

«Лицо дьявола»? Страшный силуэт на стекле – не оправдание водительской безответственности

Казнет уже которые сутки подряд обсуждает страшную аварию на трассе Астана – Боровое, где сошлись страшные мистические знаки и где из-за банальной человеческой безответственности гибли люди..
openqazaqstan
вчера / 13:14
  • 5957
  • 5
10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

10 причин, по которым я не смогла работать учителем. Не только в зарплате дело, ребята

Я почти год проработала в школе, и когда уходила оттуда, была самым счастливым человеком в мире. Тот год, честно говоря, я и сейчас вспоминаю с ужасом.
demonica
6 дек. 2016 / 17:21
  • 6116
  • 78
На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

На самом деле дела плохи: казахстанские школьники на 49-м, а не на 12-м месте по математике

О том, как масс-медиа раздула миф о казахстанских вундеркидов в розовый воздушный шар, пока его не проколола правда-иголка. Получается, что казахстанские дети не могут применить теорию в практике...
ardakzhurynov
7 дек. 2016 / 0:17
  • 5713
  • 36
Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Невозвращенцы-болашаковцы должны государству почти 2 млрд тенге. Кто их теперь вернет?

Как сообщают новостные порталы, в Нью-Йорке нашёлся бывший болашаковец Ержан Еликов, исчезнувший пять лет назад и всё это время не выходивший на связь с родителями. Да-да, это именно он, «тот самый».
openqazaqstan
9 дек. 2016 / 14:31
  • 3666
  • 10